В современной практике известны следующие пути использования биогаза:
• сжигание биогаза в факеле (для биогаза свалок ТБО);
• выпаривания фильтрата полигона ТБО;
• производство тепловой энергии;
• производство электрической энергии;
• производство тепловой и электрической энергии по принципу ко-генерации (одновременное производство тепловой и электрической энергии);
• использование биогаза в качестве автомобильного топлива;
• поставка биогаза в местную газовую сеть.
Сжигание биогаза в факеле - наиболее распространенный в развитых странах метод обращения с биогаза, образующегося на свалках ТБО. Этот метод нельзя назвать в полной мере «использованием» биогаза, поскольку вследствие процесса не принимается ни одного полезного продукта, но подобный способ обращения с ним приводит к значительным природоохранных выгод: посредством сжигания био-газа уменьшаются его парниковые свойства в 5,4 раза.
Более эффективным методом обращения с биогаза является использование тепла, полученного при его сжигании, для выпаривания фильтрата, который образуется в теле свалки, содержащего большое количество загрязнителей. Традиционные способы обращения с фильтратом - отправка его на станции очистки городских сточных вод, или возвращение его в тело свалки.
Производство тепловой энергии из биогаза было одним из основных способов использования биогаза во второй половине ХХ века. Однако для этого применялись другие виды сырья - осадок сточных вод, отходы животноводства. Даже в городах Украины (в частности, в Харькове) известны примеры генерации биогаза из осадка станций очистки сточных вод с целью обеспечения собственных потребностей в тепловой энергии, а также для создания локальных тепловых сетей для отопления домов. Биогаз свалок ТБО перерабатывается на тепло обычно в котельных и печах промышленных предприятий, расположенных вблизи свалки. Нередко практикуется создание искусственных потребителей тепловой энергии вблизи (например, теплиц).
Производство электрической электроэнергии является наиболее популярным способом утилизации биогаза в развитых странах. Этому способствует также наличие уже отработанной схемы покупки произведенной энергии владельцами электрических сетей. Так, во Франции в 2002 году с 238 ГВт ч, произведенных на основе биогаза, 234 были проданы компании ЭДФ (Электрическая энергия Франции). По мнению отечественных экспертов, этот способ переработки является оптимальным для применения в случае отсутствия вблизи потенциальных потребителей биогаза для отопления.
Выработка тепловой и электрической энергии по принципу ко-генерации (одновременное выработки тепловой и электрической энергии) является наиболее эффективным способом переработки биогаза - КПД при этом составляет около 85%.
Использование биогаза в качестве автомобильного топлива есть к новым способом его использования. Наиболее важной положительной стороной подобного использования является меньшее загрязнение по сравнению с использованием природного газа. Это объясняется тем, что метан имеет более короткую углеродную звено, чем компоненты природного газа. Во время его использования выбросы СО уменьшаются на 65%, NOx - на 30%. Как автомобильное топливо биогаз используется уже традиционно в таких странах, как Италия и Новая Зеландия. Очень высокими темпами данная отрасль развивается в США (3 заправочные станции в неделю), Аргентине и других странах. Анализ существующих проектов свидетельствует о необходимости очень высокой степени очистки биогаза - содержание метана должен быть не менее 90%. К тому же экономическая целесообразность такого способа использования биогаза возможно только при условии освобождения подобных проектов от налогов или при наличии экологических субсидий.
Обогащение биогаза в качестве природного газа также перспективным способом использования биогаза, так как это дает возможность увеличения количества потребителей газа и обеспечивает полученный газ необходимым рынком сбыта. Однако подобные проекты требуют значительных инвестиций. На сегодня по схеме подачи биогаза в сеть работают шесть установок в Голландии, но в этой стране требования к качеству природного газа не такие высокие, как у многих других развитых странах.