Североамериканский центр силы, который сейчас представляет мощное интеграционное ядро - Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА), является самым влиятельным субъектом мирохозяйственных отношений.
Его потенциал определяется наиболее вместительным в мире рынком с населением около 450 млн. чел. и годовым объемом ВВП 14 трлн. долл.. Потенциал североамериканского центра силы обусловлен прежде мощью США.
Новая эра наращивания мощи североамериканского центра силы началась с подписания в 1988 году соглашения о свободной торговле между Канадой и США. Это соглашение фактически стала лишь актом констатации уже имеющейся интеграции. В 1993 году США, Канада и Мексика подписали трехстороннее соглашение о свободной торговле (НАФТА).
Инициатива США по созданию блока стран Северной Америки была обусловлена двумя основными причинами. Во-первых, США опасались конкуренции со стороны ЕС и АСЕАН, динамично развивались. НАФТА могла стать противовесом этим интеграционным образованием. Во-вторых, США усматривали угрозу со стороны периферийных районов с дешевой рабочей силой.
Обращение США к ближайшим соседям, как утверждают сторонники континентализма, усилит способность США конкурировать с европейцами и японцами. Американский бизнес должен сочетать недорогую рабочую силу Мексики (а то и стран Центральной Америки) с технически совершенными американскими технологиями.
Цели США:
• расширение доступа американской продукции на внешние рынки Мексики и Канады, которые характеризуются высокой абсорбционной способностью;
• расширение доступа к относительно дешевым и богатых природных ресурсов Канады и Мексики;
• решения внутренних социальных проблем, связанных с притоком мексиканских нелегальных иммигрантов.
Канада имела целью:
• устранение протекционистских барьеров США для канадских товаров;
• реструктуризацию своего хозяйственного комплекса путем усиления действия объективных рыночных механизмов (усиления конкуренции);
• получение неограниченного доступа канадских товаров и инвестиций на мексиканский рынок.
Мексика получила гарантированный доступ к американскому рынку, куда направляется около 80% ее экспорта. НАФТА стала структурой, которая сдерживала протекционизм США по мексиканских товаров. Кроме того, промышленная реконструкция, вызванная усилением инвестиционного процесса в южном направлении, должна способствовать экономическому росту Мексики.
Стремление к укреплению могущества США воплотились в идее создания Панамериканской зоны свободной торговли путем постепенного расширения НАФТА за счет стран Латинской Америки. Чили была формально приглашена стать кандидатом в члены НАФТА, за ней должны идти другие страны, в частности Аргентина. Очевидно, что при таком подходе Вашингтон получал возможность оказывать влияние на страны, желающие присоединиться к НАФТА, с целью получения от них односторонних уступок.
Существенным стимулом для развития сотрудничества США с латиноамериканскими государствами являются торговые сделки. В апреле 1998 г. Президент США и руководители 33 стран Западного полушария начали переговоры о создании зоны свободной торговли в Америке (ФТАА). В последние годы страны Латинской Америки активизировали взаимное сотрудничество, интерес к развитию торговых отношений с ними проявляют страны ЕС, которые являются серьезными конкурентами США в этом регионе.