Идея славянского единения на Балканах постоянно пропагандировались адептами Российской империи,
имела свои виды на эти территории. И славянофильство было едва ли не самым успешным прикрытием для воплощения имперских амбиций. Также влиятельной была идея духовного возрождения, которая находила единомышленников среди православного населения южных славян. Но кроме идеологии, дипломатических и силовых методов, действенным был фактор и непосредственной материальной поддержки, хотя и активно поступала с российской государственной казны, но ее постоянно не хватало для внутренних социальных нужд. Поэтому благотворительные вклады населения империи были простым и эффективным способом демонстрации помощи народам, которые требовали ее. Кроме того, пожертвования всегда сопровождались высокой моральной поддержкой и мотивацией со стороны духовенства, правительственных и общественных организаций.
Основное объяснение о необходимости присутствия России на Балканах и помощи южным славянам базировалось на православной единства. Поэтому все делалось во имя защиты этой веры от наступления иноверцев. И действительно, еще со второй половины XIX в. Россия свою помощь прежде всего пыталась направить в регионы Балкан, куда быстрыми темпами проникал ислам или католицизм. Средства и церковная утварь регулярно направлялись православным верующим в Боснию и Герцеговину, Болгарии, Черногории, Хорватии и Словении.
Первая благотворительная сбора средств, будучи нелегальным, произошло на украинских землях, в Одессе, в июне 1875 Его организовали в поддержку герцеговинцев, которые находились под экономическим и культурным давлением Турецкой империи.
Жертвовали в пользу балканских народов в Российской империи преимущественно простые люди. Архивные документы содержат следующие данные: 80% пожертвований поступало от крестьян, 15% - от рабочих, 5% - от дворян и купцов. В отчетах начальника ярославского жандармского управления были приведены аналогичные цифры. С московской жандармерии сообщали, что известные московские купцы Перлов и Ермаков не только ничего не дали в фонд помощи балканским славянам, но и запретили организовывать сбор пожертвований в «своих», то есть в тех, что находились под их покровительством, церквях. А что касалось губерний на территории Украины - Черниговской, Херсонской, Киевской, то в отчетах жандармерий были несколько иные данные. Прежде всего речь шла о всенародной поддержке и участие в благотворительных сборах в пользу южных славян. Также руководители жандармерий отмечали, что «это движение возникло и протекает без участия и содействия власти и должностных лиц». Не было никаких сообщений по поводу того, какие именно слои населения жертвовали во время благотворительных акций. Более того, архивные документы подтверждают мнение о том, что украинская интеллигенция, духовенство, предприниматели принимали активное участие в организации благотворительных пожертвований и вносили средства в пользу балканских славян. Таким образом, все слои украинской общественности, в отличие от богатых представителей русской общины, с сочувствием отнеслись к проблемам южных славян и старались максимально им помочь.
Организацию пожертвований осуществляли и различные светские учреждения - как старые авторитетные благотворительные общества, так и вновь, которые организовывали одну-две акции и прекращали свою деятельность. Нередко правительственные и религиозные институты принимали участие в организации пожертвований, помогая общественным обществам, большинство из которых имели всероссийский статус, однако среди них также были и региональные - киевские, одесские, винницкие и др.
В Киеве в начале Первой мировой войны под патронатом черногорских княгинь Анастасии Николаевны и Милицы Николаевны (дочери черногорского князя Николая, которые находились в браке с русскими князьями Николаем Николаевичем и Петром Николаевичем) было организовано общество «Киев - Сербии и Черногории». Целью его деятельности стала помощь народам Сербии и Черногории, пострадавших от войны. Немалую работу с материальной поддержки сербов в годы Первой мировой войны провела украинская общественность в специальном комитете «Киев - сербским детям». Значительный опыт по организации благотворительной деятельности мало Одесское славянское благотворительное общество им. Св. Кирилла и Мефодия (ОСБТ), созданное еще 1870
В общем, благотворительная помощь, организовывалась в поддержку южным славянам в Украине в начале ХХ в., Базировалась на идее поддержки единоверцев - православных народов Балкан, поэтому наибольшее причастность к ее организации имели представители духовенства. Также активную позицию в сборе пожертвований занимали украинские педагоги и их подопечные - ученики и студенты, которые с пониманием воспринимали ситуацию на Балканах и всегда отзывались на призывы организаторов благотворительных акций. Однако все, что ссылалось балканским славянам из Украины, шло в русле российской помощи и в определенной форме отрицало существование великой славянской ветви украинский.
Загрузка...