В современных теоретических измерениях ценность рассматривают как предмет, имеющий определенную пользу и способен удовлетворять ту или иную потребность человека, как идеал, как норму, как значимость чего-либо вообще для человека или социальной группы.
Все эти понимания отражают реальной сторону ценностей, и их нужно рассматривать не как взаимопротивоположное, а как взаимодополняющие в общей концепции ценностей. Они имеют разные основы и связаны с различными субъектами ценностного от-ношения. Поэтому каждый из подходов имеет право на существование, поскольку он отражает определенное реальное, существующее в социальной действительности ценностное отношение. В этом плане, например, ценности, связанные с верой в сверхъестественное, также реальными ценностями, ориентирами в жизни верующих, которые предопределяют нормы и мотивы их поведения и поступков. Если иметь в виду общее понимание ценностей, то можно сказать, что ценность - это понятие, указывающее на культурное, социальное или личностное значение (значимость) явлений и факторов действительности.
Ценностный образ - результат специфического обобщения, целостность культурных смыслов, которая никогда до конца не подлежит понятийном анализа. Т.е. понятийно невозможно полностью, на элементы разложить ценностный образ. Ценность - явление социальное, поэтому не может быть однозначно истинной или ложной. Понятие истины слишком узок для характеристики образа соответствии ценности и действительности. Важными характеристиками ценности объективная значимость и субъективная норма, на которые также нельзя распространять понятие истины.
Ценности включают субъективный, когнитивный и эмоциональный компоненты. К субъективного компонента входят значения и особистиший смысл, который определяется ее отношением к потребностям человека. Значение как аспект ценности обусловлено совокупностью общественно зна-чущих свойств, функций предмета, которые делают его ценным в определенном обществе. Ценность, определяется для сознания индивида в акте оценки, является итогом оценки. Ценность и оценки составляют единый комплекс: ценность - это характеристика оцениваемого, а оценка - процесс определения наличия или отсутствия ценности. Преобразуя действительность, человек придает ей целостной функции. Любое произведение человеческой деятельности реализует в себе ценностный проект, но ценным он становится лишь тогда, когда удовлетворяет определенную потребность. Оценка объединяет потенциальную ценность предмета с потребностями и интересами субъекта.
Ценности включают когнитивный и эмоциональный компоненты, знания и оценки. Знания фиксируют сущее, должное в знаниях человек абстрагируется от своей заинтересованности, в оценке - утверждает свой интерес. В знаниях человек осознает предметную выраженность мира, в оценке выясняет, соответствует ее потребностям. Оценка предполагает существование критерия, согласно которому происходит оценивание, определенной нормы для сравнения предмета с установленным образцом. Норма - это образцы общепринятого поведения, эталоны нормативной действия, а ценности сохраняют момент желательности действия. Но нормы не существуют вне ценностями, без них они вырождаются в схемы поведения. Ценности формируют особый мир духовного бытия, что возвышает человека над реальным, обыденным, помогают человеку строить социально привлекательный мир возможной действительности.