Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Феномен идеологи. Наиболее влиятельные политические идеологи современного мира: либерализм, консерватизм, социализм, фашизм - их принципы и социально-политическая практика. Основа различий между ведущими политическими идеологиями.

Социально-политические и идеологические причины глубокой идейной кризиса конца XX в. Качественно новые явления идейного и идеологического плана, характеризующие переход к постиндустриальному обществу.

Термин "идеология" происходит от греческих слов idea - представление и logos - учение, знания; буквально - "наука о мысли". Именно в таком значении этот термин был введен в пользование в 1796 г. основателем Французского национального института А. Д. де Трассе. По его мнению, возглавляемый им институт должен был служить главной цели Просвещения - давать советы правителям по установлению нового, разумного общественного строя на основе "идеологии", то есть точных, научных знаний о том, как складываются человеческие представления и как можно формировать в сознании людей только правильные мысли. В наше время принято считать, что идеология - это система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленные на закрепление или изменение существующих общественных отношений.

В вопросе типологии идеологий возможны разные подходы. Один из них разделяет все идеологии на религиозные и нерелигиозные (светские, политические). Часто исследователи обращают внимание на наличие определенных сходств между некоторыми нерелигиозными идеологиями и воинственными религиозными верованиями. История современного мира также свидетельствует, что подъем нерелигиозных идеологий имело место во времена быстро растущего секуляризма. Особенно в этом плане следует отметить XIX в., Которое иногда называют "веком идеологии". Именно в этот период на Западе, прежде всего в Европе, существенно окрепли три ведущие политические идеологии: либерализм, консерватизм и социализм. Однако еще большую роль идеологии стали играть в XX в., Когда мир претерпел существенные изменения под влиянием научных и технологических революций, обязательного начального образования, распространения знаний и широкого участия масс в политической жизни. Следует отметить, что на Востоке в начале XX в. доминировали идеологии религиозные. Они сохраняют свое преимущество и позже, однако и туда приходят идеологические веяния с Запада.

Характеристикой политической идеологии является то, что она отражает общественное бытие с позиций интересов тех или иных социальных групп, классов, общностей и обслуживает эти интересы. То есть идеология - это одностороннее, социально заинтересовано отражения действительности. А идеологи того или иного направления зачастую стремятся выдать это частичное отражение действительности за целое, за наиболее полное ее картину. Политическая идеология выступает не только системой взглядов и концепций отношению к окружающему миру, то есть определенным миропониманием, но и системой политических ориентаций и установок. То есть она одновременно учением (доктриной), программой и политической практикой.

История человечества знает немало различных идеологий. Наиболее влиятельными, которые еще иногда называют мировыми, стали либерализм, консерватизм, социализм и фашизм.

Либерализм (от лат. Liberalis - свободный) - кредо тех, кто верит в примат личной свободы, точнее, поскольку "ни одно правительство не допускает абсолютную свободу" (Дж. Локк), это представление о желательности максимизации объема свободы в государстве. Впервые термин "либерал" появился в Великобритании в начале XIX в. Первоначально он имел уничижительное значение. Тори стали называть своих оппонентов вигов "liberalis" (так называлась в 1812 г. группа делегатов - националистов в испанском парламенте). Позднее понятие "либерализм" вошло в общественно-политического лексикона. Либеральное мировоззрение благодаря идеям Возрождения, Реформации, научной революции Нового времени. С начала в его формировании приняли участие представители европейского и американского Просвещения, представители немецкой классической философии, английской политэкономии. Среди них можно назвать таких деятелей, как Дж. Локк, Ш. Монтескье, И. Кант, А. Смит, В. Гумбольдт, Т. Джефферсон, Дж. Мэдисон, А. де Токвиль. Протяжении всего XIX в. идеи либерализма привлекали все большее внимание, что нашло отражение в трудах И. Бентама, Дж. С. Милля, Т. Х. Грина и других.

Участники Английской буржуазной революции середины XVII в., Войны за независимость США 1775 - 1783 гг руководствовались многими из тех идеалов, которые позже стали неотъемлемой частью либеральной идеологии. Первым документом, в котором они получили формальное выражение и были приняты к исполнению на официальном государственном уровне, стала "Декларация незалеяшости США" 1776 г. В ней, в частности, провозглашалось: "Мы считаем самоочевидными истины: что все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами, среди которых - право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью ". Большое значение имел также главный документ Великой французской революции "Декларация прав человека и гражданина" 1789 г. В нем были легитимизированы те ценности, которые позже стали важнейшими составляющими классического либерализма: "Целью всякого политического объединения является сохранение естественных неотъемлемых прав человека. Эти права суть воля, собственность, безопасность и сопротивление угнетению ". Позже либералы достигли ощутимых успехов во Франции, Швейцарии, Голландии, Скандинавских странах. Они активно участвовали в движении за объединение Германии и Италии, в формировании их государственных систем. Больше, чем где - еще, идеи либерализма получили развитие в политической жизни Великобритании и особенно США.

Главной идеей либерализма является признание свободы человека как вершины системы ценностей. Дж. С. Милль провозгласил: "Человек сам лучше любой правительство знает, что ей нужно". Этот идеал способствовал реализации индивидуализма в таких буржуазных ценностях и ориентациях, как успех в конкурентной борьбе за лучшее место под солнцем, предприимчивость, трудолюбие, новаторство, во многом определило динамизм всей капиталистической системы. Воля понималась либералами как свобода от политического, церковного и социального контроля прежде феодального государства, поэтому отвергались все формы наследственной власти и сословных привилегий. Как гарант и мера свободы, по их убеждению, выступала частная собственность. При этом предполагалось, что плоды деятельности не могут быть отчуждены от самого субъекта деятельности. Из идеи экономической свободы выводились свободы политическая и гражданская. Индивидуализм и частная собственность были основой приоритетности свободного рынка и свободной конкуренции в сфере экономики. их реализация стимулировала невиданные до этого в истории темпы роста производительных сил, а также формирования и развития политической демократии.

С утверждением идеи индивидуальной свободы все четче выделялась проблема отношений отдельного человека и государства. Либерализм традиционно считал, что первичная функция государства - защита прав граждан. Эти права часто приписывались природе (естественные права) и нередко утверждались в прокламациях, петициях, Билль о правах, декларациях о правах человека и т.д.. В частности, сначала деятели либеральных движений выступали реформаторами и противниками укоренившихся институтов, традиций и обычаев. Либеральные программы стремились наложить ограничения на государственную власть, что в политической сфере нашло отражение в идеях "государства - ночного сторожа" и правового государства, демократии и парламентаризма. Идея "государства - ночного сторожа" понималась как необходимость минимального комплекса самых необходимых функций государства, прежде охраны порядка и защиты страны от внешней опасности. Иногда как средство достижения необходимого соотношения между правами

гражданина и ролью государства выступала сама структура управления через парламентскую систему, или разделение полномочий между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Эти ограничения могут также предусматривать максимально возможное отстранение государства от рынка, как при теории "государственного невмешательства в экономику". Наконец, эти ограничения могут внедряться в форме более специальных ограничений государственной власти, таких как свободы слова, собраний, освобождение под залог, ограничения срока содержания под стражей и т.д.. Однако права и воля индивида, которые защищали либералы, не рассматривались как безграничная вольница, а предполагали его ответственность за свои действия перед обществом. А. Смит утверждал, что права нужно использовать таким образом, чтобы не нарушить прав других членов общества. А Кант выразил эту мысль так: "Моя воля заканчивается там, где начинается свобода другого человека".

Итак, благодаря либерализма в палитру политических идей вошли идея самоценности индивида и его ответственности за свои действия идея частной собственности, как необходимого условия индивидуальной свободы; принципы свободного рынка, свободной конкуренции и свободного предпринимательства; равенства возможностей; система разделения властей, сдержек и противовесов; идея правового государства с принципами равенства всех граждан перед законом, терпимости и защиты прав меньшинств; гарантия основных прав и свобод человека (совести, слова, собраний, создания союзов и партий), всеобщего избирательного права.

Либерализм является довольно динамичной системой взглядов и политики, чутко реагирует на особенности времени и места своего функционирования. Нередко в истории изменения реалий сомневались неукоснительное претворение в жизнь его ценностей. Так, на рубеже XIX - XX вв. оказалось, что реализация принципов свободной конкуренции привела к концентрации и централизации производства, разрушения и поглощения слабых сильными конкурентами. А свободная, ничем не ограниченная игра рыночных сил вовсе не является гарантией установления социальной гармонии и справедливости. Осознавая эти и другие противоречия, некоторые общественные деятели либерального крыла (Дж. Гобсон, Т. Грин, Дж. Дьюи, Л. Кроули, Б. Кроче и др.). Сформулировали несколько иные подходы в решении важнейших вопросов общественной жизни. Под влиянием марксизма и социал-демократии "неолиберализм", или "социальный либерализм", взял на вооружение идеи социальной справедливости, социального равенства, взаимопомощи и государственной поддержки малоимущих слоев общества. Огромное влияние на утверждение новых подходов имела мировой экономический кризис 1929 - 1933 гг Определенное значение имели и идеи кейнсианства, которые признавали необходимость дополнения принципов либерализма, свободной конкуренции и свободного рынка принципами государственного регулирования экономической и социальной сфер. В период Великой депрессии американский президент Ф.Д. Рузвельт воплотил идеи "социального либерализма" в своей широкомасштабной программе, известной под названием "Новый курс". Ее проведение в жизнь сыграло решающую роль в том, что наиболее пострадавшие от кризиса США раньше других стран вышли из нее.

Однако среди либералов не все приняли подобные взгляды, решительно отстаивая верность первоначальным принципам и обозначая свою позицию как "классический либерализм". Это крыло из важнейших своих позиций противостояло неолиберализма, а его идеи в 70 - 80-х годах прошлого века были приняты руководством консервативных партий развитых западных стран. В это же время отчетливо проявился спад популярности либерализма на политической арене: ведущие позиции занимали другие политические силы. Изменения обусловлены тем обстоятельством, что провозглашенные либералами конце XIX - начале XX в. идеалы во многом были успешно реализованы. Это создавало впечатление некоторой исчерпанности программ, выдвигавшихся ими. С другой стороны, активно действовали социал-демократические партии, которые взяли на себя дальнейшее развитие либеральных начинаний. А консерваторы позаимствовали новшество в государственно-политической системе, опять-таки реализованные ранее по инициативе либералов. И те, и другие политические партии перетягивали на свою сторону значительную часть электората, который раньше был на стороне либералов. Стремясь укрепить свои позиции, сразу же после окончания Второй мировой войны либеральные партии начали прилагать усилия к объединению и консолидации своих действий на международном уровне. В апреле 1947 г. на учредительном съезде в английском Оксфорде был создан Либеральный Интернационал, куда сейчас входят 52 политические партии стран Европы, Америки, Азии и Африки. Однако в целом позиции этих партий, за исключением демократической партии США, в послевоенный период выявили тенденцию к ослаблению. В связи с этим об итогах развития либерализма и его дальнейшие перспективы нет единства мнений. В своей работе "Либерализм конце столетия" Дж. Ф. Гаусс пишет: "В свете той тревоги, а также смятение, которое либералы выражали протяжении почти всей первой половины XX в., В конце его есть все основания для торжества. Двадцатый век был на удивление либеральным ". Несмотря на прогнозы о близком конце либерализма, ему явно удалось взять верх над главными соперниками - социализмом ("то, что сегодня называют" социализмом "- в значительной степени разновидность левого либерализма", - полагает Дж. Ф. Гаусс) и консерватизмом (который, хотя и остается "главной альтернативой либерализма", но тоже существенно продвинулся в либеральном направлении). "И хотя критика либерального проекта, по-прежнему остается главным элементом современной политической философии, не может быть и речи о том, чтобы отправить его на" свалку "истории: доминирующую политическую доктрину отрицают те, кто хотел бы побороться с ней за право на преимущество ". Однако если либерализм как идеология был очень успешен, то в роли политической теории он потерпел фиаско. Причиной стала свойственна либералам способность впитывать и адаптировать новые идеи. Это свойство давала либералам возможность приспосабливаться к ценностного плюрализма, сочетать сторонников разных позиций и находить компромиссные подходы. Однако в результате либерализм превратился в доктрину, соединяющей теоретически несовместимые взгляды. "Предлагать систему взглядов, которая учитывает конфликт ценностей и целей, - значит проявлять многосторонность, - указывает Дж. Ф. Гаусс, - но развивать теорию, которая соединяет противоположные представления о индивидов, ценности и общество, - значит путаницу".

Консерватизм (от лат. Conservare - охранять, сохранять) - кредо тех, кто верит в ценность максимально возможного сохранения существующего порядка. Точнее это склонность ориентироваться на те традиции и институты, проверенные временем и опытом, и если и внедрять в них нововведения, то только постепенно и нечасто. Следует различать консерватизм как способ оценки и поведения и консерватизм как самостоятельную, подобно либерализма и социализма, идеологию. Есть консерватизм повседневный, основан на естественном стремлении большинства людей к стабильным условиям существования, к сохранению привычной среды, правил, норм, институтов. Это феномен, относится к сфере социальной психологии, массового сознания. Его можно рассматривать как определенный способ мышления, умонастроения, стиль поведения. Но чаще под консерватизмом понимают идеологию и тип политики, ориентированные на защиту традиционных устоев общественной жизни, незыблемых ценностей и противопоставление резком обновлению, радикальным новациям.

Сам термин "консерватизм" впервые был употреблен французским писателем Р. Шатобрианом, когда он в 1818 г. стал издавать журнал "Консерватор". Возникновение консерватизма связывают с Новым временем, с эпохой Просвещения и Великой французской революцией XVIII в., Которые бросили вызов "старому порядку". Тогда же началось формирование понятия "консерватизм". Он стал своеобразной реакцией на угрозу традиционным ценностям, привычному образу жизни и мыслей, происходившей от революции. Конце XVIII в. такие настроения были присущи прежде дворянству, однако с развитием революционных событий к настроениям феодальной аристократии присоединялись настроения представителей других слоев общества.

Отцом - основателем современного консерватизма (хотя он никогда и не употреблял этот термин) считается английский парламентарий, философ и публицист Э. Берк. Идеи Э. Берка развились вследствие его реакции на Французскую революцию 1789 г. В работе "Размышления о революции во Франции» (1790 г.) он резко критиковал французских революционных деятелей, которых называл теоретиками, метафизиками за их озабоченность теорией и идеями. Э. Берк считал, что эта склонность вместе со склонностью судить о политические программы за абстрактными понятиями, такими как право, привели их к недооценке сложности государственной власти и мысли о том, что далеко идущие перемены легко вносятся. Он не отрицал в принципе прав, утверждаемых революционерами - "метафизически они правильные", - но отрицал разумность их использования в качестве каркаса для формирования правительства - "морально и политически они ошибочны". Права человека, по его мнению, наилучшим гарантируются благосостоянием государства, а благосостояние государства зависит от мудрости его правителей. Э. Берк искал основу государственного управления не в правах человека, хотя и не отрицал их, а в функции власти обеспечивать интересы и потребности.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии