Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Для условий Харькова может быть предложена еще одна группа геологических маршрутов, которую условно можно назвать музейным. Такая возможность объясняется существованием в нашем городе Музея природы с большими минералогическим

и геологическим секторами. Музей обладает одной из первых в стране и очень богатую коллекцию минералов и горных пород, формирование которой началось с 1807 года. Экскурсии сюда стали обычными для наших школьников, здесь также проводят занятия студенты геологических специальностей, естественных, строительных специальностей вузов, ученики некоторых школ. Поэтому предлагаемые маршруты имеют целью не только подготовить такие походы, уточнить возможности музея, но и сориентировать посетителей на изучение определенных вопросов.

 

Несколько слов о структуре геологического отдела музея. Он занимает весь первый этаж и включает несколько залов, среди которых «Палеонтология и историческая геология», «Минералы», «Полезные ископаемые Украины», «Геология Харьковской области», «Метеориты» и др.. Нужно уточнить только, что среди основных стандартных тем экскурсий фигурируют «Природные и искусственные минералы», «Метеориты», «Полезные ископаемые», «Развитие жизни на Земле», «Историческая геология», «История земной коры», «Геологические процессы» . Но экспозиционный фонд музея и уровень подготовки его сотрудников позволяют существенно расширить, частично изменить и значительно варьировать возможности получения здесь соответствующей информации, если возникнет такая необходимость. В связи с этим подскажем несколько других формулировок тем, которыми могут воспользоваться учителя школ, преподаватели вузов.

 

Вопросы, связанные с изучением вещества земной коры, возможность наблюдать ее разнообразие в природе, которые, в частности, возникают при изучении курсов химии, могут быть существенно дополнены знакомством с различными минералами, или простыми природными химическими соединениями, которые в музее насчитывается более 2000 . Ввиду того что зачастую те же по составу соединения (минералы) часто могут образовывать различные кристаллы, мы имеем дело со странным их многообразием в природе, ярко и достаточно отчетливо продемонстрировано в музее. Определенные сочетания минералов формируют горные породы, которые также широко представлены в его экспозициях. Если школьникам достаточно дать сведения о многообразии вещества в природе, то студенты должны определить в ней определенную систему, понять принципы классификации минералов и горных пород. Эта тема хорошо представлена в экспозициях. Наконец, здесь показано, как использовала камень первобытный человек, не слишком задумываясь над его химическим составом, а также современное использование облицовочного камня в Харьковском метрополитене, отделке городских зданий.

 

Особый интерес в экспозициях музея представляют метеориты - космические тела, попавшие на земную поверхность. Именно такие каменные и железные пришельцы формировали земную кору и, вероятно, планету в целом. Нужно только уточнить, что коллекция харьковских метеоритов насчитывает более двух десятков образцов, является одной из лучших в Украине. Среди других экспозиционных объектов следует назвать многообразие искусственных минералов, созданных человеком по аналогии с природными соединениями. Этими экспонатами музей обязан существованию в Харькове института, который специализируется на их производстве («Институт монокристаллов»). Наконец, гордостью музея его коллекция кимберлитов, собранных главным образом на Сибирской платформе, - тех пород, которым в природе связаны места рождения алмазов.

 

Изучение в курсах биологии вопросов происхождения жизни будет значительно дополнено и оживленно знакомством с различными органическими остатками прошлого, палеонтологическим находкам, или ископаемыми. В музее они очень широко представлены, а также сгруппированы как по биологическим таксонами (типы, отделы, классы и др..), Так и по возрастным признакам, которые иллюстрируют животный и растительный мир определенных геологических этапов и периодов. Все это позволяет не абстрактно, а наглядно представить эволюцию, увидеть большое разнообразие вымерших представителей органического мира. Такая информация дополняется стратиграфическими разрезами, которые дают возможность восстановить историю геологического развития как земной коры в целом, так и отдельных регионов страны.

 

Сложнее в условиях музея иллюстрировать природные процессы, которые вместе с геологией изучает общая география. Поэтому основное внимание здесь было обращено на необходимость сгруппировать такие явления и процессы. В частности, здесь созданы хорошие витрины и панорамы, на которых отражены геологическую работу моря, ветра, ледников, условия районов вечной мерзлоты, деятельность вулканов, тектонических движений. Информация панорам дополняется иллюстрацией каменного материала (продуктов вулканических извержений, окаменелых складок), фотографиями с разрывными нарушениями, типами слоистости, другими следами каменной летописи, а также картами и схемами.

 

Необходимо обратить внимание еще на один аспект получения информации, связанной с геологическим маршрутам. Организация каждого из них, в том числе в различных регионах Украины или Харьковской области, должна начинаться с посещения соответствующих подразделений музея. Именно здесь есть возможность предварительно ознакомиться с теми горными породами или минералами, палеонтологическим остаткам или полезными ископаемыми, которые планируется увидеть во время походов и поездок.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии