Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Волнообразный характер глобального политического развития. Изменения в балансе сил на европейском политическом поле. Биполярность мира, ее окончания и геополитический проигрыш России. США: путь к мировому лидерству.

Точка бифуркации в международной жизни в начале XXI в. Истоки европейской интеграции и его современное значение. США - Европа: союз или соперничество? Колониальный вопрос в истории современного мира. Роль Азии на международной арене. Состояние современного международного порядка.

История человечества есть история его народов, из которых оно состоит, и их взаимодействия. Ее опыт показывает, что процессы глобального политического развития имели волнообразный характер. Происходило чередование эпох социокультурной интеграции с соответствующей централизацией политической жизни и эпох дифференциации, усиления политической, социальной, культурной гетерогенности1 мира. Для "эпох интеграции" характерно создание относительно устойчивых мировых империй или универсалистских государств, осуществляющих экономическую и политическую экспансию. Однако с исчерпанием возможностей наступает кризис существующих империй, не способных к радикальным реформам и внутренних изменений. Наступает "эпоха дифференциации". В эту эпоху доминируют изменения во всех сферах жизни человека и общества. Бывшие империи и универсалистские государства уступают место новым политическим образованием. Радикально меняется и мировой порядок.

Действительно, эпоха относительно стабильного существования крупных царств - цивилизаций древности (Египет Среднего и Нового царств или империя Цинь в Китае), когда мировой порядок трансформовувався сравнительно медленно, изменилась эпохой упадка и раздробления бывших централизованных государств (VIII - III вв. До н. Е. ), в течение которой прежний мировой порядок радикально преобразился и произошли важнейшие сдвиги в политической и экономической, культурной сферах (например, расцвет античных государств Средиземноморья и все, что с этим связано). Затем, со II в. до н. е. по II в. н. е. продолжалась эпоха господства новых великих империй - Римской империи в Средиземноморье, империи Хань в Китае, империи Маурьев в Индии и других. Мировой порядок снова казался стабильным и нерушимым. С III по VI в. н. е. - снова "эпоха дезинтеграции" и упадка бывших великих империй, ломка мирового порядка. На смену пришел период образования и усиления крупных империй в VII - XIII вв. Сначала возник Арабский халифат, затем укрепилась Византийская империя. В Европе в этот период поднялась империя Карла Великого, которую во многом похожа Священная Римская империя германской нации. В Китае - могущественные империи династий Тан (618 - 907 гг) и Сун (960 - 1279 гг.) Позднее на смену халифата, распавшегося и империи Сун пришла Великая Монгольская империя, объединившая огромные пространства Азии и Европы. Новая эпоха дезинтеграции и радикального изменения мирового порядка пришлась на XIV - XVIII вв.

В период XIV - XV вв. произошли столь существенные политические сдвиги, его можно характеризовать как своеобразную геополитическую революцию. Ее суть заключалась в падении или уменьшении роли некоторых бывших империй, которые доминировали на мировой арене ранее, и перемещении центра экономической жизни в Западную Европу, причем ее интеграция с имперским типом была затруднена. Политические изменения XIV-XV вв. создали предпосылки для внешней экспансии европейцев. А она, в свою очередь, привела к формированию мирового рынка, что способствовало развитию капитализма как в самой Европе, так и в других регионах мира. В указанное время на западной окраине Европы шла Реконкиста - отвоевание Пиренейского полуострова испанцами у арабов, на восточной - кризис и распад Золотой Орды. В Северо-Западной Европе Столетняя война (1337 - 1453 гг) серьезно ослабила имперские притязания Англии и Франции на континенте и одновременно сделала независимыми богатые города Фландрии. В Центральной Европе многие десятилетия велись гуситские войны ослабили Священную Римскую империю германской нации и подготовили Реформацию XVI в. В Средиземноморье с падением Константинополя в 1453 г. прекратила свое существование Византийская империя. Почти одновременно, в 1455 г., окончательно распалась Монгольское государство. Упали "универсальные" империи, которые претендовали на "вечность" и "объединение всего мира". Произошли кардинальные изменения в мировом порядке. На авансцену выходит Европа.

Доминирование Европы начинается с конца XV в. и утверждается в XVI в. Это время Ренессанса, Реформации, становление капитализма. Почти одновременно, в XV в., В Европе возникли сразу несколько центров силы - Испания, Португалия, Франция, Англия. Эти централизованные государства конкурировали между собой и стремились создать мощную и господствующую в регионе империю. Однако, мешая друг другу, они были не в состоянии установить политическую гегемонию на своем континенте. Тогда взгляды были обращены за его пределы. Великие географические открытия способствовали европейской экспансии в других регионах. С одной стороны, был достигнут определенный уровень хозяйственного развития, с другой - капитализм мог развиваться, только расширяя сферу своего влияния. Завоевать страны периферии, затем создать там хозяйственные структуры согласно своим потребностям, - вот что было необходимо для капиталистических метрополий. Таким образом, Великие географические открытия были связаны с формированием европоцентристськои мировой системы. Создавались колониальные империи, были составной накопления капиталов, а затем основой мирового рынка. В то время Османская и Российская империи были заняты борьбой друг с другом и не могли существенно повлиять на колониальные завоевания европейцев.

На протяжении всей истории, вплоть до недавнего, фактором, обусловливающим особенности взаимоотношений между государствами и народами, была территория. Могущество или ослабление государства измерялись количеству завоеванных или утерянных ею земель и народов, а приобретение новых земель было доказательством силы и величия. В XVII - XVIII вв. на характер международных отношений, по-прежнему большое влияние осуществляли династические интересы европейских монархов, которые стремились захватить и присоединить к своим владениям все новые земли. Начиная со второй половины XVII в. постепенно на передний план общеевропейского жизни стали выступать интересы централизованных национальных государств.

Система отношений национальных государств как главных субъектов власти и регуляторов общественных и политических, в том числе и международных отношений, т.е. система межгосударственных отношений в современном смысле слова, начала складываться после Тридцатилетней войны (1618 - 1648 гг.) Подписан после ее окончания Вестфальский мир ознаменовал собой начало формирования новой политической системы. Установленная в Европе, она потом была перенесена и в другие регионы. Эта система отношений получила название Вестфальского, или государственно-центристской, модели мира. В ее основе - признание как одного из основных принципов принципа национального (государственного) суверенитета. То есть каждое государство обладает всей полнотой власти на своей территории, определяет внутреннюю и внешнюю политику. Это право власти имеет поважитися другими государствами, которые не могут вмешиваться в чужие внутренние дела. В суверенного национального государства должны быть в наличии территория и население, проживающее на этой территории, легитимное управление им, а также признание со стороны других национальных государств. Если отсутствует одна из характеристик, государство перестает существовать или становится чрезвычайно ограниченной в своих возможностях. Суверенные национальные государства взаимодействовали и взаимодействуют между собой, образуя систему международных отношений.

Смысл и назначение системы международных отношений в ее традиционном понимании всегда заключались в том, чтобы находить пути и способы разрешения противоречий и конфликтов между государствами и их союзами, которые возникали прежде всего в результате столкновения их реальных, а иногда ошибочно понятным национальных интересов. Под такими выступают прежде потребности оптимального сравнению со стандартами своего исторического времени развития государственно организованного социума, экстраполируются на окружающую среду и решаются в сфере межгосударственных, международных отношений. Как правило, национальные интересы отражают объективные потребности безопасного существования и развития государства. Однако нередко, как отмечал М. Вебер, под "национальными интересами" подразумевались не только защиту самостоятельности, независимости государства, его территориальной целостности, но и наращивания силы для обеспечения "собственной" безопасности, решения в свою пользу территориальных и других споров, получения доступа к природным ресурсам за пределами национальных границ и др.. За "национальные интересы" выдают и идеологические цели, националистические установки (апеллируя к природным чувствам национальной самоидентификации), интересы истеблишмента.

Вестфальская система мира, введя монополию на право применять силу на своей территории, конец междоусобицам внутри государства, однако привела к множеству межгосударственных конфликтов, в том числе в мировых войн. Сначала межгосударственные отношения имели тенденцию к упорядочению путем заключения союзов, позволявшие по некоторым позициям согласовывать свои внешнеполитические действия. В начале XVIII в. впервые появляется термин "баланс сил", получивший позже широкое распространение. Однако этот баланс вскоре стал чувствовать напряжение вследствие усиления позиций Великобритании и значительной противодействия со стороны Франции. Испания, Португалия, Швеция, Нидерланды, имевшие ранее очень сильные позиции в мировой политике, стали их терять. Вместо них активными актерами становятся Пруссия и Россия.

Протяжении всего XIX в. в политической жизни Европы происходили постоянные изменения в балансе сил между различными государствами. Особенно серьезный "вызов" был брошен Наполеоном с его претензией создать свою империю. Дело закончилось поражением Франции и Венским конгрессом 1815 г. На нем было заключено комплекс договоров, который предусматривал сохранение равновесия между великими державами. Система международных отношений, которая складывалась на основе договоренностей, получила название "Европейский концерт", или Венская система. В ее рамках каждый государство обеспечивало реализацию своих интересов, постоянно меняя своих союзников, но при этом не нарушая общей структуры союзов и стиля отношений между государствами, а также территориальный и политический статус-кво в Европе. Эта система держалась на согласии государств о том, что предотвращение войны важнее любого приобретение для каждой из них. Главным средством и источником усиления могущества и влияния для ведущих европейских государств становятся колонии. Конкуренция на периферии не подвергала опасности позиции в самой Европе, пока в конце XIX в. на планете не осталось территорий, которые можно было бы превратить в свою колонию. Мир был поделен между бывшими активными участниками мировой политики. Однако в начале XX в. в нее вступают новые сильные игроки - США, Япония, Германия, Италия со своими притязаниями. Известно, что результатом соперничества стала Первая мировая война. В июне 1919 г. во французском Версале был подписан мирный договор, а в 1921 -1922 гг состоялась Вашингтонская конференция. В результате была сформирована Версальско-Вашингтонская система международных отношений. На этот раз охватывалась не только Европа, но и весь мир. Она строилась прежде всего на интересах стран - победительниц, ущемляя интересы побежденных, а также новообразованных государств (в Европе их насчитывалось 9). Ее противоречивость и нестабильность были одной из причин, которые привели к Второй мировой войны. По окончании ее руководители держав - победительниц на конференциях в Ялте (4 - 11 февраля 1945 г.) и в Потсдаме (17 июля - 2 августа того же года) пришли к договоренности, ставшие основой Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений. Вскоре основной ее характеристикой стала биполярность, то есть противоборство двух сверхдержав - СССР и США. Они имели ядерное оружие и огромный военно-промышленный потенциал, а также опирались на сложившиеся вокруг них военно-политические блоки государств - союзников. Понятие "баланс сил" стало одним из главных, характеризующие Ялтинско-Потсдамскую систему. Мир был поделен на зоны влияния "капитализма" и "социализма". По их расширение и противодействие другой стороне велась острая борьба.

И Советский Союз, и Соединенные Штаты не были европейскими государствами. То есть в мировой политике закончился период, когда господствовал принцип европоцентризма, размывание которого началось еще на рубеже XIX - XX вв. Каждая из сторон претендовала на победу во всемирном масштабе, участвуя в "холодной войне". "Бархатные революции" в странах Центральной и Юго-Восточной Европы, катастрофа мировой социалистической системы, распад Советского Союза завершили ее. Итак, в возрастном противоборстве с Америкой за доминирование в мировой политике Россия проиграла. После распада СССР она столкнулась с проблемой геополитического и геокультурного самоопределения в современном мире. Непростой является и проблема выработки стратегии национально-государственного развития. Как считают сами российские аналитики, теоретически перед страной открылись четыре стратегические альтернативы: во-первых, создание нации - государства, во-вторых, выстраивание конфедерации постсоветских государств переходного типа (СНГ), в-третьих, восстановление союзного государства; в-четвертых, вступление в Европейский Союз, не дожидаясь завершения формирования нации - государства (как, например, сделали страны Балтии). При этом России приходится выбирать между Западом (США и Европой), прочно освоился на дорогах модерную, и Востоком (Китаем, странами Азиатско-Тихоокеанского региона), который решает задачи национально-цивилизационной адаптации к современному миропорядку. К числу альтернатив принадлежит отстаивание принципов многополярности (и попытки сохранить великодержавный статус) или ориентация на нынешнего мирового лидера (что предполагает признание собственной вторичности и внешнеполитической несамостоятельности). Такая неясность геополитического и цивилизационного самоопределения затрудняет политическую модернизацию страны, заставляя Россию проводить внутренне противоречивый и в результате непоследовательный и малоэффективен политический курс. Несмотря на то, что международные позиции этой страны значительно ослабли, ее влияние на положение дел в мире остается истотним1, хотя и сравнимым с американским.

США в настоящее время является самой мощной державой мира. Исторический путь к мировому лидерству был долгим и непростым. Американо-английский Версальский мирный договор 1783 г. подтвердил победу США в войне за свою независимость от Англии. В этой борьбе их поддерживали Франция, Испания, Голландия и Россия. Франция, Испания и Голландия были прямыми союзниками США. Однако текст Версальского договора американцы почти год держали в тайне от своих союзников. Согласно договору границы США проходили на западе по реке Миссисипи и условной линией в направлении Великих озер, на севере - по линии Великих озер и реки св. Лаврентия, на востоке - берегом океана, на юге ограничивались Флоридой, принадлежавшей Испании. Современные южные штаты США входили в состав Мексики. На момент получения независимости территория нового государства составляла примерно 1/5 территории нынешней. Вот почему автор Декларации независимости США Т. Джефферсон сказал: "Я вздрагиваю от страха за свою страну, когда осознаю, что Бог справедлив". Он знал, что говорил. Сначала переселенцы решали свои территориальные проблемы за счет индейцев, а затем направили свои притязания на земли соседней Флориды, Мексики, Кубы, Пуэрто-Рико, Филиппин. Лидеры США до 40-х годов XIX в. сформулировали принцип, объединяющий рост могущества и благосостояния страны с процессом экспансии, расширением территории. Президент Д. Полк в середине 40-х годов XIX в. обосновал "права"

Штатов на присоединение мексиканских территорий: Техаса, Орегона и Калифорнии. Позже это и сделали: больше половины территории Мексики была оторвана. В 1867 г., используя различные пути и методы воздействия, американцы вынудили Россию продать за бесценок Аляску. В конце XIX - начале XX в. США осуществили многочисленные интервенции на Кубу, в Мексику, Гаити, Доминиканскую Республику, Никарагуа, Панаму и другие страны. Были начаты политика "большого палки" и "дипломатия доллара", активно использовалась позже против других стран мира.

До поры до времени американцы исповедовали принцип изоляционизма, т.е. невмешательства в мировую, особенно в европейскую, политику. В Первую мировую войну Штаты вступили не сразу. Считается, что подтолкнуло их к этому в 1915 г. затопления немецкой субмариной морского корабля "Лузитания", на борту которого находились 1500 человек, в том числе и 200 американцев. Очевидно, это был лишь повод, изменения во внешнеполитической линии обусловлены более глубокими причинами. Как бы там ни было, американцы приняли участие в войне. Они не понесли значительные потери, однако многое выиграли. В частности то, что сумели провести ряд своих позиций относительно послевоенного устройства мира. Во Вторую мировую войну Соединенные Штаты также не спешили вступать. 4 ноября 1939 по предложению президента Ф.Д.



Загрузка...

Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии