Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Сейчас существенным задачей мирового сотрудничества является выработка нового планетарного гуманизма, который стоял бы на страже прав человека и боролся за человеческую свободу и достоинство, а также указывал бы и на наш долг перед человечеством как единым целым.

 

Планетарный гуманизм отрицает нигилистическую философию рока и отчаяния, как и ту, что проповедует отказ от разума и свободы, одержима страхом и апокалиптическими сценариями Армагеддона. Сегодня гуманизм, как и всегда, побуждает людей к тому, чтобы они не искали спасения сверху. Лучшее, что мы можем сделать, - это призвать наш ум, отвагу, чтобы воплотить наши лучшие желания в жизнь.

Сегодня человек как бы «заброшена», по высказываниям философов - екзистенционалистив, в предметно-социальный мир. Как жить в этом мире? Может человек, который принадлежит своему времени, культуре, выработать абсолютные критерии своей нравственного поведения? Наиболее адекватными средствами самопознания для выработки ценностных ориентаций есть красота (эстетическое) и стремление к добру (этическое).

Эстетические ценности. В мире человека существует красота, интуитивно понятна всем, человек любит и восхищается красивым, прекрасным, возвышенным. Согласно ей не нравится безобразное, низкое. Но такого наивно-интуитивного понимания мира красоты недостаточно для выявления ориентации в нем. Необходимо философское обоснование сферы красоты.

До XVIII в. в философии эстетика не была объектом изучения. Это объясняется тем, что греческое «естетикос» означает «то, что относится к чувству», но чувство считалось всего лишь моментом познавательной или практической деятельности. Когда выяснилось, что мир чувственно-эмоционального имеет не только подчиненное, но и самостоятельное значение, то появляется эстетика, в рамках которой получают свое осмысление такие ценности, как красота и прекрасное. Красоту понимают как совершенство чувственного, а искусство - как воплощение красоты. Категория прекрасного конкретизирует категорию красоты, поскольку она более конкретна, включает в явном виде элементы сопоставления: нечто не просто красивое, а очень красивое, прекрасное и максимально удалено от безобразного - антипода прекрасного. Подчеркивая своеобразие эстетического восприятия, Кант характеризовал его как «целесообразность без цели». Эстетическое суждение не заинтересовано в чем-то другом, оно имеет самостоятельную ценность. В жизни человека эстетическое начало имеет свое особое место. Где и как существует эстетическое? Безусловно, в согласованности внешнего вида предмета с внутренним эмоционально-образным человек постоянно проверяет все на человечность, ищет пропорций, которые бы органично связывали ее с окружающими. Выражением красоты может быть звук, вещество, движение, ритм, тело человека, слово, мысль, чувство. Искусство - это умение выразить себя по законам красоты. Прекрасное можно выразить мысли. Например, в науке высоко ценят доказательства, то есть красоту мышления, мыслей. Красивыми есть и чувства, если они ведут к положительно ценностных переживаний.

Нравственные ценности. Термин «этика» Аристотель создал от греческого слова «этос», что означает «обычай», «характер». В современном философско-гуманистическом знании существует много этических концепций, главными из которых являются этика добродетелей, этика долга и этика ценностей. Всего этика направлена на формирование нравственных ориентаций в личности. Основные идеи этики добродетели разработал Аристотель. Благотворительность - это такие качества личности, реализуя которые, он творит добро. Считается, что действуя сообразно своим добродетелей, человек неизбежно оказывается моральной. Зло связано с ограниченностью добродетелей. По Аристотелю, главными добродетелями есть мудрость, рассудительность, мужество, справедливость. Английский философ XX в. Б. Рассел предлагает свой перечень добродетелей: оптимизм, храбрость, интеллигентность. Новейшие авторы указывают на такие благотворительные ценности, как разумность, толерантность (терпимость к чужому мнению), коммуникабельность, справедливость, свободолюбия (любовь к свободе).

В противоположность этике добродетели, И. Кант развивал ценности этики долга. Он считал, что идеал добродетели может вести к добру, но он иногда приводит к злу, а именно тогда, когда им распоряжается тот, в жилах которого течет «холодная кровь злодея». Это происходит потому, что в добродетелях добро нашло свое частичное и относительное, а не полное воплощение. Решающим, основополагающим критерием добра может быть лишь то, что является добром без всяких недомолвок и ограничений. Критериями добра есть моральные законы, максимумы вроде «Не убий», «Не укради», «Не используй человека как средство». Лучшей гарантией от злого поступка является не добродетели, а нравственные максимы, которые имеют общий, универсальный, обязательный, формальный, априорный (то, что предшествует опыту) и трансцендентальное (тот, что обусловливает возможность познания) характер. Без этических ценностей не может обойтись ни отдельная личность, ни человечество в целом. Нет для человека ценного и благородного, чем быть морально чистым. К этике обращается тот, кто живет и действует. Каждый индивид является ее носителем - хорошим или плохим, независимо от своих желаний. Сколько трагедий и драм могли бы избежать люди, обратившись к практической силы философии. «Только нравственность в наших поступках, - считал А. Эйнштейн, - предоставляет красоты и достоинства нашей жизни».

Единство истины, красоты и добра. Главными ценностями, согласно предыдущим изложением, являются: познание (истина), чувственно-эмоциональное (красота), деятельность (добро). Подобно тому как у человека ум, сердце и воля образуют единство, так едины истина, красота и добро. Но характерные черты этого единства не однозначны, существуют различные тенденции ее понимания. Все соглашаются с тем, что истина, красота и добро выражают отличительные признаки истинно человеческого в человеке. Различия проявляются, когда рассматривают связь ценностей друг с другом. Часть мыслителей слишком сближает ценности. Р. Тагор считает, что прекрасное-это завершенный образ Добра, Добро - завершен выражение Прекрасного, за Сократом, знания, истина добро; Г. Флобер утверждает, что все прекрасное, - нравственное; Достоевский утверждает: то, что для ума является позором, для сердца является полной красотой. Итак, возведение одной ценности к другой является некорректным. Смещаясь в сторону красоты, истина инициирует глубокую мысль и нравственную чистоту, а в стремлении к добру большую роль играет истина и красота. Истина не есть красота, а красота не сводится к добру, но каждая из трех ценностей в определенном смысле указывает на другую. И. Кант определил прекрасное как символ морального добра. Это не случайно, поскольку три ценности связаны между собой не простым, а весьма сложным символическим связью.

Человек объединяет истину, красоту и добро, а тому, кто утверждает, что истина выше всего, сразу указывают на достоинства красоты и добра. Кто считает красоту вершиной человека, забывает об истине и добре. А тот, кто настаивает на приоритете добра, не до конца оценил преимущества истины и красоты. Человек достигает полноты жизни в единстве всех ценностей, стремясь к их гармонии, взаемопосилення, резонанса.

Понятно, что истина (правда), красота (прекрасное) и добро - это идеалы, рядом с которыми постоянно находятся их антиподы: заблуждение (ложь), безобразное и зло. К какому полюсу будет стремиться человек - это дело ее философского выбора, ее свободы, ответственности перед собой и перед другими. Беспристрастная философия, реализуя идеал индифферентности (безразличия), фиксирует полюса, которые рассматриваются, и этим ограничивает свою компетенцию. Конечно, скромность - не порок, недостатком является отказ от ответственности перед будущим, она стремится его обеспечить. И именно поэтому философия определяет человека идеально в контексте идеалов, высших ценностей. Ценности помогают человеку не только осуществлять биосоциальные функции, но и творить, управлять производством, самореализовать себя в рыночной экономике, исследовать новые горизонты в науке, получать душевное спокойствие и интеллектуально совершенствоваться, т.е. достигать успехов в любой сфере деятельности.



Загрузка...
Загрузка...
Яндекс.Метрика
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии