Сложившаяся этническая общность существует как общественная система, самовосстанавливающийся путем преимущества этнически однородных браков и передачи новому поколению языка, культуры, традиций. Более устойчивое ее существования обеспечивает образование государства.
В течение VII-VIII вв. союзы славянских племен превращались в о государственных образования - племенные княжества, которые впоследствии объединились в государство.
Археологические находки, найденные в юго-западных районах расселения восточных славян, свидетельствуют, что их материальная культура имеет много общих черт. То есть в VIII в. на землях полян, древлян, волынян, уличей, тиверцев, восточных хорватов сформировалась фактически единственная археологическая культура с незначительными отличиями. Она характеризуется одинаковым уровнем социально-экономического развития племенных объединений, сходными чертами в строительстве жилья, производстве, погребальных обрядах. Такое сходство была важнойпредпосылкой создания единого восточнославянского государства с центром в юго-западном регионе.
Начало созданию средневековой раннефеодального русского государства положили союзы племен. Одним из древнейших племенных союзов был Дулибский, на что указывают археологические материалы и свидетельства арабских письменных источников. Политическим центром дулебов было Зимнивского городище, расположенное в верховьях Буга. Из летописи известно, что во времена византийского императора Ираклия (610-641 гг) авары «воевали против славян и приобщили дулебов». Разгром аварами дулибского объединения позволил полянам возглавить государственно процесс у славян. Большое значение для процесса формирования восточнославянского государства имело основание Киева.
Летописная легенда рассказывает об основании Киева братьями Кием, Щеком, Хоривом и их сестрой Лыбедью. Кий, первый князь Полянского союза племен, побывав на службе в Византии, основал городок Киевец на Нижнем Дунае, но не смог там закрепиться и отправился в Поднепровье, где заложил Киев. Данные археологических исследований указывают на основании Киева где-то в конце V - первой половине VI в.
В «Повести временных лет» упоминается о формировании на середину IX в. трех государственных объединений у славян: Куявия (полянски земли с центром в Киеве), Славия (земли ильменских словен с центром в Новгороде), Артания (вероятно, территория северо-восточной Руси или Приазовье). Примерно одновременное формирование государственности у полян с центром в Киеве и ильменских словен с центром в Новгороде вызвало дискуссию вокруг вопроса, какие именно восточнославянские земли сыграли ведущую роль в процессе образования Киевской Руси - север или юг.
Последними представителями местной киевской династии потомков Кия были, вероятно, Аскольд и Дир, в княжение которых поляне освободились от уплаты дани хазарам. Во времена Аскольда Киевское государство заняла место среди самых влиятельных держав того времени - Хазарского каганата и Византии - и начал уверенно выходить на международную арену. В результате удачных походов на Византию был заключен выгодные договоры. Киевское государство прочно утвердилась на побережье Черного моря, которое в некоторых источниках того времени называлось Русским морем. После похода 860 г. Аскольд и некоторые представители правящей верхушки приняли христианство. Это вызвало недовольство многочисленных сторонников языческой веры.
На севере в Славии около 860 г. на престол был приглашен норманнского конунга (князя) Рюрика, для которого русские земли были главным объектом политических и экономических интересов. Рюрик умер 879 г., и престол по малолетству его сына Игоря занял регент Олег, вероятно, родственник Рюрика.
Олег в 882 г. совершил поход на Киев, убил Аскольда и захватил власть. Дата этого события указывает на завершение образования государства на значительной части территории расселения восточных славян. Князь жестоко расправился с населением Новгорода, которое не желало присоединяться в Киев.
Сторонники так называемой норманнской теории считают, что утверждение у власти в Киеве представителей норманнской династии сыграло важную роль в формировании основ государственности у восточных славян. Но факты из истории восточнославянской государственности убедительно свидетельствуют, что она формировалась независимо от варягов. Появление варяжских дружинников и даже князя норманнского происхождения не повлияли существенно на ее образования. Олег и его дружинники начали фактически служить Киевском государстве, которая к тому времени уже прошла долгий путь развития.
Следовательно, именно Киев, который имел удобное географическое положение, стал столицей объединенного княжества, ведущим центром восточнославянской государственности, главным политическим центром государства.