Электронное дистанционное обучение (E-Learnrng/ДН) рассматривается как одна из форм организации непрерывного учебного процесса базируется на компьютерных и телекоммуникационных технологиях, использующих лучшие педагогические традиции и инновационные методы обучения.
Дистанционная форма обучения предусматривает преимущественное обучение слушателей и построение ими знаний вне зависимости от места пребывания (на расстоянии от самого учебного заведения, учебной среды, вне непосредственного контакта с преподавателями и другими слушателями и т.п.), с целью получения квалификации и навыков, сочетая потребность работать и учиться .
Конечно, традиционные занятия никуда не исчезнут, но виртуальные занятия начинают играть сегодня значительную роль в образовании. Университеты начали с успехом сочетать стационарные (традиционные) и дистанционные (виртуальные) занятия (B-Learnrng/змишане обучения). Корпорации применяют эту модель для обучения технического и управленческого персонала (корпоративные тренинги).
Как можно кратко охарактеризовать основные изменения в образовательной парадигме, которую принесла с собой эта форма обучения?
• Вся система обучения построена вокруг слушателя, а не вокруг преподавателя, как в традиционной модели;
• Практически отсутствуют барьеры, типичные для традиционной модели (географические, временные, возрастные и т.д.);
• Изменена роль преподавателя и слушателя, практически сведена к минимуму «дистанция власти»
• Предел различия между образованием и тренингом становится все более размытой;
• Развитие партнерств и привлечения бизнеса и общественного сектора в процесс обучения;
• Взаимодействие между слушателями, слушателем и преподавателем требует специальной системы общения (виртуальный класс).
С самого начала нужно подчеркнуть различие между мультимедийным учебным пособием - статическим (даже при наличии элемента технической интерактивности) набором материалов на WEB-сайте или CD-ROM - и дистанционному курсу в сети Интернет, «душой» которого является общение между всеми задействованными субъектами процесса обучения.
Роль преподавателя, в ДН выполняют фасилитатор или модератор, которые объединены под термином «инструктор» - тот, кто несет ответственность за организацию обучения по программе, в курсе, семинаров.
Слушатель (студент или участник) является частью группы, он занимается по программе, изучает курс, участвует в семинарах
Методика или педагогика для работы с содержанием является основой взаимодействия между слушателем и инструктором. Презентация содержания и задач, темы и ситуационные упражнения, контрольные тесты, самотесты, проекты, обращения внимания на различные стили обучения, обучение индивидуальное или в группе, обучение в сотрудничестве или по заранее заданному алгоритму - это педагогические вопросы, направленные на достижение учебных целей, элемент , наиболее отвечающий за адаптацию к изменениям в учебной среде.
Процесс оценки определяет степень успеха курса, достижения учебных целей и положительную или отрицательную реакцию слушателя.
Учебный дизайн - это набор систематических процедур для разработки учебных материалов и создания учебной среды. Он сочетает теорию обучения с практикой подготовки эффективного преподавания (поддержки эффективного обучения).
Дизайнеры дистанционных курсов должны реализовать плюралистический подход к созданию учебной среды, который приспосабливается к различным путей достижения целей и стилей обучения.
Проблема, с которой сталкивается электронное дистанционное обучение - это независимость и изоляция слушателей. В ее решении помогает новый подход - конструктивистская концепция сетевого обучения (слушатели разделяют контроль и несут ответственность за конструирование собственных знаний).