Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Укрепление позиций предпринимателей и начало современного политического процесса. Демократия: истоки, переда языка становление, развитие, роль в современном мире. Изменила русский революция 1917 г. ход мировой истории?

Проблема определения сущности строя, созданного в Советском Союзе. Тоталитаризм как феномен политической жизни XX в. Причины крушения коммунизма. Политические партии: прошлое, настоящее, будущее. Изменения роли государства.

Политика сферой отношений общественных объединений (слоев, классов, наций, государств), которая определяется их интересами и целями, направленными на отстаивание власти и ее использования. Само слово "политика" переводится с греческого языка как "искусство управления полисом". А "полис" - это название особого типа социально-экономического и политического строя, сложившегося в Древней Греции в виде города - государства. Суть политики можно свести к вопросам: "Кто руководит?" и "Как руководит?", "С кем строит отношения?" и "Как строит отношения?". Со времен античности и по сей день разнообразие ответов варьируется в рамках, очерченных авторитаризмом и демократизмом. Авторитаризм - это форма правления, которая характеризуется концентрацией власти одним человеком или в одном властном органе, снижением роли представительных институтов, сведением к минимуму оппозиции, диктаторскими методами правления. Традиционная авторитарная форма правления - сакральный монархизм. На стадии доиндустриального общества политика, как внутренняя, так и внешняя, были привилегией и основным занятием монарха и его приближенных лиц - министров, крупных феодалов, а также клерикалов высшего уровня. Недовольство крестьян, ремесленников, горожан проявлялось в восстаниях - острейшей форме политической борьбы. Однако речь шла лишь об изменении форм управления, отмена налогов, которые перешли разумный предел, но не более того.

Источники политических отношений современного мира происходят из того периода мировой истории, когда предпринимательство и предприниматели стали определяющим фактором общественного развития, то есть стали определять содержание изменений общественных отношений. С одной стороны, содержание изменений общественных отношений был связан с общественной эмансипацией, активизацией социальной деятельности личности. Так, в середине XIII в. началось освобождение крестьян от закрепощения в Европе, прежде всего в Италии. Коммуны Болоньи, Флоренции, Сиенны, Пармы и другие освобождали крестьян от крепостного права, что было обусловлено развитием предпринимательства. Ради него молодая буржуазия вначале поддерживала абсолютизм. Абсолютизм был особой социально-политической системы, сложившейся в период перехода от традиционного общества к индустриальному или, в случае с Западной Европой, от феодального - к капиталистическому. Еще не окрепшая буржуазия нуждалась определенных условий, необходимых для ведения дел, чем препятствовали феодальные порядки. Среди последних особые неудобства вызвала произвол местных феодалов, которые постоянно воевали между собой, облагали непомерными налогами население своих земель, брали плату за проезд по дорогам и мостам, часто вообще реквизировали имущество своих подданных. Предпринимательству же необходимы были условия, которые обеспечивали гарантии неприкосновенности личности и частной собственности. Поэтому они поддержали в борьбе с местным сепаратизмом действия центральной власти - того или иного абсолютного монарха.

Укрепление системы абсолютизма сопровождалось созданием общегосударственной бюрократической машины, профессиональной постоянной армии, общегосударственной налоговой системы, общегосударственного судебно-следственного аппарата, унификацией законодательства и административного устройства, системы мер и весов, образованием государственной церкви, проведением единой государственной экономической политики. Монархи, заинтересованы в том, чтобы получать больше денег от своих мануфактурщика, купцов, банкиров, проводили протекционистскую политику (т.е. такую, которая защищает интересы последних) как внутри страны, так и на международной арене. Для ведения внутренних и внешних войн необходимы были большие деньги. Прежних источников поступления явно не хватало. Более мог дать "третье сословие". Пока тот в борьбе с произволом феодалов нуждался в абсолютизме, он поддерживал целостность "оболочки". Когда же позиции, прежде всего экономические, достаточно окрепли, ненужное было отвергнуто. Формально отправными событиями, положивших начало современному политическому процессу, можно считать оформление политической власти предпринимателей в ряде стран Запада.

Первой в истории успешной буржуазной революцией была Нидерландская (1566-1609 гг.) Она нанесла удар по испанскому абсолютизму и открыла эпоху буржуазных революций в Европе. С ней связано создание буржуазной Республики соединенных провинций. Революция в Англии (1640 - 1660 гг) закрепила политическое господство в обществе предпринимателей в союзе с новым дворянством. Укрепление позиций буржуазии было одним из результатов Войны за независимость в США (1775 - 1783 гг), а затем войны между: Севером и Югом (1861 -1865 гг.) Утверждение новых общественных отношений во Франции связано с Великой французской революцией 1789 г. Революции середины XIX в. открыли дорогу к политическим гарантий новых общественных отношений в странах Европы.

С середины XVII в. начинается процесс утверждения буржуазного политического лидерства и демократического устройства. "Демократия" переводится с греческого языка буквально как "власть народа" и означает властвования от имени народа или во имя народа. Исторически под демократией можно понимать любые политические режимы, возникшие после слома традиционного (монархического) авторитаризма. Соответственно все другие режимы выступают как разные вариации власти Вторая возможная суверена - народа. Однако суверенитет народа может быть истолкован совершенно по-разному. Может быть ограниченным само понятие "народ" согласно тому или иному критерию. Аналогично разнится и смысл понятия "демократия". Определяя его, следует подчеркнуть, что демократия - это прежде всего общество, которое владеет институтами, позволяющие той или иной степени влиять на власть и политику, предоставляет людям, с одной стороны, определенную степень свободы самоопределения личности - выбора формы деятельности, места жизни и работы, убеждений, источников информации, а с другой стороны, защита от авторитарной произвола чиновников, гарантируя жизнь в рамках и под защитой закона. Основными принципами демократической организации общества выступают выборность лидеров; разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; разграничения компетенции центральных и местных органов власти, политическая культура уважения к интересам и взглядам меньшинства, наличие политической оппозиции и плюрализма мнений. Существует также ряд кардинальных черт, определяющих, действительно ли то или иное общество является демократическим. Среди них - участие народа в создании органов власти и в контроле за ними; определенная степень вовлеченности граждан к принятию политических решений конституционализм; личная свобода, неприкосновенность и невмешательство в личную жизнь; компетентность и ответственность; общественный порядок; свободные средства массовой информации и другие.

Как и любой другой феномен общественной жизни, демократия возникает в результате сложения определенных предпосылок, объективных и субъективных, внутренних и внешних. К объективным внутренних предпосылок следует отнести следующие факторы. Во-первых, то, что связано с экономическим аспектом жизни общества, а именно частную собственность и рыночные отношения, экономический рост и достаточно высокий уровень благосостояния в стране. Во-вторых, это социальные аспекты, среди которых один из важнейших - наличие многочисленного среднего класса, доля которого преобладает в обществе. Разумеется, нужно учитывать, что он внутренне неоднородным, в нем представлено многообразие конкретных групповых статусов и источников дохода. Средний класс имеет склонность к дестабилизирующей поведения в условиях, когда в обществе происходят социально-экономические процессы, которые угрожают положению тех или иных его групп (примером может служить рост поддержки гитлеровской партии во времена Великой депрессии). Однако, как показывает исторический опыт, значительная доля среднего класса в социальной структури1 и достаточно прочные позиции малого и среднего бизнеса на рынке товаров и услуг, а наемных его представителей - на рынке труда, является необходимым условием стабильного демократического режима. Третья группа предпосылок - это культурно-психологические предпосылки, предполагающие определенный уровень массовой грамотности, достаточно высокий уровень морали, политико-правовой культуры и т.д..

Широко американский аналитик С. Хантингтон заметил, что демократизации прежде способствуют сравнительно высокий уровень экономического развития и преобладание того, что можно назвать западной культурой с ее ценностями, включая христианство. На сегодня практически все страны с высоким или средне-высоким уровнем дохода (по классификации Международного банка реконструкции и развития), за исключением Сингапура, является демократиями. Так же все западные государства или те, что испытали на себе сильное влияние Запада, кроме Кубы и некоторых других, имеют демократический строй. Демократизации не произошли именно там, где указанные предпосылки слабые. Это либо бедные, либо незападные по своей культуре общества. В наше время демократия доминирует в Западной и Центральной Европе, Северной и Южной Америке, а также на окраинах Азии. Ее нет, по мнению С. Хантингтона, в большей части бывшего Советского Союза, Китае, на обширных территориях Южной Азии, в арабском мире, Иране и большинстве африканских стран.

То есть развитие демократии в незападных обществах, за незначительным исключением, как-то Турция, стал во многом следствием западного влияния, западного колониализма или военной оккупации все теми же западными государствами (ярким примером может служить развитие демократизации Японии под влиянием американцев после Второй мировой войны). Эти обстоятельства можно отнести к группе объективных внешних предпосылок. К ним можно добавить влияние геополитического положения и международных отношений на выбор государством направлении своего развития. Кроме того, важны субъективные обстоятельства, соединенные с сознательной деятельностью самих людей. Прежде всего речь идет о политической и интеллектуальной элите, которая понимает необходимость демократических преобразований и может эффективно управлять этими процессами. Как показал исторический опыт, существуют универсальные условия, обеспечивающие успешность перехода к демократии. Среди них можно назвать следующие: утверждение или расширение сферы частной собственности и формирования рыночных отношений, создание сильных позиций среднего класса; динамичное развитие образования и науки, формирование гражданского общества, в котором гарантированы и защищены права и свободы человека; разделение и четкое разграничение полномочий всех ветвей политической власти, политический плюрализм и развитая система свободной политической коммуникации, включая средства массовой информации.

Демократия является доминирующим вектором развития современной цивилизации. Она доказала свою способность к эволюции прежде всего в сторону расширения народовластия. Постепенно были сняты ограничения на участие граждан в политической жизни. Ушли в прошлое имущественный ценз и ценз оседлости, избирательные права получили женщины, молодежь, представители этнических меньшинств. Растет разнообразие возможных форм участия в политической жизни для рядовых граждан: от права участвовать в избрании тех, кто будет в течение четырех или пяти лет представлять их интересы в законодательном органе власти, к участию в делах местного самоуправления, в деятельности политических партий и движений и тому подобное.

Для многих важнейшим завоеванием демократии является признание как высшей ценности прав человека и гражданина, признание того, что все люди, независимо от расы, национальности, языка, вероисповедания, пола, идейно-политических убеждений, равны перед законом и имеют одинаковые права, которые могут быть ограничены только по решению суда. Среди этих прав важнейшими считаются право на жизнь, на личную безопасность, неприкосновенность жилища и имущества, на волю. Право на свободу подразумевает не только личную, но и гражданскую свободу, а именно: от насилия и произвола, от власти в личную жизнь, свободу распоряжаться своими способностями и имуществом, выбирать место жительства, работу, высказывать любые убеждения (свобода совести и свобода слова), участвовать в политической жизни, пользоваться свободным доступом к средствам массовой информации и т.д.. Вместе с тем, демократия не решает всех существующих проблем и противоречий: неровности, коррупции, неэффективности, несправедливости и некомпетентного принятия решений. Главный вопрос - о соотношении свободы и равенства - не решен полностью и окончательно. Однако оно обеспечивает институциональные условия, позволяющие гарантировать и защитить права человека. Оно выступает средством против тирании и создает возможности искать пути решения других социальных проблем.

В общем процессе демократизации современного мира исследователи, в частности С. Хантингтон, отмечают некоторую цикличность или "волнообразность". "Волну демократизации" он определяет так: "Совокупность переходов от недемократических к демократическим режимам, которые происходят в течение определенного промежутка времени, при условии, что количество таких переходов значительно превышает количество осуществленных за то же время переходов в противоположном направлении". Диалектика истории: тот или иной значительное движение в каком-либо направлении теряет наконец свою энергию и порождает контртенденцию. В работах "Третья волна: Демократизация в конце XX века", "Будущее демократического процесса: от экспансии к консолидации" и других. С. Хантингтон выделяет три "волны демократизации". Первая, по его мнению, охватывала период с 1820 по 1922 г. Она зародилась в СЕЛА и проявила себя в распространении парламентаризма, многопартийной системы и всеобщего избирательного права в странах Западной Европы и Северной Америки. В мире образовалось 32 демократические государства. Марш Муссолини на Рим в 1922 г. знаменовал собой начало обратной волны принесла тоталитаризм в различных формах и возвращение некоторых стран к авторитарным формам правления. На 1942 г. в мире осталось всего 12 демократических стран. Вторая волна демократизации пришлась на период после Второй мировой войны и продолжалась до 1960-х гг Ее характеризовали победа над фашизмом, развал колониальной системы, модернизация освободившихся стран, и демократизация некоторых из них. В тот период было 36 государств. Однако вторую волну изменил обратное движение, в результате которого к 1973 г. в мире стало меньше демократических правительств (30), чем десять лет назад (36). Третья волна началась в середине 1970-х годов и ознаменовалась сначала падением авторитарных режимов в Греции (1974 г.), Португалии (1975 г.), Испании (1977 г.), а затем она прокатилась по Латинской Америке, задев там все страны, за исключением Кубы. Позже она переместилась в Азию, где на Филиппинах, Тайване, в Южной Корее, Бангладеш на смену авторитарным режимам пришли демократически избранные правительства.

Наконец состоялась крушение коммунистических режимов - сначала в странах Центрально-Восточной и Южной Европы, а затем и в СССР. Количество демократических государств превысила 40. Демократизация заявила о себе усилением роли электорального процесса и в странах Ближнего Востока, таких как Йемен и Иордания. В Африке много диктаторов были отстранены от власти благодаря демократической процедуре. На путь демократии уверенно стала Южная Африка. Демократические веяния дали о себе знать даже там, где их меньше всего ожидали. В начале 1990-х годов демократически избранные правительства пришли к власти в Албании, Монголии, Непале и Бенине.

Повсюду в мире военные хунты, личные диктатуры и однопартийные системы были вытеснены демократическими правительствами. Однако в середине 90-х годов появились признаки возможного приближения третьего обратной волны. Так, Судан, Нигерия, Гаити, Перу пришли было к демократии, но вскоре вернулись в диктаторских режимов. Особую озабоченность вызывают у аналитиков процессы, происходящие в последние годы в России.

С. Хантингтон объясняет отступление от пути демократии тем, что представления людей о главное зло в их жизни трансформируется с изменением обстоятельств. Когда люди страдают от жестокой, репрессивной диктатуры, их главная цель состоит в том, чтобы положить конец такому режиму. Но как только это происходит, приоритеты меняются. Экономическое, законность и порядок приходят на смену свободе и правам человека как первоочередные задачи. Так А. Фухимори приостановил действие демократии в Перу, но вслед за этим начал важные меры для восстановления законности и порядка в борьбе с терроризмом, а также начал проводить экономические реформы. В 1993 г. перуанская экономика продемонстрировала высокий показатель экономического роста в Южной Америке - 7% годовых. В общественном мнении рейтинг его был очень высок. Аналогичные тенденции свертывания демократии и высокого рейтинга Путина наблюдаются с начала 2000-х годов в России.



Загрузка...

Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии