Производство топлива для автомобилей из растительных остатков имеет достаточно долгую историю не только как объекта научных исследований, но и как проекта промышленного и даже общегосударственного масштаба.
Действительно, еще в 70-х годах прошлого века, в результате нефтяных кризисов в Северной и Южной Америке, было начаты масштабные программы по производству биотоплива (в Бразилия - мировом лидере по производству сахара и в США - мировом лидере по производству кукурузы). Эти проекты касались производства спирта из сельскохозяйственных культур для использования в чистом виде или в смеси с бензином.
В течение достаточно длительного времени под биотопливом понимался именно биоспирт. Однако в 90-х годах прошлого века был запущен первый проект промышленного масштаба по производству биодизеля - производства топлива или добавок к топливу на основе масличных культур для использования в дизельных двигателях. Динамику мирового производства биотоплива показано на рис. 4.5.
Классическая схема производства биотоплива представлена на рис. 4.6.
Приведенные на рис. 4.6 схемы производства биотоплива относятся к биотопливу первого поколения. Производство этого типа биотоплива является наиболее развитым. Однако сегодня на стадии научных разработок находятся технологические процессы производства биотоплива второго (на основе целлюлозного волокна) и третьей (на основе морских и океанических водорослей) генераций.
В отличие от других видов возобновляемых энергетических ресурсов, технологии производства энергии на основе биомассы очень разветвленными. К тому же большинство технологий все еще остаются на стадии научных разработок и не является рентабельными в современной экономике. Однако в условиях все большего привлечения внимания к вопросам охраны окружающей среды и перевод природоохранного эффекта в денежные эквиваленты, можно уверенно сказать, что большинство из приведенных технологий в ближайшие годы получил значительное развитие.