Во времена энеолита (от греческого «енеос» - медь) люди уже начали пользоваться металлом - медью. Время продолжали развиваться земледелие (теперь с использованием рала, колеса и тягловой силы) и скотоводство, выделялись специализированные ремесла, начинался переход от матриархата к патриархату (от греческого «патер» - отец, «архи» - власть).
Давньоземлеробська культура медно-каменного века - трипольская - развивалась на протяжении IV-III тыс. до н. е. Свое название она получила по месту первой характерной археологической находки у села Триполье Киевской области, исследованной Викентием Хвойкой конце XIX в. Сейчас известны сотни трипольских поселений в пределах Украины, Молдовы и Румынии.
В Украине выявлено более 1000 памятников трипольской культуры. Они сгруппированы в трех районах: в Средней Приднестровье и Надпрутти и Надбужжя, в Приднепровье, в Покутских Карпатах (область, ограниченная Карпатами и реками Днестр и Черемош). На всей территории трипольской культуры населения времен энеолита составляло около 1 млн человек. Носители трипольской культуры принадлежали к средиземноморской расе, распространенной в Юго-Восточной Европе. Это были невысокие узколицый люди с тонкими чертами лица.
Трипольские поселка располагались на высоких ровных местах вблизи рек. Это были родовые или племенные поселения, которые насчитывали 10-100 жилищ, культовых и хозяйственных построек. Поселка застраивались по четкому плану: жилья сооружались несколькими рядами или концентрическими кругами вокруг площади с общественными зданиями-святилищами. Площадь жилищ составляла 30-150 м2. Пол выкладывалась на деревянном помосте из глиняных обожженных вальков и замазувалася сверху глиной. Стены сооружались на деревянном плетеном каркасе и тоже обмазывались глиной, снаружи и внутри раскрашивались вертикальными полосами красноватого, розоватого, золотисто-желтого, черного и белого цветов. Двускатная крыша укрывался соломенными или камышовыми снопами. Жилья имели маленькие округлые оконца. На входе было символическое изображение извечного дерева.
Внутри могли быть одна, две или три комнаты. В комнатах были печь, лежанки, каменные плиты для растирания зерна, полки с разнообразным изысканно расписанной посудой (горшки, миски, чаши, сковородки), семейный алтарь-жертвенник, который выглядел крестообразного глиняного повышение, расписанного красками, на нем стоял культовый посуда и глиняные женские фигурки. Кроме домашних алтарей, трипольцы имели отдельные храмы, в которых проходили праздники, связанные с культами природы, умирает и возрождается. Иногда в храмах или рядом с ними, на площадях поселений находят жертвенные человеческие захоронения, делались для увеличения плодородия земли, сохранения состояния, защиты от злых сил.
Вблизи сел Доброводы, Майданецкое и Тальянки (Черкасская область) найдено трипольские протогорода - крупнейшие на то время в Европе. Эти огромные поселения площадью до 400 га насчитывали около 2000 жилищ и 25-50 тысяч жителей. Многие дома были двухэтажными.
Трипольский общество было конфедерацией племенных союзов, а гигантские протогорода - их столицами. Основу общественного устройства племен составляли сначала матриархальные, а впоследствии патриархальные родовые отношения. Основным звеном трипольского общества была семья. Семьи объединялись в роды, роды составляли племя, а группа племен - объединение, которое должно яркие этнокультурные черты. Наиболее самобытного и высокого уровня достигли трипольские племена, жившие на Углу, Приднестровье и Буковине - там, где возникла и откуда распространилась трипольская культура. Эти же племена дольше сохранили традиционные культурные элементы.
Трипольская культура была ведущей среди энеолитических племен Восточной Европы и ускорила развитие отсталых племен, населявших северную и северо-восточную Украину. Как самобытная этнокультурная общность она исчезла в результате смешивания с другими народами и вторжения воинственных племен, пришедших с северо-запада и юго-востока. Очевидно, что прямыми предками украинских трипольские племена не были, поскольку за четыре тысячелетия с населением территорий будущего господства славянства произошли очень серьезные этнические изменения, вызванные массовыми переселениями представителей различных этносов. Но есть научные основания признавать автохтонности (местное происхождение) части населения будущей славянской государства начиная с IV тыс. до н. е.