Бразилия занимает на международной арене особое место. Эта «страна-континент» по своим человеческим и природных ресурсов, по уровню и темпам развития экономики, науки и техники, по «удельному весу» в региональных и глобальных делах предстает в качестве одного из ведущих государств новой мировой системы, состоящей в XXI веке.
Но акцентирована направленность Бразилии в мировое торгово-экономическое и политическое пространство - сравнительно недавнее феномен, дал о себе знать в результате глубоких внутренних трансформаций и сдвигов, произошедших в последние два десятилетия. Именно хозяйственные и политические изменения, которые обеспечили подъем и модернизацию страны, сделали возможным ее активное участие в создании современной архитектуры международных экономических и финансовых отношений. Бразилия, которую еще недавно называли «спящим гигантом», «проснулась» в геоэкономическом и геополитическом смысле. Об этом свидетельствует многое: ее позиция по ключевым проблемам мировой политики, прочное лидерство в Латинской Америке, участие в работе Большой двадцатки, подключение к встречам Восьмерки, все более широкое взаимодействие с другими «восходящими гигантами» в рамках группы БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай).
Особенно значительных успехов страна достигла в 2003-2010 гг В период президентства Луиса Инасио Лулы да Силвы (Лулы). Президент утверждает, что к 2020 г. Бразилия станет, как минимум, пяти экономикой мира. Тем самым определен вектор и поставлены ориентиры дальнейшего восхождения бразильского государства.
Рост экономики позволил Бразилии выступить на региональной и мировой арене с более сильных позиций, четко заявить претензии на важную роль в глобальных делах. Сейчас с полным основанием можно говорить о новых геоэкономических и геополитических параметрах международного позиционирования бразильского государства. Одна из ключевых геополитических задач Бразилии - сплочение южноамериканских государств, углубление двусторонних отношений с соседними странами и формирование эффективных региональных институтов, способных усилить центростремительные тенденции, придать новый импульс интеграционным процессам и повысить влияние Латинской Америки на мировой арене. Лула ориентировал Итамарати (бразильское министерство иностранных дел) и другие государственные учреждения на реализацию конкретных проектов латиноамериканского сотрудничества и достижения ясных и ощутимых результатов. С середины 2000-х гг Бразилия является инициатором расширения сотрудничества Латинской Америки с государствами Африки, Азии и арабского Востока. Она первой из латиноамериканских стран установила отношения Стратегической ассоциации с Европейским союзом и добавила контактам с лидерами ЕС характер регулярных консультаций на высшем уровне по важнейшим международным вопросам (третий саммит Бразилия - Евросоюз прошел в октябре 2009 г. в Стокгольме). Особое место в глобальной стратегии правительства Лулы заняло участие в группе БРИК. Очередная встреча лидеров четырех стран (15-16 апреля 2010 года, Бразилиа) является подтверждением решимости бразильской стороны повышать свой международный «удельный вес» в том числе и с помощью всестороннего взаимодействия с другими восходящими странами-гигантами. Все это ощутимо меняет расклад сил в Западном полушарии, сужая геополитические возможности Вашингтона, и сказывается на процессе формирования нового миропорядка.