Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Культура, как подсистема бытия, имеет свои особенности соотношений с природой, обществом и человеком, а также внутренние структурные и функциональные характеристики, обусловленные ее самобытностью и самостоятельностью.

В связи с этим возникает опасность двух метафизических крайностей - растворение культуры в иной форме бытия и абсолютизация ее самостоятельности, что приводит к потере взаимосвязи с другими подсистемами бытия. Культура соткана из материала природы, она социальна по своему содержанию, но одновременно является особым типом бытия, неадекватным форме бытия общества, она существует не только в человеке, но и вне ее - в результатах и способах ее деятельности, а также является средством коммуникации между людьми . Поскольку культура структурируется деятельностью человека, то она многомерный характер, в отличие видодномирнои материальной природы. Культура не только связывает воедино естественное общественное и человеческое, но и создает необходимые для этого специфические культурные механизмы.

Одно измерение культуры определяется различными соотношениями материально-практической и духовной форм активности человека. Второе измерение - отраслевой (политическая, правовая, производственная, художественная культура). Третье измерение - масштабность культуры (этническая, классовая, профессиональная, семейная). Итак, культура предстает как многомерная, многоаспектная целостность, суть которой определяется структурной сложности, а структура - ее основными функциями. Согласно объективными целями человеческой деятельности, она, во-первых, исторически стала выражаться в действиях утилитарного характера, во-вторых, несет в созданных предметах соответствующий смысл, определенную социальную информацию, в-третьих, производит средства игрового общения людей в их самодостаточный деятельности, направленной на получение положительных эмоций.

Достижение этих целей обусловило расслоение деятельности человека на:

- Предметную деятельность;

- Деятельность общения;

- Синкретично-синтетическую художественную деятельность, где две первые формы

сливаются воедино ради иллюзорно-художественного общения.

Итак, внутренняя жизнь культуры выражается во взаимном опосредовании материальной, духовной и художественной деятельности. их взаимное имеют исторический характер, а художественная деятельность, искусство, является самосознанием культуры. Ведь искусство отражает объективный мир таким, каким он преломляется культурой, становясь тем самым ее собственной образной рефлексией (мир античный, средневековый, японский, аристократический и т.п.). Роль «сознания культуры», соответственно, играют науки и философия.

История культуры свидетельствует, что искусство и философия, искусство и наука находятся друг с другом в тесных связях. Более того, общим законом истории культуры является вибрувальни отношения между его сознанием и самосознанием. Зависимости от изменения ценностной доминанты культуры они могут отталкиваться друг от друга, замыкаясь в себе, привлекаться, взаимно дополняя друг друга, или доминировать друг над другом. Так, культура эпохи Просвещения характеризуется познавательно-рационалистською доминантой, а культура романтизма - культом искусства, религиозности. Мотивация установок культуры лежит вне ее собственным содержанием, в системе общественных отношений, которые порождают «социальный заказ» на ту или иную культурную доминанту, но осуществление этого заказа и формирования взаимоотношений «сознания» и «подсознания» культуры становится ее собственным делом.

Структура каждой из основных подсистем культуры (материальной, духовной, художественной) зависит от ее функции. Потребность реального жизнеобеспечения определяет строение материальной культуры как технологии практической деятельности, производит необходимые материальные блага. Потребность познания мира определяет строение культуры как теоретическую, абстрактно - логическую форму знаний через структуру конкретных наук о природе, обществе, человеке. И только потребность культуры в самопознании делает наиболее эффективной художественно-образную структуру духовной деятельности, ведь только она способна адекватно воплотить единство природы и культуры, материального и духовного, объективного и субъективного.



Загрузка...
Загрузка...
Яндекс.Метрика
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии