Главным течением российской геополитики можно считать неоевразийство, развившееся из евразийства, которое отражало идеи, основанные славянофилами.
Важным этапом становления российской геополитики считается труд В. П. Семенова-Тян-Шанского (1870-1942) «О могущественном территориальном владении применительно к России. Очерк из политической географии »(1915), методологическая роль которой заключается в отходе от дихотомической парадигмы. Историческое развитие шло путем синтеза морских и континентальных частей Земли, ярким примером чего является история России. Среди оригинальных идей: выделение трех форм «территориальных систем политического могущества» (кольцевидная, лоскутная и «от моря до моря»), с целью сохранения целостности России необходимо подвинуть ее культурно-экономический центр к географическому центру, в выделенную автором Российскую Евразию.
У истоков чисто евразийства, которое вобрало в себя основные идеи славянофилов, стояли П. Савицкий, Н. Трубецкой, Г. Флоровский. Суть работ евразийцев, и в частности Петра Савицкого (1895 - 1968) - «Степь да оседлость» (1922), «Географический обзор России-Евразии» (1926), «Географические и геополитические основы евразийства» (1933) и др.., Заключалась в том, что Россия является цивилизационным образованием; синтезом европейского и азиатского начал; ячейкой проживания особой евразийской нации, «Евразией" не в физико-географическом, а в идейном смысле. Стремясь отделить Россию от Европы, автор отмечал, что неправильно вести отсчет развития России от Киевской Руси (провинции), и приветствовал монголо-татарское иго, благодаря которому Россия достигла своей геополитической самостоятельности и сохранила духовную независимость от агрессивного романо-германского мира. Важную роль при этом сыграло православие, трансформировало улус Батыя в Московское государство. Всего евразийцы главным врагом русской самобытности и источником кризисов считали Европу. Будущее России они видели в создании всемирного антиевропейского движения.
По доктрине П. Савицкого, кроме «монгольского духа», первопричина самодостаточности России-Евразии заключается в ее географическом положении и особенностях «место развития». Теория «место развития» является аналогом немецкого Raum и свидетельствует о «органицизм» евразийцев. Развитие России на евразийский вроде должна опираться на соборность и братскую любовь, собственность, первоначальный духовный импульс сверху вниз. В рамках евразийства разработаны центро-периферийную модель, где континент Евразия делится на срединный континент, т.е. собственно Евразию (вместе с украинскими землями), и два периферийные миры (азиатский и европейский).
Новый этап развития русской геополитики начался с конца 80-х годов XX в. и представлен в основном геополитикой неоевразийцев и близких к ним национал-большевиков. Задачей неоевразийцев является обоснование мессианской роли России как самобытной евразийской цивилизации на данном этапе. Хотя Лев Гумилев непосредственно не затрагивал геополитические темы в своих трудах, его теория этногенеза и этнических циклов имеет геополитический смысл. Молодым и перспективным этносом считаются россияне этнос, сформировавшийся на основе тюрко-славянского слияния, в то время как западная цивилизация находится на стадии «пассионарного угасание».
Создателем идеологии российских крайне правых считается А. Дугин («Консервативная революция», 1994, «Основы геополитики», 1997), для которого геополитика - это прежде метод обоснования крайне правой политической сознания и поиска «третьего пути» для России.
В целом труды национал-большевиков является определенным сплавом идеи «консервативной революции» о «третьем пути», теории континентального блока и неоевразийство. Все их работы имеют отчетливый антизападный (и антиукраинский) конфликтологический характер. Однако неоевразийцы признают возможность компромисса с Западной Европой при условии отказа последней от проамериканской политики.
Позаевразийськи антизападники - И. Кузьменко, А. Бедрицкий и др.. - Отстаивают идею государственника Н. Данилевского о создании православно-славянского союза как противовеса и Западу, и Востоку, поскольку азиатские народы несут в себе опасность для существования России.
Неозахидна русская школа геополитики пока отсутствует и представлена только публицистикой. Среди авторов, чьи работы направлены не на идеологическое противостояние, а на научное объяснение геополитического положения России в современном мире и развитие геополитики взаимодействия, следует отметить В. Цымбурский (концепция «остров Россия»), В. Колосова и других.