Запорожская Сечь. Расположенная в недосягаемости для правительственной власти, Запорожская Сечь и после смерти своего основателя продолжала процветать. Каждый христианин мужского пола независимо от своего
социального положения мог прийти к этому острову-крепости с его неприметными куренями из дерева и тростника и присоединиться к казацкому братству. Мог при желании и покинуть Сечь. Женщин и детей сюда не принимали, поскольку считали, что в степи они будут лишними. Отказываясь признать авторитет любого правителя, запорожцы осуществляли самоуправления согласно теми обычаями и традициями, которые формировались на протяжении поколений. Все имели равные права и могли участвовать в довольно бурных советах, в которых чаще побеждала сторона громче кричала.
На этих стихийных собраниях выбирали и с такой же легкостью сбрасывали казацких вожаков - гетмана или атамана, есаулов, писаря, обозного и судью. Каждый курень (это слово впоследствии стаьлы употреблять как название военной единицы, жила в шалаше) выбирал аналогичную группу низших офицеров, или старшину. В период военных походов старшина пользовалась абсолютной властью, включая право применения смертной казни. Но в мирное время ее власть была ограниченной. Вообще запорожцев насчитывалось 5-6 тыс., из них 10%, зминяючись, служили запорожскими экипажем, в то время как другие участвовали в походах занимались мирным промыслом. Сечевое хозяйство преимущественно опиралось на охоту, рыболовство, бортничество, солеварения в устье Днепра. Для Сечи, лежала на торговых путях между Речью Посполитой и Черноморским побережьем, важную роль играла также торговля. Несмотря основы братства и равенства, которыми руководствовались запорожцы, между казацкой старшиной и рядовыми казаками (чернью) постепенно возникли социально-экономические различия и напряженность, которые время от времени выливались в беспорядки.