Непосредственно форма государственного устройства связана с особенностями политического строя и формой государственного правления, отражает национально-этнический состав населения, историко-географические особенности формирования страны.
Форма государственного устройства - территориально-организационная структура государства, устанавливает порядок разделения страны на части и взаимоотношения центральных и местных органов власти.
Ее главными функциями являются: ступенчатое размещение органов власти и государственного управления, обеспечение сбора налогов и информации, контроль центра над местами, осуществление гибкой экономической, социальной и региональной политики, проведение избирательных компаний и т.д..
По этой классификации выделяются следующие формы государственного устройства: унитарное государство, федеративное государство (федерация), конфедеративное государство (конфедерация).
Унитарное государство - форма государственного устройства, при которой территория государства не имеет в своем составе федеративных единиц (штатов, земель и т.п.), а делится на административно-территориальные единицы (департаменты, области, районы).
Унитарное государство имеет следующие признаки: единая для всей страны конституция, единая система органов власти, общественные процессы руководствуются централизованно.
Эту форму правления имеет 171 стране мира.
Федеративное государство - форма государственного устройства, при которой несколько государственных образований, юридически имеют определенную самостоятельность, объединены в единое союзное государство.
Федерации имеют следующие признаки:
- Территория федерации состоит из территорий отдельных ее субъектов (штатов, кантонов, земель, республик, провинций и т.д.);
- Субъекты федерации основном наделены законодательной властью;
- Компетенции между федерацией и ее субъектами разграничиваются союзной конституцией;
- В большинстве федеративных государств парламенты состоят из двух палат, одна из которых обеспечивает представительство федеральных единиц;
- Каждый субъект федерации имеет свою правовую и судебную системы;
- В большинстве федераций существует единое союзное гражданство и гражданство союзных единиц;
- Федерация, как правило, имеет единые вооруженные силы, общефедеральной бюджет.
Однако во многих современных федеративных странах роль общефедеральных органов настолько велика, что их можно рассматривать и как унитарные государства. Так, конституции таких стран, как Аргентина, Канада, США, ФРГ, не признают членами федерации права на свободный выход из нее.
В мире насчитывается 21 федерации. В зависимости от принципа, положенного в основу образования федерации выделяют:
- Историко-географические федерации (образовались путем исторического объединения федеральных единиц в единое государство): Австралия, Австрия, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Канада, Коморские Острова, Малайзия, Мексика, ОАЭ, ЮАР, Сент-Китс и Невис, США, Федерация Микронезии, ФРГ;
- Национально-этнические федерации (федеральные единицы в таких странах образованы на основе учета этнических границ и национальных интересов их населения): Бельгия, Индия, Мьянма, Нигерия, Пакистан, Россия.
Конфедеративное государство - постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей.
Конфедерация образует центральные органы, имеющие полномочия, делегированные им государствами-членами союза. Эти органы не имеют прямой власти над государствами, которые входят в конфедерацию. Их решения принимаются и осуществляются только по соглашению государств, принадлежащих к конфедерации. В конфедерации нет единой территории и гражданства, единой налоговой и правовой систем. Правовая основа конфедерации - союзный договор, тогда как в федерации - конституция.
Конфедеративные государства недолговечны: они либо распадаются, либо превращаются в федерации (Австро-Венгрия, США).
Сейчас формально в мире существует одна конфедерация - Швейцария, которая в XIX в. фактически стала федерацией.