Великая война 1914-1918 гг., Как ее назвали современники, стала роковой ошибкой и трагедией для
европейского сообщества и человеческой цивилизации в целом. Она привела к появлению по обе стороны фронта миллионов так называемых «перемещенных лиц» - беженцев, военнопленных, депортированных. Все участницы вооруженного конфликта столкнулись с новым общественным явлением - беженства, многогранным, сложным и одновременно катастрофическим.
При этом большая тяжесть войны, а затем и беженства, вынесли именно украинские губернии, входивших в состав Российской империи. Больше всего среди этнических украинских земель пострадали Галичина и Буковина, которые первыми встретили удары войны. Значительное количество гражданского населения стали беженцами, причем, что еще больше усиливает трагизм участия украинский в военном конфликте, по разные стороны Восточного фронта. Широкое наступление российских войск в августе 1914 заставил местную австрийскую администрацию срочно организовать вывоз в тыловые районы людей и материальных ценностей. Однако весной - летом 1915 ситуация на Юго-Западном фронте кардинально изменилась, и уже российские власти в результате наступления немецких и австро-венгерских войск удалась в этом регионе в эвакуационных мероприятий в значительно больших масштабах.
В этническом измерении крупнейшие группы составили «русские беженцы» (обычно обобщенное название белорусов, украинский, русских) и поляки. При этом после Февральской революции на волне роста национального сознания наблюдался процесс идентификации украинских и белорусских беженцев как представителей отдельных этносов. По нашим данным в Украине на протяжении Первой мировой войны временное пристанище нашли представители более 20 национальностей - Украинцы, россияне, белорусы, поляки, немцы, латыши, литовцы, эстонцы, евреи, чехи, словаки, молдаване, румыны, сербы. Точно установить количественный состав каждой из групп в условиях войны и их перманентного движения, к сожалению, было невозможно. По половозрастной признаком преобладали женщины и дети, а в социальном срезе - крестьяне, потому основная масса эвакуированного населения в то время проживала именно в сельской местности.
В бытность беженцев на украинской территории в течение войны выделяется три периода, которые охватывают существование различных государственных образований - Российской империи (август 1914 - февраль 1917), Украинская Центральная Рада (далее - УЦР) и провозглашенную им Украинскую Народную Республику (далее - УНР) (март 1917 - апрель 1918), Украинское Государство гетмана Павла Скоропадского (апрель - декабрь 1918). С одной стороны, такое разделение обусловлено различными политическими процессами, происходившими на украинских землях в течение 19141918 гг .: существования самодержавия и его ликвидация, революционные процессы 1917, присутствие австро-германских оккупационных сил и гетманских переворот 1918 С другой - разные по своей природе политические режимы имели собственное видение на решение проблемы беженцев. Для правящей династии Романовых сотни тысяч этих подданных стали тяжелой ношей и непредсказуемой реальностью.
Каждое государственное образование - Российская империя, УЦР, УНР, Украинское Государство, согласно видению проблемы, создавало собственную законодательную базу в области беженства. Главным достижением законотворчества УЦР в сфере регулирования проблемы беженцев является вынесение ее на международный уровень, когда на переговорах в Брест-Литовске украинская делегация впервые в дипломатической практике Европы выступила с инициативами по межгосударственного урегулирования вопроса их репатриации.
В течение войны претерпела преобразований вертикаль государственных органов, призванных заниматься проблемами беженцев. В Российской империи ее формирования началось с опозданием, поскольку власть надеялась на общественность, создав для этого Тетянинський комитет. В эпоху УЦР постепенно была основана Украинская правительственные биженецьки структуры - краевой совещание по делам беженцев и в структуре Генерального секретарства, а впоследствии Народного министерства внутренних дел - биженецький департамент, возглавляемый протяжении всего времени своего существования Юрием Старицким, сыном выдающегося украинского писателя Михаила Старицкого. В Украинском Государстве центральной институцией остался биженецький департамент и оптимизирована Краевая совещание по делам беженцев как совещательный структура с правом принятия коллективных решений в очерченной сфере. В течение всего периода Первой мировой войны важную роль в деле социальной защиты беженцев сыграли местные самоуправления - губернские, уездные земские и городские управы, в структурах которых действовали специальные комитеты помощи беженцам.
Чрезвычайно сложной проблемой была организация реэвакуации беженцев, инициированная правительственными структурами УНР и реализована в эпоху Гетманщины. План реэвакуации беженцев, разработанный при участии специалистов-профессионалов из разных министерств и ведомств УНР, заложил правовые, международные, финансовые, организационные и технические основы этого процесса. Впервые на территории бывшей Российской империи ставилась проблема возвращения домой сотен тысяч гражданского населения.
Таким образом, Украина в течение Первой мировой войны, находясь сначала в составе Российской империи, а после Февральской революции, создав собственные государственные институты, сумела организовать социальную защиту беженцев, показать примеры жертвенного помощи, способность украинского общества к сочувствию и толерантного отношения к этническим беженцев. В 1918 г.. В эпоху Гетманщины Павла Скоропадского Украина стала одним из первых на европейском континенте государственных организмов, который начал беспрецедентную акцию возвращения этих людей в свои дома.
Загрузка...