Особенности развития украинской литературы
В этот период шел процесс формирования новой украинской литературы с ярко выраженными национальными чертами, о чем свидетельствовали басни и стихотворения Петра Гулака-Артемовского и Евгения Гребенки
, рассказы и повести Григория Квитки-Основьяненко, бурлескная поэма «Энеида» и пьесы Ивана Котляревского , поэзия Тараса Шевченко. В целом украинская поэзия, проза и драматургия развивались под сильным влиянием общеевропейских идей романтизма, отмечали ценности и неповторимости любой национальной культуры, способствовали пробуждению интереса к собственной наследия, а также истории и культуры других народов.
Одной из главных черт произведений многих украинских авторов была антифеодальная и патриотическая направленность (Шевченко - «Кобзарь», «Завещание», поэмы «Еретик», «Сон», «Кавказ», «И мертвым, и живым ...» и др..; Котляревский - поэма «Энеида», пьесы «Наталка-Полтавка» и др..). В этих произведениях отражались тяжелый труд и быт крестьян, провозглашались идеи демократизма, украинского патриотизма и человеческого гуманизма.
Украинские певцы (кобзари, бандуристы, лирники) выполняли исторические песни и думы, в которых отражались: тяжелая жизнь крестьян, злоупотребления царской администрации, национальный гнет и др.. Наиболее известными кобзарями в Украину были Андрей Шут и Иван Крюковский, Федор Гриценко (Холодный) и др.. Особенно выделялся кобзарь с Прилукского Остап Вересай.
Начались сбор и публикация фольклорных сборников, выпущенных Максимовича и М. Цертелева, а также членами «Русской тройке».
Музыка
Профессиональное музыкальное искусство нашло широкое отражение в Украине: в университетах и лицеях Киева, Харькова, Нежина и Одессы излагались музыкальное искусство и танцы; в Одессе выходил французский музыкальный журнал «Одесский трубадур»; неоднократно гастролировали труппы итальянской оперы, получившие большую популярность. Зарождается украинская опера - ее родоначальником стал П. П. Гулак-Артемовский, воспитанник М. И. Глинки, написал первую украинскую оперу «Запорожец за Дунаем».
Театр
Рядом с существующим крепостным театром в Украине зарождается профессиональный украинский театр, сначала в Харькове (где работал писатель Г. Квитка-Основьяненко), затем в Полтаве (во главе с писателем И. Котляревскому и актером М. Щепкиным). Театры ставили как произведения русской и зарубежной классики (Пушкина, Грибоедова, Шекспира, Шиллера, Гюго и других авторов), так и украинские пьесы: «Наталка-Полтавка» Котляревского, «Шельменко-денщика» Квитки-Основьяненко, «Ревизора »Гоголя и др.. Наиболее известным актером стал М. Щепкин, выкупленный из крепостной неволи Котляревскому, Новиковым и Волконским.
Архитектура
За царскими указами 1797 и 1817 началась плановая застройка городов и сел, в центре которых обязательно должна была располагаться площадь с расположенными на ней церквями, учебными и государственными учреждениями. Постепенно в городах стали мостить улицы и площади камнем или деревом, вводить керосиновым освещением, на окраинах городов стали расти фабрики и заводы с прилегающими к ним рабочими поселками. С освоением юга Украины началась бурная застройка Херсона, Екатеринослава, Кременчуга, Мариуполя и других городов. Наиболее известными памятниками архитектуры стали: Одесский оперный театр, построенный в античном стиле архитектором Ж. Тома де Томон; Потемкинская лестница к Черному морю в Одессе (архитектор Боффо), Успенский собор в Харькове (архитекторы Тон и Васильев) и др.. Господствующим архитектурным стилем эпохи является классицизм и его разновидность - ампир (фр. «империя», последовал стиль Римской империи).
Пресса
В январе 1816 г. в Харькове начали публиковаться журналы «Украинский вестник» и «Харьковский Демокрит». Усилиями И. Срезневского, Г. Квитки-Основьяненко они в течение нескольких лет пропагандировали идеи гуманизма, образования, республиканских идеалов. Характерно, что на всей территории Российской империи тогда функционировало лишь 7 журналов.