Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Литературно-художественные течения конца XIX - начала ХХ веков.

Этот период отмечен появлением целого ряда новых течений и школ в художественной жизни Западной Европы и США. Происходила переоценка традиций.

Романтизм уступал дорогу реализма. Но наряду с этим утверждались новые эстетические направления, которые противоречили эстетике реализма. Эти течения принято объединять общим названием - декаданс (в переводе «упадок»). Выдающимся явлением в искусстве декаданса стал символизм. Символисты объявили себя певцами «конца, упадка, гибели», художниками уныния, враждебными действительности, угнетающего их своей пошлостью и бездуховностью.

Значительное место среди новых направлений развития художественной культуры занимал натурализм, который касался вопросов, которые раньше считались неприличными и запрещенными.

Однако, несмотря на все разнообразие направлений и стилей, произведения мировой культуры пронизаны гуманизмом, верой в неограниченные возможности человека.

Период активных и плодотворных экспериментов, подлинной художественной революции переживал театр. Новым явлением театральной жизни стало появление «свободных театров» - небольших студий, спектакли которых предназначались для узкого круга театралов, а постановки осуществлялись за счет средств, полученных от продажи билетов.

Смена стилей происходила и в европейской архитектуре. Многое здесь определялось использованием в строительстве новых материалов - сварочного железа, бетона. Построена в 1899 г. Эйфелева башня стала наглядным примером и в то же время обнаружила новые тенденции в архитектуре. Возникает новый стиль - модерн.

В изобразительном искусстве последней трети ХIХ - начала ХХ веков сформировался и получил всеобщее признание новое направление - импрессионизм. Основным критерием искусства для импрессионистов была острота зрительного впечатления. Они стремились передать увиденное через игру красок, цветов, теней. На смену импрессионизма пришел постимпрессионизм. Он отличался активным отношением к окружающему миру и поисками строгой формы. В начале ХХ века в изобразительном искусстве возникает новое направление - кубизм. Появление кубизма ознаменовала завершение импрессионистской и постимпресионистськои эпохи в живописи.

Россия

В начале ХХ века в России продолжали существовать начальные земские школы, школы Министерства народного просвещения и церковноприходские училища. Только в начальных школах Министерства народного просвещения обучалось около 6 млн. детей. Расширялась и система высшего образования. Кроме 11 университетов (1916 г.) возникает 16 высших технических учебных заведений. Самыми крупными учебными и научными центрами были Электротехнический и Политехнический институты. В университетах в 1907 г. обучалось 35,3 тыс. студентов. В начале ХХ века в стране значительно расширилась сеть женских учебных заведений. В 30 высших учебных заведениях для женщин обучалось свыше 20 тыс. студенток. Совершенствовалась методика преподавания. Увеличилось количество издательской продукции - книг, журналов. По количеству изданных книг Россия в первое десятилетие ХХ века занимала третье место в мире после Германии и Японии. В начале века печаталось 125 легальных газет, через 12 лет - уже более 1000, из них 827 газет - на русском. В 1904 г. в России насчитывалось около 10 тыс. общественных и народных библиотек, из них около 4,5 тыс. было открыто земствами, в основном в сельской местности.

На рубеже XIX-XX веков в России появилось кино. С 1908 г. по 1917 г. было создано до 2 тыс. игровых картин отечественного производства.

Конце XIX - начале XX веков появляются новаторские тенденции в искусстве, было положено начало обновлению видового и жанрового разнообразия художественного творчества, повлекшее переосмысления эстетических ценностей. В русской художественной культуре широкое распространение получило декадентство (К. Бальмонт, И. Коневськой, Ф. Сологуб, Д. Мережковский, З. Гиппиус), обозначенное такими явлениями в искусстве, как отказ от гражданских идеалов и веры в разум, погружение в сферу индивидуалистических переживаний. Эти идеи выражали социальную позицию части художественной интеллигенции, которая стремилась «спрятаться» от жизненных трудностей в мире грез, ирреальности, а отчасти и мистики.

Найвизначиши литературные произведения указанного периода вышли из-под пера А. П. Чехова, М. Горького, И. А. Бунина, А. И. Куприна. Развивается творчество А. Блока, В. Маяковского, С. Есенина, Н. Гумилева и многих других.

Новые черты русской музыки нашли отражение в творчестве Н. А. Римского-Корсакова, С. В. Рахманинова, А. Н. Скрябина. Русская вокальная школа дала немало выдающихся певцов, среди них звездами первой величины были Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, А. В. Нежданова.

Важную эстетическую и просветительскую роль на рубеже веков сыграли русские художники, основавшие объединения «Мир искусства». К ним относились А. Н. Бенуа, К. А. Сомов, Л. С. Бакст, Е.Е. Лансере (Серебряков). В этот период работали М. А. Врубель, В. А. Серов, К. А. Коровин, М. В. Нестеров.

Русская культура благоприятно влияла на творчество многих народов. Она стала частью золотого фонда отечественной и мировой культуры.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии