Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

После смерти Святослава, который не оставил завещания, между его сыновьями разгорелась междоусобная борьба. Младшие братья Олег и Владимир не желали признавать единовластным верховным князем старшего - Ярополка. По происхождению Владимир был внебрачным сыном Святослава и ключницы Ольги (Малуши), дочери Малка Любечанин из рода которого вышло много известных политических деятелей.

 


Решив заставить братьев признать свое превосходство, 977 г. Ярополк отправился с войском на Овруч, где правил Олег. Войско Олега было разгромлено, сам он погиб. Владимир бежал в Скандинавию, где нанял жену и 978 г. вернулся на Русь. Сначала Владимир захватил Полоцкое княжество, где, расправившись с местным князем Рогволодом, принудительно женился на его дочери Рогнеде. После этого он пошел с войском на Киев. Ярополк заперся в стольном граде, потом испугался и бежал в небольшой крепости Родни, где был убит варягами, служившие Владимиру.
Взойдя на киевский престол в 980 г. и сосредоточив в своих руках безраздельную власть, Владимир Великий (980-1015 гг) начал новую эпоху в иcтоpии Киевской Pycи.


Прежде всего он окончательно подчинил власти государственного центра крупные союзы восточнославянских племен - хорватов и дулебов (981 г.), радимичей и вятичей (981-984 гг.) Власть племенных князей и вождей в своих землях оставалась еще очень сильной: они неохотно отдавали часть дани в пользу Киева, сами осуществляли судопроизводство, молились каждый своему языческому богу. Владимир ликвидировал племенные княжества, разделил государство на восемь округов, которые, в свою очередь, делились на волости. Во главе округов стояли наместники князя (его сыновья или доверенные люди из числа старших дружинников), которые управляли, собирали дань и вершили суд от княжеского имени. Им подчинялись чиновники в волостях.
Важные изменения произошли и в военном деле: Владимир отказался от опоры на племенные военные формирования. Он раздавал земельные уделы выходцам из других, часто отдаленных, земель, с правом угнетение местного населения, обязывая их нести военную службу и обеспечивать оборону государства.
Итак, в княжение Владимира процесс территориального становления Киевской Pycи в основном уже завершился, обособленность местной племенной верхушки было окончательно сломлено и начался подъем Руси как целостного общества и государства. По площади Русь стала крупнейшим государством в Европе.
Владимир начал чеканить собственные монеты, серебряные и золотые, на которых с одной стороны было его изображение, а с другой трезубец и надпись: «Владимир на столе, а се его серебро». Так, трезубец с родового знака князей превратился в государственный символ.


В годы княжения Владимира усилилось «разбой» - протест населения, которое в процессе феодализации теряло земли. Для защиты новых землевладельцев князь ввел новый закон, так называемый «Устав земляной». Сначала он предусматривал смертную казнь, которую позже заменили конфискацией имущества разбойника в пользу государства. Непосредственно ответственность за сопротивление установлению феодальных порядков несла и крестьянская община - вервь.
Главным достижением Владимира, без сомнения, введение на его необозримых землях христианства как государственной религии. Христианская вера появилась в причерноморских степях уже в первых веках новой эры и скоро дошла до Киева. При князе Игоре часть княжеской дружины была уже христианской и составляла присягу в церкви Святого Ильи в Киеве. К Владимиру княжеский престол уже занимали князья-христиане - Аскольд, Ольга, брат Владимира Ярополк.


В начале правления Владимир попытался укрепить языческую веру. Был создан пантеон главных богов. В Киеве были установлены идолы языческих богов Перуна, Даждьбога, Стрибога, Симаргла, Хорса, Мокошь. Однако укрепить единство государства под княжеской властью с помощью язычества не удалось, потому что верховный бог не воспринимался людьми как обладатель других богов: дружинник больше уважал Перуна, кузнец - Сварога, купец - Велеса. Язычество тормозило общественно-политическое и культурное развитие.


«Повесть временных лет» рассказывает, что 986 г. в Киеве появились представители трех религий - ислама, иудаизма и христианства - и каждый предложил Владимиру принять свою веру. Руководствуясь прежде всего политическими и экономическими интересами, Владимир выбрал христианство. Вся Европа в то время была уже христианская и проявляла пренебрежение к язычеству. Чтобы войти в круг европейских народов, необходимо было признать христианство.


Решение Владимира принять христианскую виpy летопись связывает с его женитьбой на византийской принцессе Анне. 988 г. князь с войском осаждал Корсунь (Херсонес) и от императора Василия ИИ, чтобы тот отдал ему в жены свою сестру Анну. Положение для императора было безвыходным, и он согласился при условии, что Владимир примет христианство. Так Владимир был крещен в Корсуне. Вернувшись в Киев, он приказал уничтожить языческих идолов. Статую Перуна привязали к конского хвоста, стащили с горы и бросили в реку. Затем Владимир начал обращения киевлян в христианство. Священники, которые пришли из Царьграда и Корсуня, крестили жителей Киева в притоке Днепра - реке Почайне. Дата крещения киевлян остается противоречивой. Но традиционно датой принятия христианства на Руси считается 988 год.
Христианизация Pycи оказала огромное влияние на экономическое, социально-политическую и культурную жизнь страны.


Крестившись 988 г., Владимир энергично взялся распространять новую религию, приказал строить церкви. В Киеве на прежнем Перуновом холме 988 г. была построена церковь Святого Василия, а в течение 989-996 гг было построено монументальное каменное церковь Богородицы, на содержание которой князь назначил десятую часть доходов со своих земель, из-за чего церковь получила название Десятинной. Киев стал столицей первой митрополии. Каменная архитектура, иконопись, фресковая живопись, церковное хоровое пение возникли на Pycи благодаря христианству. Через посредничество Византии Русь примкнула к традициям античного мира.
Вероятно, Владимир не желал иметь слишком большое влияние Византии, ведь два государства традиционно соперничали, и даже крещение Владимира происходило на фоне военного конфликта между ними. В 989 г. Владимир завоевал Корсунь и Русь установила церковные связи с Болгарией, духовенство которой могло легче найти общий язык с населением. Православные миссионеры, болгары по происхождению, Кирилл и Мефодий, создали славянскую азбуку кириллицу и перевели на славянский язык богослужебные книги. Русь получила славянскую письменность, что способствовало распространению образования. В XИИ в. начали появляться первые рукописные книги, преимущественно церковного содержания. Книги создавались и переписывались в монастырях, которые превратились в культурные и научные центры. Русичи приобщались к мировой культуре, книжности и искусства, образования и научных знаний.
Принятие христианства укрепило международное положение Киевской Pycи. До недавнего времени «варварская» государство на равных вошла в семью европейских христианских народов. Свидетельством этого были многочисленные династические браки, заключенные киевскими князьями в XИ в. с королевскими династиями Западной Европы. Связь с Европой обусловил стремительный исторический, общественный и культурный развитие Киевской Pycи. Однако крещение по византийскому образцу обусловило будущие конфликты с соседями-католиками.
Вряд ли было бы правильно считать христианство исключительным фактором появления всемирно известных достижений культуры Киевской Руси, однако именно церковь взяла на себя роль организатора этого процесса. Христианская церковь принесла на русские земли свою сложившуюся в течение веков систему внутренней организации - церковную иерархию, которая повлияла на формирование феодальной государственной иерархии Руси.


Новая идеология помогала укреплению государственности, законодательства, административной системы. Значительная часть историков замечает: выбор православия обусловлен и тем, что восточный вариант христианства вел к абсолютизму, так покорял церковь светской власти. Император, как отмечалось в одной из византийских церковных хроник XИИ в., Является для церкви «высшим хозяином и охранником веры».
Христианская мораль влияние на формирование русского писаного права, что проявилось в смягчении наказания за преступления, стабилизировала общество, проповедуя смирение и покорность.
Крещении Владимиром Руси не было единомиттевим актом. Христианство входило в сознание и быт населения постепенно, вытесняя дохристианские языческие верования, а обычно и сочетая византийские, западноевропейские и старые языческие местные черты обрядности. Своеобразное сочетание племенных языческих культов славян и христианской веры обусловило региональные различия в культуре восточнославянских народов, способствовало формированию оригинальной праздничной обрядности, самобытных черт психологии, системы народных обычаев. Длительное княжение Ярослава (1019-1054 гг) считают вершиной экономического, политического и культурного развития Киевской Руси. Как и его отец, Ярослав расширял границы своих и без того огромных владений. В течение 1030-1031 гг он вернул захваченные Польшей червенские земли (Забужье). В результате походов на север присоединил к Руси финские племена чуди, овладел городом Юрьев над Чудским озером. 1036 г. Ярослав окончательно разгромил печенежские орды. Заботясь об укреплении южных границ Pycи, Ярослав продолжал начатое Владимиром строительство на границах со степью огромных длинных защитных сооружений, названных «Змиевы валами».
Во внешней политике Ярослав предпочитал дипломатическим методам налаживания связей с различными странами, подкрепляя их династическими браками (рис. 1, с. 674). Ярослава называли «тестем Европы».
В годы правления Ярослава Мудрого был составлен написанное сведения общепринятых в те времена законов Киевской Pycи в единую «Русскую Правду». Она была правовым кодексом государства, впервые определявший права человека. Этот сборник законов воспроизводила тогдашние общественные отношения, закрепляла имущественное расслоение, господства князей и бояр над простым людом. Так, размер штрафов за преступления зависел от статуса потерпевшего: за убийство огнищанина (управляющего княжеского имения) накладывался штраф в 80 гривен, а за убийство простого крестьянина смерда - 5 гривен.
Особенно прославился князь строительством церквей. В то время «златоверхий» Киев изобиловал более 400 церквей. Среди них возвышались Десятинная церковь, монастыри Георгия и Ирины, церковь Василия. Но настоящим чудом тогдашнего христианского мира считается Софийский собор (1037 г.). Собор украшала великолепная мозаика и разноцветные фрески, которые и сегодня принадлежат к шедеврам мирового искусства. Архитектура Софийского собора очаровывает совершенством, изысканностью форм и пропорций.
Свидетельством княжеской заботы о церкви стало то, что 1051 г. Ярослав впервые назначил киевским митрополитом русина Илариона, вопреки воле Константинопольского патриарха, чтобы иметь свою независимую церковь в могущественном государстве. Илларион - знаменитый книжник, автор первого древнерусского философского произведения «Слово о Законе и Благодати». Многие историки считают, что он был автором летописи.


Дипломатические и торговые связи Pycи с Византией и другими странами требовали высокого образования русичей с обязательным знанием греческого и латинского языков. С этой целью 1037 г. Ярослав открыл в Софии Киевской школу высшего типа. Учились в ней дети высшей знати: будущий митрополит Иларион, дети самого Ярослава, а также знатных иностранцев - претендентов на короны королей. Среди них в разные времена учились дети английского короля Эдмунда, венгерский королевич Андрей, преемник датского престола Герман, сын норвежского короля Олаф и другие. В школе, наряду с богословием, изучали философию, риторику, иcтopию, греческий язык, географию и естественные науки. Выпускники школы владели иностранными языками, были знакомы с произведениями античных, византийских и западноевропейских авторов. Венцом образования считалось овладение ораторского искусства. Это был первый отечественный вуз, появившийся раньше, чем первые такие заведения в Западной Европе.
Благодаря поддержке князя быстро перестраивались старые и возникали новые города, что имело большое значение для укрепления границ государства. «Страной городов» называли Русь иностранные купцы и путешественники. Их поражала красота и величие Киева, который по размерам уступал только Константинополю и арабской Кордове. За время княжения Ярослава площадь стольного града Pycи выросла в семь раз. Изысканностью архитектурных форм, привлекательностью ремесленных изделий, количеством торжищ отличались и такие древнерусские города, как Гадяч, Чернигов, Переяслав, Новгород, Суздаль, Полоцк. Более трехсот городов насчитывают в Киевской Руси отечественные летописи. К этому следует добавить многочисленную группу безымянных древнерусских крепостей и замков, укрепленных поселений, открытых археологами. Древнерусские города были центрами ремесла и торговли, центрами политической и культурной жизни, здесь были сосредоточены органы государственной власти и церковного управления.
Основу продуктивного населения городов составляли ремесленники. Большим спросом пользовались изделия ювелиров, кузнецов, оружейников, гончаров, иконописцев и других мастеров. В Киевской Руси существовало около сотни ремесленных специальностей. В древнерусских городах шла бойкая торговля. Авторитета и широкого признания не только на Руси, но и далеко за ее пределами получили древнерусские купеческие организации. Торговые двор и целые улицы древнерусских купцов успешно процветали в Константинополе, в шведском миcти Сигтуна, в столице Волжской Болгарии - городе Булгари на Каме и в других международных центрах. Каменные купцов из Египта, Арабского халифата, Кавказа, Италии, Скандинавии, Польши и Венгрии стояли и на площадях Киева. Разместившись посередине днепровского водного пути «из варяг в греки», Киев стал одним из мировых центров торговли.
В княжение Владимира и Ярослава родоплеменная государство окончательно переросла в раннефеодальную, а ее дружинная форма превратилась в монархическую. Постепенно, по мере того, как князья и знать захватывали земли общин, состоял класс феодалов-землевладельцев. Земля, как основное богатство и источник благосостояния, находилась в собственности феодалов во главе с князем, который удерживал бояр и жену. В летописях первые упоминания о княжеское землевладение датируются концом XИ в. От XИИ в. начинает вводиться большое индивидуальное земельное владение бояр. Его возникновение знаменовало дальнейшее развитие феодальных отношений и повлияло на структуру государства и характер власти.
С именем Ярослава связан и расцвет древнерусской культуры, образования и научных знаний. Его можно с полным правом назвать основателем книжности и учености на Pycи. У князя была одна из крупнейших на то время и первая в стране библиотека. В древнерусских землях возникало немало школ, в которых детей учили грамоте. Центром знаний стал Киево-Печерский монастырь, основанный 1015 При Ярославе было заключен первый летописный свод, развивались литература и переводились книги иностранных авторов.
Благодаря мудрой и дальновидной политике в ycиx сферах государственной жизни Ярослав вошел в иcторию с именем «Мудрый», а неизвестный автор, сделал запись о смерти этого выдающегося деятеля на стене Софии Киевской, назвал его «царем». Итак, времена княжения Ярослава Мудрого сказались завершением строительства Древнерусского государства, укреплением ее границ, интенсивным строительством городов, подъемом ремесла, сельских и городских промыслов, внутренней и внешней торговли, значительным культурным развитием. Все это усиливало славу и авторитет Киевской Pycи в средневековом мире.



Загрузка...

Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии