Железнодорожный транспорт в мире. Первую железную был построен в Великобритании в 1825 г. Однако основная железнодорожная сеть сложилась в начале XX ст. Сейчас железной приблизительно в 160 странах мира, и этот вид транспорта занимает вторые места по грузообороту и пассажирообороту.
Общая протяженность железных дорог на начало XXI вв. составляло 1,12 млн км. Однако тенденции к изменению длины дорог неодинаковы в государствах различных типов. В развивающихся странах, строятся новые железнодорожные трассы, тогда как в высокоразвитых государствах их длина даже начала сокращаться. Так, за последние полвека выросла железнодорожная сеть в Китае и Индии, одновременно в США и Франции она сократилась почти в 1,5 раза, в Великобритании - вдвое. Железные вытесняются автодорогами и авиационными линиями. Однако лидером по длине железных дорог остаются США. За ними следуют Россия, Китай, Индия и Канада. Украина по длине железнодорожных путей принадлежит тринадцатое место в мире.
Наибольшей густота железных остается в Европе - более 100 км на 1000 км2. В Украине этот показатель составляет 45 км на 1000 км2.
В высокоразвитых странах железные дороги начали терять свое былое значение из-за неэкологичности и недостаточную скорость. В эпоху НТР повышена экологичность результате их электрификации. Так, почти все железные электрифицирован в Швейцарии - 99,5%, более половины их перевели на электрическую тягу в Нидерландах, Швеции, Италии, Австрии, Украины. В США электрифицированных железных дорог мало - всего 1%.
Благодаря внедрению новых двигателей и безколисних поездов удалось значительно увеличить скорость на железных дорогах - до 250-580 км / час. Родиной скоростных магистралей стала Франция (дороги Париж - Марсель, Париж - Бордо и др.).. Европа до сих пор остается основным регионом распространения скоростных железных дорог. Помимо Франции, они действуют в Италии (Турин - Неаполь - Салерно), Германии (Гамбург - Мюнхен, Мангейм - Штутгарт, Берлин - Гамбург), Швейцарии, Испании. В Европе планируется создать общеевропейскую сеть скоростных железных дорог, которые соединяли страны ЕС. За пределами Европы скоростные дороги есть в СЕЛА (Нью-Йорк - Вашингтон), Японии (единая сеть линий «Синкансэн»), Китае (Пекин - Тяньцзинь, Шанхай - Ханчжоу). Проектируется строительство скоростных магистралей в России, Республике Корея, Канаде, Бразилии. В настоящее время железные прокладывают и под морским дном в туннелях. У1988 г. в Японии завершилось сооружение самого длинного железнодорожного тоннеля «Сей-кан» (54 км), 23 км которого пролегает на глубине 100 м под дном пролива между островами Хонсю и Хоккайдо. В 1994 г. было начато регулярное железнодорожное сообщение между Парижем и Лондоном. Отрезок дороги длиной 37 км проходит по туннелю, проложенному на глубине 40 м под дном пролива Ла-Манш.