Литературно-художественные течения конца XIX - начала ХХ веков.
Этот период отмечен появлением целого ряда новых течений и школ в художественной жизни Западной Европы и США. Происходила переоценка традиций.
Романтизм уступал дорогу реализма. Но наряду с этим утверждались новые эстетические направления, которые противоречили эстетике реализма. Эти течения принято объединять общим названием - декаданс (в переводе «упадок»). Выдающимся явлением в искусстве декаданса стал символизм. Символисты объявили себя певцами «конца, упадка, гибели», художниками уныния, враждебными действительности, угнетающего их своей пошлостью и бездуховностью.
Значительное место среди новых направлений развития художественной культуры занимал натурализм, который касался вопросов, которые раньше считались неприличными и запрещенными.
Однако, несмотря на все разнообразие направлений и стилей, произведения мировой культуры пронизаны гуманизмом, верой в неограниченные возможности человека.
Период активных и плодотворных экспериментов, подлинной художественной революции переживал театр. Новым явлением театральной жизни стало появление «свободных театров» - небольших студий, спектакли которых предназначались для узкого круга театралов, а постановки осуществлялись за счет средств, полученных от продажи билетов.
Смена стилей происходила и в европейской архитектуре. Многое здесь определялось использованием в строительстве новых материалов - сварочного железа, бетона. Построена в 1899 г. Эйфелева башня стала наглядным примером и в то же время обнаружила новые тенденции в архитектуре. Возникает новый стиль - модерн.
В изобразительном искусстве последней трети ХIХ - начала ХХ веков сформировался и получил всеобщее признание новое направление - импрессионизм. Основным критерием искусства для импрессионистов была острота зрительного впечатления. Они стремились передать увиденное через игру красок, цветов, теней. На смену импрессионизма пришел постимпрессионизм. Он отличался активным отношением к окружающему миру и поисками строгой формы. В начале ХХ века в изобразительном искусстве возникает новое направление - кубизм. Появление кубизма ознаменовала завершение импрессионистской и постимпресионистськои эпохи в живописи.
Россия
В начале ХХ века в России продолжали существовать начальные земские школы, школы Министерства народного просвещения и церковноприходские училища. Только в начальных школах Министерства народного просвещения обучалось около 6 млн. детей. Расширялась и система высшего образования. Кроме 11 университетов (1916 г.) возникает 16 высших технических учебных заведений. Самыми крупными учебными и научными центрами были Электротехнический и Политехнический институты. В университетах в 1907 г. обучалось 35,3 тыс. студентов. В начале ХХ века в стране значительно расширилась сеть женских учебных заведений. В 30 высших учебных заведениях для женщин обучалось свыше 20 тыс. студенток. Совершенствовалась методика преподавания. Увеличилось количество издательской продукции - книг, журналов. По количеству изданных книг Россия в первое десятилетие ХХ века занимала третье место в мире после Германии и Японии. В начале века печаталось 125 легальных газет, через 12 лет - уже более 1000, из них 827 газет - на русском. В 1904 г. в России насчитывалось около 10 тыс. общественных и народных библиотек, из них около 4,5 тыс. было открыто земствами, в основном в сельской местности.
На рубеже XIX-XX веков в России появилось кино. С 1908 г. по 1917 г. было создано до 2 тыс. игровых картин отечественного производства.
Конце XIX - начале XX веков появляются новаторские тенденции в искусстве, было положено начало обновлению видового и жанрового разнообразия художественного творчества, повлекшее переосмысления эстетических ценностей. В русской художественной культуре широкое распространение получило декадентство (К. Бальмонт, И. Коневськой, Ф. Сологуб, Д. Мережковский, З. Гиппиус), обозначенное такими явлениями в искусстве, как отказ от гражданских идеалов и веры в разум, погружение в сферу индивидуалистических переживаний. Эти идеи выражали социальную позицию части художественной интеллигенции, которая стремилась «спрятаться» от жизненных трудностей в мире грез, ирреальности, а отчасти и мистики.
Найвизначиши литературные произведения указанного периода вышли из-под пера А. П. Чехова, М. Горького, И. А. Бунина, А. И. Куприна. Развивается творчество А. Блока, В. Маяковского, С. Есенина, Н. Гумилева и многих других.
Новые черты русской музыки нашли отражение в творчестве Н. А. Римского-Корсакова, С. В. Рахманинова, А. Н. Скрябина. Русская вокальная школа дала немало выдающихся певцов, среди них звездами первой величины были Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, А. В. Нежданова.
Важную эстетическую и просветительскую роль на рубеже веков сыграли русские художники, основавшие объединения «Мир искусства». К ним относились А. Н. Бенуа, К. А. Сомов, Л. С. Бакст, Е.Е. Лансере (Серебряков). В этот период работали М. А. Врубель, В. А. Серов, К. А. Коровин, М. В. Нестеров.
Русская культура благоприятно влияла на творчество многих народов. Она стала частью золотого фонда отечественной и мировой культуры.