Дефектами сварных швов называют различные отклонения от установленных норм и технических требований, предъявляемых к сварным соединениям. Дефекты уменьшают прочность сварных соединений и могут привести к разрушению всей конструкции.
К дефектам формы шва относят: неравномерные ширину и высоту шва, волнистость шва, неодинаковые размеры катетов угловых швов. Причиной их образования является колебания напряжения, неравномерность скорости сварки, недостаточная квалификация сварщика.
Наплывы (рис. 29, а) образуются в результате натекания жидкого металла на кромки холодного основного металла. Это происходит вследствие чрезмерного тока, неправильного наклона электрода.
Подрезы (рис. 29, б) представляют собой продолговатые углубления (канавки), которые образовались в основном металле по корню шва вследствие чрезмерного тока и напряжения на дуге.
Незаплавленных кратеры образуются при резком обрыве дуги. Они уменьшают сечение шва и могут быть местом образования трещин. Прожига называют проплавления основного металла и образование сквозных отверстий. Они образуются вследствие большого зазора, чрезмерного тока при высоких скоростях сварки.
Газовые поры образуются вследствие перенасыщения жидкого металла газами, не успели выйти на поверхность в процессе быстрого затвердевания шва. Причиной пор являются:
- Ржавчина, масло и краска на кромках основного металла и на поверхности электродов;
- Использование влажных электродов;
- Чрезмерная скорость сварки, что приводит к нарушению газового защиты ванны жидкого металла;
- Выбрана марка электродов.
Шлаковые включения (рис. 29 в) образуются вследствие неудовлетворительной зачистки кромок металла и электродов от окалины, ржавчины и других загрязнений.
Непровар (рис. 29, г) - это несплавления основного металла с наплавленным, их основная причина - недостаточная сила тока и отклонения электрода от оси шва.
Трещины (рис. 29, д) является наиболее опасным дефектом сварных швов. Они могут возникать как в самом шве, так и в околошовной зоне. Одной из многих причин образования трещин является повышенное содержание углерода, который способствует образованию структур закалки. На образование трещин влияет также повышенное содержание в наплавленном металле вредных элементов - серы и фосфора.