Кручением называется деформация, возникающая при приложении к концам стержня двух пар сил
, действующих в плоскостях, перпендикулярных к оси стержня и имеют равные противоположные моменты. Кручение вала происходит вследствие его нагрузки внешним крутящим моментом, которые в отличие от внутреннего силового фактора крутящего момента Mk (Mx), будем обозначать буквой T.
Крутящий момент часто на практике бывают заданы ни моментами Ti, а мощностью Pi, что передается на вал, и угловой скоростью вращения вала ? i или количеством оборотов в минуту ni. Для определения крутящих моментов пользуемся методом сечений. При этом надо обумовитись правилом знаков приложения крутящего момента. Так для стержня (см. рис. 11.1) необходимо учитывать:
1) когда рассматриваем правую часть стержня, то прилагаем внутренний силовой фактор Mk так, чтобы наблюдатель, с положительного конца оси Х, видел направление по часовой стрелке (см. рис.11.1, б).
2) если рассмотрим левую часть стержня, то прилагаем внутренний силовой фактор Mk так, чтобы наблюдатель, с положительного конца оси х, видел направление против часовой стрелки (см. рис.11.1, в).
Затем при рассмотрении какой-то части стержня, записав уравнение равновесия, находим величину и знак внутреннего силового фактора Mk (крутящего момента). Следует отметить, что рассматриваем кру-чение только для сечений, которые имеют форму круга или кольца. Надо заметить, что на эпюре крутящих моментов в сечении, где приложен сосредоточенный крутящий момент, будет скачок на его величину. На участках, где приложен распределен крутящий момент, на эпюре крутящих моментов будут наклонные прямые линии, а на других участках будут горизонтальные прямые линии.