Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Материализм и атеизм присущ философским учением французских мыслителей XVIII в. Без сомнения, повлияли на них предшественники в философии: Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк и др.. Мыслители и философы Франции Франсуа-Мари

Вольтер (1694-1778), Жюльен Офре де Ламетри (1709-1751), Жан-Жак Руссо (1712-1778), Клод-Адриан Гельвеций (1715-1771), Этьен-Бонно де Кондильяк ( 1715-1780), Дени Дидро (1713-1784), Поль-Анри Гольбах (1723-1789), Жан-Антуан Кондорсе (1743-1794) вписали яркую страницу в историю свободомыслия и науки.

 

Жюльен Офре де Ламетри был яркой и бескомпромиссной личностью, самобытным мыслителем Франции. Ненавистью пронизано почти все, что было написано о нем в течение многих десятилетий после его смерти. Жюльен родился во Франции в семье богатого торговца. Отец сделал много, чтобы он учился в лучших учебных заведениях страны. Углубляя свои профессиональные знания в тогдашнего немецкого медицинского светила Германа Бургаве в Лейдене, Ламетри понял значимость новых данных естествознания для решения медицинских и других вопросов.

 

После публикации «Естественной истории души» (1745) против него восстали все клерикальные силы Франции и начались гонения, и только бегство в Германию спасла философа. Истина же в том, что Ламетри первым из французских мыслителей в своей книге утверждал идеи атеизма и антиклерикального материализма. Он также первым среди современников стал обосновывать материализм новейшим данным естествознания, выдвинув ряд новых идей:

 

= Виды развиваются путем естественного отбора; = возникновения потребностей приводит к формированию соответствующих органов; = раздражительность есть отличительная черта всего живого.

 

Ламетри бесстрашно добивался свободы устного и печатного слова и не побоялся признать право народа сбрасывать государей, которые не выполняют своих обязательств перед ним.

 

Ламетри заметил, что человеческое тело при своем возникновении подобное черве, все развитие которого мало отличаются от преобразований других живых существ. «Почему же нельзя отыскать природу или свойства неизвестного, но, очевидно, чувствительного и активного начала, которое заставляет этого червя гордо ползать на земной поверхности?», - Утверждал он. Но прежде всего надо обратиться к природе материи, рассматриваемой безотносительно к тем формам, которые она принимает. Потому что материя способна принимать различные формы, благодаря которым она и может приобретать движущую силу и способность чувствовать. Протяженность, как свойство, также принадлежит всякой материи, ибо любое тело немыслимо без понятия длины, ширины и глубины.

 

В способности чувствовать Ламетри видел атрибут материи, поскольку такая точка зрения, по его мнению, присуща философам всех веков. Поэтому напрасны попытки картезианцев опровергнуть ее заявлением, что "животные-простые машины". Опыт показывает нам, считал Ламетри, что чувственность одинакова у животных и у людей. Это доказывает язык чувств: стоны, крики, ласки, пение, а также все выражения страдания, печали, страха, храбрости, радости, гнева, удовольствия и другие. Правда, с единообразия функций органов чувств у животных и человека, нельзя убедительно объяснить ощущение как атрибут материи, замечает Ламетри. Но можно признать способность материи приобретать чувствительность "с помощью модификаций или воспринятых ею форм, потому что безусловно, что эта способность проявляется только в организованных телах". Это очень важная идея материализма, позволяет противопоставить его идеи божественного творения мира из ничего и идеи богодухновенности человеческого сознания.

 

Ламетри отметил, что уже древние предполагали какую-то потенциальную способность в материи, в организованных телах выступает как чувствительность. Природу, эволюционирующей, Ламетри рассматривал как лестницу незаметными степенями. Природа не перепрыгивает через степени и все во Вселенной завершено. Человек и растение - это белое и черное. Четвероногие, птицы, рыбы, насекомые, амфибии - промежуточные оттенки, которые смягчают резкий контраст двух цветов. Как и его предшественники-материалисты, Ламетри различает две субстанциальное формы в живых телах. Первые составляют органическое тело. Вторые - это как их жизненное начало, душа.

 

Ламетри разделяет учение древних о трех видах души. Растительное душа-это как причина, управляет всем механизмом размножения, питания и роста всех живых тел. Чувственная душа - это материальное начало, которое у животных чувствует, различает и познает, возвышаясь над растительной душой животных. Органы, способны вызвать в душе чувство, называются органами чувств. Такие зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. Когда органы чувств подвергаются воздействию со стороны какого-либо предмета, то по нервам, связанных с ними, влияние передается в мозг, где чувственная душа воспринимает ощущения.

 

Ламетри упорядочил разнообразную проблематику, относящуюся к чувственной души. Он пояснил, что такое чувство; каков механизм ощущений, законы ощущений. Интересные мысли его о протяженности души, о природе памяти, воображения, страстей, привязанностей, снов и мечтаний, и тому подобное.

 

Разумная душа - или интеллектуальные способности. По мнению Ламетри,-это: интеллектуальное восприятие, воля, внимание, мысли, упорядочения и размещения идей, исследования и суждения. Так, восприятие открывается только с помощью тщательного исследования ощущений. В основе восприятия лежит наша способность чувствовать, но чувствовать философски, то есть более внимательно и углубленно.

 

В трактате "Человек-машина" Ламетри отстаивал естественные причины происхождения нашего мышления. Мыслящий душа направлена на созерцание идей и на размышления. С угасанием чувств угасает и мысль, как это бывает в состоянии летаргии, каталепсии и т.д.. Пытливый ум, утверждал Ламетри, пытается понять, как тело, которое с момента появления своей на свет способно только дышать, получает впоследствии способность чувствовать и, наконец, мыслить. Для Ламетри мыслящий душа и душа чувственная, неразрывно связаны. То, что мыслит в мозге, составляет часть всего тела, говорит он. Иначе как объяснить, почему моя кровь начинает нагреваться, сердце биться чаще, когда я разрабатываю план какого-либо произведения или переживаю какое-либо событие. Часто умственное напряжение приводит в расстройство тело. Но и больное, измученное тело не могут производить разумные мысли.

 

Природа мощная, уверен Ламетри, и одинаково легко создает как ничтожного насекомого, так и саму напыщенную человека. Откройте глаза и оставьте в стороне все непонятное, призвав, и вы увидите тогда, что пахарь, ум и знания которого не выходят за пределы борозде, в существенном ничем не отличается от гения. Поэтому у нас есть основания приписывать материи свойства мышления, хотя природа мышления для нас остается неизвестной.

 

Обратите внимание на последнее: конечно, Ламетри можно упрекнуть в недостаточно диалектическом понимании биологического и социального в формировании человеческого сознания, даже в биологизаторство. Но как врач и мыслитель-гуманист он прав в другом. Человек, который понимает мышление как свойство материи, будет благодарить природу за все чувства и блага, что она нам дает. Такой человек будет сочувствовать бедным, а не пренебрегать их. Ведь они - изуродованные люди. Дары природы встречают на устах и в сердце материалиста уважение.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии