Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Первая мировая война безусловно существенно повлияла на экономическое устройство и хозяйственную

жизнь государств-участников, в том числе Российской империи. С первых дней этого глобального военного противостояния царское правительство работало над решением вопросов о способах привлечения средств для военных расходов и дальнейший курс государственной финансовой политики.

Вместе с усилением налогообложения и эмиссией бумажных денег одним из основных методов мобилизации государственных доходов стали государственные займы. Это система денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством на добровольных началах для временного использования свободных средств юридических и физических лиц на условиях возвратности и платности. В Российской империи во время Первой мировой войны царским правительством было реализовано шесть внутренних государственных займов, направленных на финансирование военных нужд на общую сумму 8 млрд руб. номинальной стоимости. Две из них были 5%, при подписной цене 94 за 100, всего на 1 млрд руб .; одна - 5,5% по 99 по 100 - на 1 млрд руб. и три - 5,5% по 95 за 100 - на 6 млрд руб. Первые два займа были выпущены на 49 лет, третья - на 81 год, четвертая, пятая и шестая - на 10 лет.

Первый заем была осуществлена в октябре 1914 Преимущественно она была ориентирована на привлечение средств акционерных коммерческих банков. В целом ее реализацию можно считать успешной - казна получила 466 млн руб. Однако власти так и не удалось с помощью этого займа сократить объемы бумажно-денежной массы, находящейся в обращении.

Увеличение расходов на войну побудило царское правительство к выпуску второй военной займа в феврале 1915 Хотя по объемам эмиссии, процентной ставке и срокам погашения она была аналогичной предыдущей, с ее реализацией возникли определенные трудности. Покрытие займа все больше начинало зависеть от результатов прямой подписки на облигации, чем от оборотных капиталов коммерческих банков.

Третью государственный заем был выпущен в апреле 1915 Сумму эмиссии был увеличен до 1 млрд руб., А процентная ставка - до 5,5% годовых. Официально заем был рассчитан на 81 год, однако правительство гарантировало погашение всех облигаций, заявленных к оплате в мае 1921 Таким образом, заем пытались сделать «привлекательной» для крупных предпринимателей.

Особенностью четвертой военной займа (октябрь 1915) было привлечение к подписке на облигации широких слоев населения. Впервые в реализации займа приняли участие сберегательные кассы и учреждения мелкого кредита. Также было проведено достаточно активную пропагандистскую кампанию. Несмотря на эти меры, правительству не удалось достичь поставленной цели. Заем не был полностью реализована в установленные сроки.

Выпуску пятой займа на 2 млрд руб. в феврале 1916, которая получила полуофициальное название «Заем Победы», предшествовала массовая кампания по ее популяризации среди населения, особенно среди крестьянства. К пропаганде и агитации активно включились Святейший Синод и либеральная интеллигенция.

Последняя заем царскому правительству Российской империи на 3 млрд руб. была реализована в октябре 1916 Она стала самой массовой за весь период войны. Только через сберегательные кассы на облигации подписались 358 тыс. Человек. Однако, несмотря на расширение социального круга подписантов, доля крупных предпринимателей в нем уменьшилось. В результате реальные поступления от займа были значительно меньше, чем ожидалось. К тому же, на реализацию займов 1916 постоянно влияло ухудшение экономической ситуации в стране. Все это привело к тому, что в феврале 1917 емкость денежного рынка в отношении государственных займов оказалась полностью исчерпанной.

Условия всех военных займов были фактически одинаковыми, за исключением процентной ставки, номинала облигаций и срока их погашения. Так, облигации выпускались на предъявителя и именные. Правила перехода последних от одного лица к другому, а также обмен на предъявительские и наоборот определялись министром финансов. Прибыль от займа навсегда освобождался от налогообложения. Выплата процентов по облигациям предусмотрена дважды в год. Владельцам облигаций предоставлено право использовать эти ценные бумаги под залог для выполнения казенных подрядов и поставок и обеспечения акцизных и таможенных платежей. По срокам погашения займов, наблюдается тенденция перехода от долгосрочных к краткосрочным (10 лет). Кроме того, при выпуске первых трех займов по правительством было предусмотрено право на конверсию, то есть изменение начальных условий государственного займа.

Все займы реализовывались через публичную подписку на облигации в конторах и отделениях Государственного банка, казначейства и других кредитных учреждениях, определенных министерством финансов. В частности, начиная с четвертого займа, к этому процессу присоединились сберегательные кассы, городские общественные банки, общества взаимного кредита, другие учреждения мелкого кредита.

Перечень коммерческих банков и частных банкирских учреждений, которые имели право размещать облигации, фактически в течение 19141916 гг. Оставался постоянным. В него входило от 24 до 30 банков и 5-7 банкирских контор. Среди них были только три учреждения, основанные в украинских губерниях - Киевский частный коммерческий банк (займы 1914-1916 гг.), Одесский учетную банк и банкирская контора «М. Ашкенази »в Одессе (займа 1916).

В общем, несмотря на то, что фактически царское правительство получил от военных внутренних займов только 7529 млн руб., Остальные были ему выгодны. Во-первых, они уменьшали негативные последствия эмиссии кредитных билетов и в определенной степени способствовали стабилизации денежного рынка, а во-вторых - были источником наличных средств.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии