Одновременных деформаций изгиба и кручения испытывает большинство валов, которые обычно бывают прямыми
стержнями круглого или кольцевого сечения. Такое сочетание деформаций валов образуют силы натяжения ремней на шкивах ременных передач, давления зубьев колес в зубчатых передачах и т.п..
В поперечных сечениях вала при изгибе с кручением отличные от нуля такие силовые факторы: Mk, My, Mz, Qy и Qz. Эти силы и моменты в точках сечения вала образуют нормальные напряжения от изгиба и касательные напряжения от изгиба и кручения. Влиянием поперечных сил Qy и Qz пренебрегают, так как соответствующие им касательные напряжения намного меньше касательные напряжения кручения и нормальные напряжения изгиба. К тому же в опасных точках на поверхности вала касательные напряжения от поперечных сил равны нулю. Рассмотрим вал, на котором закреплены два шкива С и Д ременной передачи диаметрами Д1 и Д2 (рис. 13.9). Силы натяжения ветвей ременных передач обозначим t1.
Пренебрегая трением в подшипниках А и В, составим расчетную схему. По равномерного вращения вала находится в состоянии равновесия, т.е. Т1 + Т2 = 0. Эпюра крутящих моментов с учетом того, что Т1 = Т2 = Т.
Опасный сечение вала размещены там, где эпюры полных изгибающих моментов Мзг и крутящих моментов Мк достигают наибольших значений. Для вала, показанного на рис. 13.11, опасным будет сечение С, изображенный на рис. 13.12. В этом сечении действует крупнейший изгибающий момент Мзг, также максимальный крутящий момент Мк. За ось у взята ось, перпендикулярной плоскости действия изгибающего момента Мзг. Итак, ось у - это нейтральная линия сечения.