Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Составляющие и источники формирования культуры современного мира. Роль Возрождения, Реформации и Просвещения в становлении культуры модернити. Динамика развития культуры индустриального общества. Экспорт западных ценностей и реакция других народов. Формирование мировой культуры.

Футуршок. Модернизм. Постмодернизм. Усиление влияния политики на культуру в XX - XXI вв. Советская культура. Основы и проявления "масскультуры".

Культура существует со времен появления человека современного физического типа и человеческого сообщества. Это - исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Культура современного мира прошла длительный путь развития и чрезвычайно неоднородным явлением, поскольку состоит из множества культур стран и народов. их социально-историческую панораму формируют культуры трех основных типов. Совсем незначительная часть населения мира - охотники и собиратели - это носители архаической культуры. Перевзвешенные часть человечества находится на уровне традиционной, аграрной культуры. Еще примерно треть из 6,5 млрд. достигла стадии научно-технической культуры. Современная культура также выглядит многоликой панорамой национальных культур и вместе с тем региональных сообществ и международных тенденций и движений. Перед началом XX в. в мировой культуре образовалось несколько крупных региональных сообществ, состав которых в своих основных чертах отвечал географическому делению мира: Европы, США и Канады, Австралии, стран Латинской Америки, стран Азии, Арабского Востока, Африки, Океании.

В процессе своего исторического становления культура современного мира формировалась из четырех мощных потоков: западноевропейской культуры, которая была синтезом образного мира варварских племен и наследию античности; византийской культуры, которая восприняла и развивала греко-римскую культурное наследие и имела определяющее влияние на духовный мир Древней Руси, народов Балканского полуострова; многослойной и разнообразной культуры Востока, прежде всего, Китая, Индии, арабских стран; древних и самобытных культур народов, ставших известными со времен Великих географических открытий.

В истории человечества можно четко проследить две модели развития: "западную" и "незападных", или "восточную" 1. Именно Восток стал колыбелью первых цивилизаций, возникновения и расцвета древних культур. Для всех его локальных социокультурных образований было характерным стремление к сохранению "веками выработанной жесткой нормы", устойчивого социального порядка и сложившихся религиозных и моральных стандартов поведения. Сущность этих систем определялась так называемым азиатским способом производства, характерным для всех неевропейских докапиталистических суспильств1, и сводится к консервативной стабильности. В современном мире существуют цивилизации, остались на традиционных позициях, - цивилизации Востока. С другой - откровенно антитрадицийна цивилизация современного Запада. Именно она сыграла и продолжает играть ведущую роль в становлении и развитии современного мира, существенно влияя на его культуру.

Переход к культуре Нового времени включает в себя два крупных движения, имевшие место в Европе, - Возрождение и Реформацию. Они в корне изменили средневековые основы. Долгое время Средневековья определялось как "тысячелетний упадок". Однако сейчас оценки изменились: Средневековье открыло новую ступень в западной культуре - Возрождение. Европейские города, средний класс, государственная система, университеты - все это начиналось в Средневековье. Через переводы греческих, римских, византийских и арабских мыслителей средневековые ученые сохранили бесценную интеллектуальную наследство, без которой современная мысль не была бы такой развитой. Во времена Средневековья европейцы начали брать верх над мусульманами, византийцами, китайцами и другими народами в использовании новых технологий. В тот период возник потенциал, который человечество использовало затем в течение последующих веков.

Возрождением, или Ренессансом, называется в истории культуры стран Западной и Центральной Европы эпоха, переходная от средневековой культуры к культуре Нового времени. Она приходится на период от 40-х годов XIV в. до первых десятилетий XVII в. В разных странах она зарождалась и достигала расцвета в разное время. Раньше она сложилась в Италии, где тому способствовал ряд предпосылок: высокий уровень урбанизации Северной и Центральной Италии, подчинение деревни городу, широкий размах ремесленного производства, торговли, финансового дела, ориентированных не только на внутренний, но и на внешний рынок. Богатое, цветущее итальянское город стал главной основой формирования культуры Возрождения, светской по своей общей направленности и такой, что во многом отвечала потребностям его общественного развития. Крупное купечество, верхушка пополанства, городская знать сосредоточили в своих руках огромные богатства. Часть этих средств тратилась на строительство дворцов с пышным внутренним убранством, на сооружение семейных капелл в старинных церквях, на устройство праздников по случаю фамильных торжеств, на образование детей, создания домашних библиотек. Все это увеличивало потребность в архитекторах, художниках, музыкантах, квалифицированных учителях. Выдающимися деятелями культуры того времени стали ученый, инженер, живописец Леонардо да Винчи, поэты Дайте Алигьери, Франческо Петрарка, Дясованни Бокаччо, архитектор Филиппо Брунелески, скульптор, архитектор, живописец Микеланджело Буонаротти, ясивописець Рафаэль Санти и многие другие.

Аскетизм церковной морали в эпоху активного торгово-промышленного и финансового предпринимательства расходился с реальной жизненной практикой ранней буржуазии, зарождалась, с ее стремлением к мирским благам, к накоплению, к богатству, с ее неразборчивостью в средствах. В психологии купечества, ремесленной верхушки отчетливо проступали черты рационализма, расчетливости, смелости в деловых начинаниях, осознания личных способностей и широких возможностей. Состояла мораль, оправдывала "честное обогащение", радости мирской жизни, венцом успеха которого считались престиж семьи, уважение сограждан, слава в памяти потомков. Усиление светских настроений, интерес к земным делам человека стали важными факторами, оказавшими большое влияние на тогдашнее и будущая жизнь.

Изменилось человеческое мышление. Другими глазами смотрели люди на небо, на землю, на самого человека, выдвигали перед собой иные, чем прежде, цели. В Средние века людей учили или с благоговением поднимать глаза к небу, или смиренно опускать. Люди времен Ренессанса смотрели прямо, вперед, наблюдали жизнь вокруг себя, наслаждались им. Люди сделали основой своей жизни деньги, которые быстро меняли своих хозяев. В итальянских, а затем в других европейских городах пробивались ростки капитализма, а жизненным элементом его хозяйства тех пор становится конкуренция. В ней трудно заранее предугадать, где будет выигрыш, где проигрыш. Все определяет капризная Фортуна, счастье, удача. Ее начали связывать с победой, геройством. "Фортуна любит героев, ведь она только женщина", - сказал Никколо Макиавелли. Фарт, храбрость, свобода - вот "святая троица" человека эпохи Возрождения, в сознании буржуа раннего капитализма заменила христианскую святую троицу.

Во времена Ренессанса формировались общие элементы европейской, а затем всей западной цивилизации, а именно: активная предпринимательская деятельность, централизованные государства и нации, рациональное отношение к миру, яркий индивидуализм плюс жажда наживы и дух авантюризма. Однако идеи Возрождения окрепли в основном лишь в верхушках общества. Они не опирались на широкие народные слои. Широкий отклик во всех слоях общества и во многих странах Европы получили идеи Реформации. Реформация не отличилась научными открытиями и достижениями в художественном творчестве, и она изменила сознание человека, открыв перед ним новые духовные горизонты. Человек получил свободу самостоятельно мыслить, освободился от авторитарной опеки. Была получена религиозная, то есть на то время действенное для человека, санкция на то, что только собственный разум, совесть, нравственность могут подсказать, как ей следует действовать. Есть Реформация еще больше способствовала появлению человека нового общества - автономного индивида со свободой нравственного выбора, самостоятельного и ответственного в своих суждениях и поступках. И уже через этого человека происходил влияние на развитие современной западной цивилизации с ее достижениями: эффективной рыночной экономикой, гражданским обществом, демократическим правовым государством, цивилизованным образом жизни, духовной и материальной культурой.

Европейская культура Нового времени (XVII - XIX вв.) Формировалась и развивалась как культура восходящего индустриального общества. От эпохи Ренессанса новоевропейская культура XVII в. унаследовала жизнеутверждающие, гуманистическую доминанту сознания. Поиск человеческой индивидуальности продолжался, но изменились факторы влияния. На первое место среди них вышла наука. Ее вхождения в сферу общественной жизни закрепило формирования рационализма как характерной черты мышления и образа жизни человека. Ослабевали сильные в средние позиции авторитарного догматизма и мистического надежду на сверхъестественные силы. Мыслители Нового времени, в частности философ и математик Г. В. Лейбниц, рассматривали Вселенную как единый и целостный организм, как гармонию, полную глубокую соразмерность всех ее уровней и атрибутов. В высших проявлениях духа, например в искусстве классицизма, рационалистическая идея гармонии выступала как регулятивный принцип творчества. В массовом понимании это была вера в бесконечную мудрость божественного промысла. В массовом сознании также доминировала идея "здравого смысла", ориентирована на предпринимательский успех и деловую инициативу. С одной стороны, это приносило положительные результаты. Но с другой, зачастую отвергались нравственные и эстетические ценности, если они не "соответствовали" в ближайшее интересам и достижению "рациональных" целей.

На основе социальных реалий мыслители того времени - Т. Гоббс, Дж. Локк, Спиноза, Г. Гроций создали теорию естественного права. Ее суть заключалась в том, что право обусловлено силой, которая определяет суверенитет как личности, так и государства. Положение государства в мировом сообществе вроде положения гражданина в самом государстве: и там, и здесь действует не высокая мораль, не воля Бога, а трезвый и холодный эгоистический расчет. Как отдельные люди, так и целые народы во взаимоотношениях друг с другом должны полагаться только на здоровье, естественное чувство самосохранения. Очевидно, что эти идеи вдохновляли европейских завоевателей на других континентах. Европа значительно обогатилась за счет колониального ограбления других стран, среди которых были и высококультурные, например Китай, Индия и другие.

Идеи рационализма получили дальнейшее развитие в XVIII в. В век Просвещения они стали опорой "третьего сословия" в его идейной и политической борьбе с феодализмом. Крупнейшими центрами Просвещения были Нидерланды, Франция, Англия и Германия. Ведущим стал французский, где обсуждение новых идей и институтов мало подробный и критический характер. Предметом главного внимания этого времени оказалось критическое исследование предварительно принятых принципов и авторитетов в политике, религии и в науке. Осуждения подвергались абсолютная монархия, классовые привилегии, цензура, юридический произвол и несправедливость, коррумпированность и неэффективность правительства, догматизм в науке, фанатизм, нетерпимость и преследования в религии. Для Просвещения присуще отрицание всевластия государства и церкви, стремление к освобождению человека от сословных и религиозных ограничений. Просветители зачастую выступали в защиту таких положений, как конституционализм и эффективность в управлении, експериментализм в науке, рационализм или скептицизм в религии, утилитаризм в этике. Просветители выступали за равенство всех перед законом, право каждого на обращение в высшие органы управления, за лишение церкви светской власти, неприкосновенность собственности, гуманизации уголовного права, поддержку науки и техники, свободу печати, аграрную реформу, справедливое налогообложение и др..

Большое распространение получил оптимизм относительно веры в светский прогресс и возможности развития. Его типичной форме было убеждение в том, что человеческий род способен к бесконечному совершенствованию путем улучшения образования, физического и социального окружения. Убеждение в том, что люди были не только хорошими от природы, но и настроенными на сотрудничество, легло в основу космополитизма, проиллюстрированного выражению американского просветителя Б. Франклина: "Человечество - моя страна, я - гражданин мира". Доброжелательность и взаимопомощь считались вытекающие из естественных импульсов разумных существ, не испорченных предрассудками.

Практическими последствиями этих убеждений были успешная кампания за отмену международной торговли рабами, а также важные реформы, направленные на ослабление жестокости уголовного права. В экономике протекционистские теории меркантилизма (основанные на систематическом государственном контроле торговли и промышленности) были отвергнуты в пользу доктрин невмешательства, разработанных английским экономистом А. Смитом в работе "Исследование о природе и причинах богатства народов". Когда Великая французская революция пыталась реформировать монархию в 1789 p., Ее лидеры черпали вдохновение и конституционные идеи непосредственно из публикаций философов. В Северной Америке те же идеи были воплощены в Декларации независимости 4 июля 1776 p., В федеральной Конституции 1787 г. и Билле о правах (принят в 1789 p., Вступил в силу в 1791 p.).

Американская война за независимость, французская революция и промышленная революция в Англии подвели итог длительного периода развития Запада со времен Реформации. Таким итогом было становление индустриального общества. В этом обществе изящество шедевров искусства существовала вместе с предрассудками, темнотой и неграмотностью масс, с бесправием и нищетой крестьянства и городских низов. В XIX в. буржуазная цивилизация достигла своей зрелости, однако стали ярче ее противоречия. С одной стороны, это рационализм, оптимизм, вера в безграничный прогресс и добрую природу человека. С другой - недостатки реальности. Именно это противоречие между идеалом и действительностью стала движущим мотивом социокультурного развития в XIX в. Это век стало "золотым веком" в истории искусства каждой европейской страны с разнообразием направлений и плеядами выдающихся художников. При постоянных революционных потрясений и войн, общего исторического хаоса важнейшей духовной проблемой была проблема не освоения действительности, а выражение отношения к ней человека. Поэтому именно искусство становится легальным рупором общественных настроений, превращается в главную сферу выражения нравственных исканий и переживаний. Искусство взяло на себя роль судьи над обществом, впервые противопоставило себя ему. Оно даже стало уходить от общества, утверждая свою самоценность, в частности через теорию "искусство ради искусства". Вместе с тем в XIX в. оказались губительны тенденции, которые впоследствии повлияли на кризис культуры индустриального общества. Прежде всего, это значительное опережение темпами технического освоения мира темпов осознание последствий технических решений, принимаемых а также выход на широкие просторы восставшей массы людей. Следующее столетие показало растущую опасность и первой, и второй тенденций.

В динамике развития культуры индустриального общества проявлялись и другие тенденции. Во-первых, это восприятие высокого творчества и гуманизма Возрождения. Однако наследие Ренессанса не сохранялась неизменной, она периодически реформировалась соответствии с условиями жизни общества, менялось, к новому опыту. Такие изменения происходили и во времена Просвещения, и в XIX - XX вв. Во-вторых, происходило освобождение творчества от жестких религиозных канонов. Искусство все больше становилось земным, все больше возвращалось к человеку. В-третьих, происходила постепенная потеря гуманистических традиций под влиянием машинной цивилизации. Индустриальное общество создало невозможны ранее средства развития и распространения культуры, сближение культурного уровня в разных странах и регионах. Отрицательной стороной влияния машинного строя индустриальной эпохи на культуру были подрыв основ элитарной и народной культур, всеобщее усреднение и, можно сказать, унификация.

Мощным фактором влияния в современном мире, особенно на последнем этапе его развития, является глобализация. Глобализацию можно в определенной степени рассматривать как расширенную версию вестернизации или агрессивного продвижения так называемого западного образа жизни (культуры). Целью является создание униполярного мира.

Если модель униполярного мира принять за основу миропорядка, то экспорт западных ценностей - идей индивидуализма, свободы, демократии, прав человека, равенства, отделение церкви от государства, либерализма - представляет собой дело, является благородной и заслуживает всяческих похвал.



Загрузка...

Загрузка...
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии