Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Маршруты под названием «Камень в нашем городе» имеют целью познакомить участников с многообразием использования естественного и искусственного (кирпич, черепица, бетонные плиты, дорожная плитка) камня в строительстве, отделке,

культурно-эстетическом оформлении города. Главный акцент при этом будет сделан на природном камне. Кроме материально-геологической характеристики рассматриваемого камня (его название, происхождение, структурные, художественные и др.. Особенности) в таких экскурсиях должны подаваться сведения о месте его видобутку (из какого региона или даже месторождения он взят) и другие данные, которые могут или должны заинтересовать слушателя. Наиболее выразительными и информативными в этой группе маршрутов будут экскурсии станциями метрополитена и центральной частью города.

 

Прежде чем знакомиться с камнем, необходимо напомнить общие сведения о нем. В геологии и соответствующих учебниках обычно говорят не о камне, а о минералах (более простые природные сочетания) и о горных породах, представлены их комбинацией. По своему происхождению горные породы могут быть магматическими, осадочными и метаморфическими. То есть те, которые порождены магмой процессами накопления осадочных толщ или деятельности организмов (обычно в морских бассейнах), и те, которые возникли в результате преобразования или метаморфизма пород двух первых групп. Магматизм подразумевает формирование пород на глубине в результате застывания, или кристаллизации магмы. Так образуются граниты, лабрадориты, габбро и ряд других пород. К магматических пород должны быть отнесены и те, порожденные деятельностью вулканов. Среди последних в Харькове можно наблюдать так называемые армянские туфы. Среди распространенных осадочных пород, которые используются в строительстве, нужно назвать песчаники и известняки. Представителями метаморфических пород является мрамор, образовавшиеся в результате перекристаллизации известняков, гнейсы и преобразованы граниты (гранито-гнейсы, метасоматиты).

 

В отделке Харьковского метрополитена использованы две основные группы камня, точнее горных пород - гранит, многочисленные месторождения которого находятся в пределах Украинского щита (Житомирская, Кировоградская, Запорожская, Винницкая и др.. Области), и мрамор. Последний не образует в Украине крупных месторождений, способных в полной мере обеспечить отделки домов и метрополитенов. Поэтому поставки его осуществлялись из разных районов Урала, Узбекистана, Азербайджана, Сибири. Будучи менее твердым и плотным, мрамор использовался в основном для отделки стен, потолков, колонн.

 

Среди гранитов принято условно различать две основные группы, в зависимости от цвета обычно называют розовыми и серыми. Цвет породы обусловлен характером полевого шпата, который входит в ее состав, а также соотношением так называемых темноцветных минералов. При изучении гранитов нужно обращать внимание на размер кристаллов, которыми они образованы. Иногда полевые шпаты гранитов образуют большие кристаллы, своеобразные порфировые крапчатость. Такие граниты называются порфироподибнимы, зернистые и др.. Особое место в Харькове, и в частности обработке его метрополитена принадлежит лабрадорита, крупнейшее месторождение которых - Головинское - располагается в Житомирской области. Это тоже магматические породы, но другие по составу, что отличает их от гранитов.

 

Маршрут экскурсии станциями метрополитена с целью знакомства с его камнем стоит планировать лишь небольшими группами и так, чтобы не мешать движению пассажиров. Самое интересное, что маршрут можно проходить и в одиночку, предварительно подготовившись к нему, получив предварительные сведения о свойствах облицовочного камня, например, в Музее природы.

 

Одним из лучших художественных решений может считаться обработка станции «Холодная гора», где красиво сочетаются беломраморные колонны из уральского камня, красный гранит пола и черный лабрадорит цоколей путевых стен. На станции «Южный вокзал» своды зала отделаны светло-желтым мрамором с Газганського месторождения (Узбекистан). Такой же мрамор использован для облицовки стен привокзального вестибюля. А пол традиционно обработанная плитами серого гранита с Кировоградской области (месторождение Капустинское) и лабрадорита. Против такого использования этого камня можно было бы возразить. Месторождение лабрадорита на Волыни является уникальным, а сам камень имеет прекрасные художественные свойства, которые обусловлены сине-голубыми бликами иризуючих лабрадора, четко выявленными во время его полировки. На не всегда чистом полу метрополитена невидполировани глыбы этого камня просто теряют свою красоту, тем более что для такой редкой породы можно было бы найти другое применение. Таким образом, использование его здесь нельзя признать рациональным не только с художественной, но и с хозяйственной точки зрения.

 

Станция «Центральный рынок», сооружена из монолитного бетона. Сначала здесь предполагалось строительства опорных колонн. Они появились позже, облицованные желтым мрамором, при этом не только укрепили стены и потолок, но и украсили станцию. При переходе со станции «Советская» на станцию «Исторический музей», который входит в систему второй очереди метрополитена, нужно обратить внимание на обработку его стен коричневым пятнистым мрамором. Стены и пол этих станций традиционно облицованы светлыми мраморами и красно-розовыми гранитами. Упоминание в путеводителях черного гранита должно быть уточнено: на самом деле это лабрадорит. Отделка станции «Завод имени Малышева» существенно отличается от отделки других пяти станций первой очереди. Ее подвесной потолок собрана из штампованных алюминиевых элементов. Для облицовки путевых стен здесь впервые в практике метрополитена использовано металлоемалеви объемные элементы, основа которых отштампованную из стали. Колонны облицованы серым уральским мрамором, а пол устлан черным лабрадоритом. И хотя каменная отделка здесь резко сокращена, это не обедняет общего вида станции, наоборот, здесь присутствует элемент новизны и свежестью художественного решения. Аналогичное замечание можно сделать и по станции «Академика Барабашова», стены которой облицованы голубой керамической плиткой. Это также вносит оживление в общий вид обработки станций второй линии метрополитена.

 

Станции второй линии («Исторический музей» - «Героев Труда») характеризуются однообразной каменной отделкой. Стены и потолки их обычно украшены светло-серым мрамором, а пол - серым гранитом и лабрадоритом. Исключение составляет лишь станция «Героев Труда», стены которой выполнены преимущественно темно-коричневым пятнистым мрамором. Б. А. Яницкий уточняет, что это хустский мрамор. Если это так, то можно говорить и об использовании в отделке Харьковского метрополитена еще украинского мрамора из Закарпатья. На станциях «Студенческая» и «Киевская» светло-серый мрамор дополнен фаянсовыми композициями и узорами, изготовленными на Будянский фаянсовый завод, иллюстрирующие сцены студенческой жизни или посвященные 1500-летию Киева. А на станции «Академика Павлова» - еще и оригинальной каменной мозаикой. Станция «Пушкинская» отделана светло-серым гранитом и мрамором. Однако благодаря ступенчатой структуре колонн и бронзовым металлическим украшениям на стенах выглядит оригинально и красиво. Хороший полосатый мрамор серого и светло-серого цветов можно наблюдать здесь и в фойе станции.

 

Поверхностный маршрут по городу для знакомства с использованием камня удобнее всего осуществить в центральной части. Начнем поход от здания Оперного театра на улице Сумской, где нужно внимательно рассмотреть желтовато-серый камень, которым он украшен. Это известняк мезозойского возраста, который в большом количестве добывали на полуострове Мангышлак (Казахстан). О его морское осадочное происхождение свидетельствуют многочисленные остатки раковин, которые частично викрошились и образовали пустоты. По таким ракушками специалисты могут также определять возраст пород, которые содержат. А строители отмечают хорошие теплоизоляционные свойства таких известняков, их достаточно высокую устойчивость к разрушению, возможность сравнительно легко изготавливать тонкие плитки для облицовки. Подобный известняк широко используется в облицовке и внутренней отделке многих наших домов, в частности педагогического и фармацевтического университетов возле станции метро «Студенческая».

 

Другим объектом наблюдений должен стать памятник Т. Г. Шевченко. Его относят к числу лучших из огромного количества памятников, посвященных Кобзарю. Здесь нужно обратить внимание на использованный для его постамента темно-серый или даже черный, камень - лабрадорит. Мы уже говорили о нем, делая «поездку» по территории Украинского щита. Сегодня камень очень широко используется при изготовлении элитных памятников. Напомним, что лабрадорит представляет собой разновидность га-бро - глубинной магматической или интрузивной, породы основного состава (содержание кремнезема в ней составляет 45-52%). Его особенностью является Иризирующие голубым и синим цветом зерна минерала плагиоклаза, названного лабрадором. Площадка вокруг постамента памятника обработана мелкой темно-серой мостовой, тоже изготовленной из лабрадорита. Это сравнительно новое решение, предложенное к 350-летию города.

 

От памятника нужно пересечь мощеную камнем улицу Сумскую и пройти на улицу Тринклера, где осмотреть облицовки дома под № 3. Это серый мелкокристаллический гранит, отдельные кристаллы которого имеют округлую форму. Структура породы довольно редкая, и мы будем говорить о ней, рассматривая подобный камень на улице Петровского. На перекрестке улиц Гиршмана и Чернышевского расположен дом № 26 в отделке нижней части которого мы можем наблюдать породы темно-серого цвета с зеленоватым оттенком, называемых габбро. Это глубинная магматическая горная порода основного состава. И хотя она очень близка по составу и происхождению к лабрадоритов, по зовнишнишним виду они сильно различаются. Кстати, такую же породу использованы для облицовки административного здания фармацевтического университета, расположенного на улице Пушкинская. От этого дома пойдем вверх по улице Артема.



Загрузка...

Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии