Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Типология религий. Религиозная картина мира - основа цивилизационных различий Запада и Востока. Циклы в истории религии. Причины религиозного ренессанса в конце XX - начале XXI в. Основные тенденции, имеющие место в религиозной жизни сейчас.

 

Наиболее влиятельные религии мира - христианство (католицизм, протестантизм, православие), ислам, буддизм, индуизм, конфуцианство, - и их влияние на сложение и функционирования структур современности. Причины популярности "новых религий". Феномен "бедной религии".

Может возникнуть вопрос: почему рассмотрение истории современного мира начинается не с экономики и политики, а из духовных сфер? Встречные вопросы, которые сами наведут на ответ: разница между экономикой и политикой стран Запада и Востока? Есть ли разница между экономикой и политикой США и любой из латиноамериканских стран? Чем это обусловлено? В основе внешних проявлений в любой сфере деятельности людей лежит внутренний духовный стержень, который и определяет различия. В общей динамике социоисторичних процессов важную роль играют четыре основные духовные сферы: религия, наука в широком смысле слова, частично охватывает и технологию; образование искусство. В них содержатся важнейшие человеческие ресурсы развития на всех уровнях - от внутренне личного к регионального и глобального. Мировоззрение, в свою очередь, во многом зависит от доминирующей ментальности. Типология доминирующей ментальности задает социальные формы общества. Среди факторов, определяющих ту или иную ментальность, ведущую роль играла и продолжает играть религия. Религия - это сфера духовной жизни индивида и общества, в основе которой лежит специфическое отражение действительности, основывается на вере в существование Бога (богов), сверхъестественного.

Невозможно понять историю человечества вне истории религий. Так или иначе уже в наше время подавляющее большинство жителей Земли оказываются связанными с религией. По некоторым оценкам, это большинство составляет 90%. Антропологи утверждают, что им не известны безрелигиозного народы. Существуют различные типологии религий. Можно выделить следующие:

- Политеистические, есть такие, которые поклоняются многим богам (например, индуизм, синтоизм и другие), и монотеистические, что отмечая, единого Бога (иудаизм, христианство, ислам и др..)

- Религии национальные (иудаизм, индуизм, синтоизм, даосизм и др..) И миру (христианство, ислам, буддизм);

- Религии с Богом (христианство, ислам, иудаизм и др..) И без Бога (конфуцианство, даосизм и др..)

- Традиционные (христианство, ислам, буддизм, иудаизм, даосизм, конфуцианство и др..) И нетрадиционные "новые" религии ("Движение Муна", "Сайентология", "Церковь Бога", "Новая эра", "Аум Синрике" и многие других, - в настоящее время насчитывается несколько тысяч нетрадиционных религий).

Глубокий анализ истории человечества свидетельствует о чрезвычайно важное влияние религий на специфику той или иной цивилизации. Все культурно-исторические общности (цивилизации), существовавшие и существующие, условно можно разделить на цивилизации западной и незападной (восточной) ветвей. Буквально все цивилизационные различия вытекают из различного понимания соотношения между Богом, миром и человеком, проявляющаяся в различиях между религиозными "картинами мира".

В восточных религиях Бог, Мир и Человек - это по сути одно и то же. Мир является божественным, упорядоченной через божественный Мировой Закон, который не зависит ни от людей, ни от божеств. Но этот закон определяет происхождение, содержание и порядок вещей в мире, место каждого человека, судьбу всего мира и судьбу каждого индивида. Каждый человек - это лишь структурная частица такого мира. Она как бы "встроена" в неизменную систему, и ее назначение - быть именно его частичкой. Всю ее жизнь сводится к выполнению "функции" - обязанности, вытекающий из ее места в определенной мироздании: обязанности по Мирового Закона, других элементов мира, других людей. Выполнения такой обязанности требует соблюдения многочисленных норм и правил поведения буквально на каждом шагу. Так например, и сейчас мусульманин знает, какой именно рукой мыть ту или иную часть тела, японский бизнесмен дзенбуддист на переговорах не скажет конкретно "да" или "нет", а рожденный "нетронутым" индиец не может жениться на представительнице высшей касте. Главное: человек включается в жестко упорядоченную структуру божественного мира и не может изменить своего места в этой структуре.

В западных религиях Бог, Мир и Человек - это разные инстанции. Мир создан Богом-творцом, зависит от него, может быть Богом уничтожен. Но сам мир не имеет внутреннего божественного содержания. То есть мир не божественным. Человек был создан Богом из праха земного: ее физическая природа такая же, как и у остального мира. Но он создан по образу и подобию Божьему и имеет от Бога бессмертную душу. Получается, что человек хоть и не равен Богу, потому что есть только его творением, но имеет несколько близкое к нему. Это значит, что человек стоит над миром, но под Богом и поэтому не включается в какую-то божественную структуру. Бог назначил его властвовать над миром, но человек в надежде на свое вечное спасение зависит от Бога и полагается на него. В христианстве ради спасения человеку не устанавливается много норм и правил поведения, потому что человек для этого должен САМА уподобатися сын Господа в своих мыслях и действиях. Из этого следует то обстоятельство, что только в западных, христианских цивилизациях человек в своей общественной жизни (экономической, политической, социальной) выступает относительно самостоятельной, свободной, т.е. ЛИЧНОСТЬЮ. Последствия - коренное отличие в иерархии ценностей Запада и Востока. На Западе - признание приоритета интересов и потребностей индивида, на Востоке - сообщества. Из этого следует возможность или невозможность признания и принятия ценности свободы, демократии, частной собственности и т..

Влияние религий на историческое развитие обусловлено также различиями в способах отношения к миру, которые формируют установки, определяющие направление жизнедеятельности, вектор социального действия. Внутренняя логика верований Востока не предусматривает "превосходства" над миром. Поэтому одни религии ориентируют на приспособление к миру, как это наблюдается в китайских конфуцианстве и даосизме, вторые - на бегство от него (в индийских индуизме и буддизме) третьи - на владение миром. Они представлены иудаизмом и христианством. Эти религии возникли на Ближнем Востоке, однако преимущественного развития получили на Западе - в Европе и Америке.

В истории религии можно условно выделить три Увеличенное циклы и начало перехода к четвертому (с конца XX в.). Если исходить из европоцентрическая принципов, то первый цикл охватывает период раннего средневековья. Главным в этот период было становление мировых религий, стремление церкви охватить, подчинить себе духовный мир и все стороны деятельности человека. В Европе это был период стремительного распространения и утверждения христианства. На Востоке, начиная с VII в., Быстро распространялся ислам. На этот период приходится распространения буддизма (хотя он возник в Индии в VI - V вв. До н. Э, сначала у него не было много последователей). В средневековом обществе устанавливается господство религии и религиозной морали. Это было обусловлено потребностью в наведении большей упорядоченности в человеческих отношениях. Религиозная мораль вобрала ряд общечеловеческих норм, которые были произведены в предыдущие времена (запрет убийства, кровосмешение, покушений на собственность и т.д.). С одной стороны, в пределах господства той или иной религии создавался весьма действенный механизм поддержки единого морального пространства, независимо от этнических различий и государственных границ. С другой стороны, религиозная мораль отрицала человеческие радости, проповедовала аскетизм, рабскую покорность. Часто имели место двойная мораль для священнослужителей, гонения на адептов других верований, решения религиозных войн и т.д.. Как идеологическая основа мировые религии сыграли важную роль в становлении государственности и формировании сильных государств - Византийской империи, империи Карла Великого, Священной Римской империи, Киевской Руси, Арабского халифата. Под влиянием религии находились культура в целом, наука и образование в частности. С одной стороны, она способствовала их развития, с другой - царил жесткий идеологический диктат.

Второй цикл был обусловлен прежде всего несовместимостью всевластия религиозных догматов и гуманистических начал эпохи Возрождения. Его отсчет ведется с Реформации, чей начало связан с выступлением в 1517 доктора богословия Мартина Лютера. Главными последствиями этого движения были слом диктатуры католической церкви, возникновение новых христианских вероисповеданий, церквей, независимых от Рима. Усилились факторы, способствовавшие укреплению светской власти и развитию национальных государств, выработке новых подходов к проблемам политики и права, которые со временем обусловили развитие буржуазно-демократических свобод. Новые направления религии и церкви были приспособлены к условиям буржуазного общества и оказали значительное влияние на его экономическую жизнь. Католическая церковь ответила Контрреформацией (середина XVI - XVII вв.) С ее религиозными войнами, инквизицией, орденом иезуитов, жесткой цензурой, борьбой с еретиками. Борьба религиозных течений имела место и в православной церкви, в исламе, буддизме.

Третий цикл занимает период с XVIII до последней трети XX в. Главной тенденцией является постепенная потеря мировыми религиями господство в сфере духовной жизни, в политике и экономике. Со времен Просвещения место религии как стержня духовной жизни общества (прежде всего на Западе, позднее в некоторых странах Востока) постепенно занимает идея научного прогресса, построения общества на рациональных началах в соответствии с потребностями ума, в той или иной доктриной. Несколько буржуазных и не буржуазных идеологий (некоторые из последних, например марксизм - ленинизм или маоизм объявлялись "единственно верной наукой") оказывают значительное влияние на политическое, экономическое, социальное, духовное жизнь отдельных государств и их объединений. В настоящее время усиливается тенденция секуляризации1, начавшаяся в Европе еще в эпоху Возрождения и продолжилась в более поздние времена. Секуляризация - это широкомасштабный процесс ослабления, вытеснение, ограничение влияния религиозных институтов, замены религиозной системы ценностей светской. Результатом влияния процессов секуляризации можно было бы считать общее ослабление религиозности в мире, особенно в XX в. Однако, начиная с его последней трети, ситуация в религиозной жизни человечества приобретает другой вид.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии