Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Понятие "гендер". Противопоставление мужчины к женщине: исторические ретроспекции. Положение женщин в современном мире. Содействие "масскульта" и СМИ гендерной неравенства. Феминизм и эмансипация женщин. Сексуальная революция: история и современность.

Исторические изменения института семьи, оценки его перспектив. Испытания, которые сейчас испытывает гендерная идентичность мужчин.

До тех сфер жизнедеятельности общества, которые испытывают значительную трансформацию, принадлежат сферы отношений между полами, а также брака и семьи. Изменения коснулись социальных ролей мужчин и звеньев, комплекса ценностных установок, которые определяют поведение людей в сфере брачно-семейных отношений, идеологии семьи. Значимость изменений, происходящих нашла отражение в появлении понятия "гендер". Гендер является одним из центральных и фундаментальных понятий современного общества. Само слово не имеет в украинском языке адекватного перевода, а его написание и произношение скальковани с английского gender - буквально "род". Гендер - это социокультурная категория и коллективные представления, с помощью которых биологические различия статей переводятся на язык социальной и культурной дифференциации. Сегодня тендер понимается как одна из важнейших граней социальных отношений и включает три группы характеристик: биологический пол, стереотипы половых ролей, распространенные в обществе, а также "тендерный дисплей" - предложенные обществом нормы мужского и женского действия и взаимодействия во всем многообразии их проявлений.

Понятие «гендер» введено в социальные науки Е. оклеить в 70-е годы XX в. С тех пор оно превратилось в важнейшую составляющую современной общественной жизни. Почему общество стало уделять этим проблемам растущее внимание? Как показывает исторический опыт, проблемы пола актуализируются тогда, когда цивилизация сталкивается с принципиальными трудностями, не разрешенными в рамках функционирующих норм, культурных установок. Именно неблагополучие в основаниях индустриальной цивилизации проявилось в различных сферах, заставило общество обратиться к тендерной проблемы. Характерно то, что проблема пола стала социально осознанной относительно недавно, по историческим меркам, - в последние 100 - 150 лет. Хотя конфликт между мужчиной и женщиной является едва ли не самым древним среди множества конфликтов и противоречий, определяющих "пестрота" социального пространства.

Одной из причин дисгармоничности общественного устройства можно считать роковое противопоставление мужчины как "господина", "главы", "вершителя судеб" женщине как существе второстепенной, созданной из ребра Адама. В большинстве культур «мужское» отождествляется с духом, логосом, культурой, активностью, силой, рациональностью, светом, наполненностью, формой и т.д.. "Женское" - с материей, хаосом, природой, пассивностью, слабостью, эмоциональностью, тьмой, пустотой, бесформенностью. На заре истории произошло разделение ролей и сфер бытия. За мужем было закреплено сферу внешней деятельности, сферу формирования культуры и общества. За женщиной - сферу воспроизводства жизни, якобы сферу природы.



Многие религии закрепили доминирование мужского видения сущего. В текстах мировых памятников культуры освящается доминирование мужчин и закрепляется их приоритет в семье, социуме, жизни. Так, в конфуцианстве женщина - существо ниже. Она, например, не могла войти в дом раньше мужа. Ветхий Завет предлагал мужу преподносить такую молитву: "Благословен Господь Бог, который не создал меня женщиной". По Евангелию, на небе уравнены будут все души - и мужские, и женские. Но путь от неравенства, закрепленной сначала родом, потом обществом, к потенциальной личностной равенства во Христе долог и труден. А пока земная женщина не ровня мужчине. Она греховна, как греховна ее праматерь Ева, сообщница дьявола, орудие темных сил, которые обрекли человека на изгнание из рая. Все, что связано с плотью, для истинного христианина греховно. И вместилище греха - женщина.

При всем разнообразии современного мира в нем присутствует значительный вылил христианской или, другими словами, западной цивилизации, пытается вот уже несколько веков вестернизуваты человечество, то есть внедрить или навязать свою ценностно-мировоззренческого интенцию. Эта цивилизация является економоцентричною. В ней мир является хозяйством, которым руководит экономический человек с целью самоутверждения на основе обогащения. Подобная логика характеризует мужскую модель цивилизации. Экономический рост стал приравниваться к прогрессу, и в нем начали видеть признак преуспевающего общества. Образ такого общества формируют мужчины, чей высокий социальный статус предопределяется их определяющим влиянием на производительность труда, характеризующий уровень развития социума. Именно роль мужчин в различных сферах экономики, особенно промышленности, приводит к отождествлению благополучия общества с деятельностью мужчин. Мужчины сделали наибольший вклад не только в развитие экономики, промышленного производства, торговли, но также в формирование государственных институтов, а затем науки и технологии.

Научная революция (середина XVI - XVII вв.) Не только не изменила сложившегося представления о неравенстве полов, а даже усилила его. Она продолжала отождествлять мужской характер с понятиями разума, порядка, контроля, закона, а женский - с иррациональностью, неупорядоченностью и необузданностью. Даже в более поздние времена доказательства велись буквально с математическими выкладками. Так П.-Ж. Прудон в своей многотомном труде "О справедливости в Революции и Церкви" (1858 г.) дал арифметическую формулу этого неравенства: соотношение физических, умственных, нравственных способностей женщины и мужчины составляет: 2 • 2 • 2 и 3 • 3 • 3, т.е. 8 до 27.

Другим важным фактором, определившим доминирование мужчин в обществе, есть насилие и необходимость защиты от него. Войны сопровождают человечество практически на протяжении всей его истории. Источники агрессивности и воинственности рассматриваются в отдельном разделе. Когда в этом контексте речь идет о ряде характеристик человеческой натуры, подразумевается именно натура мужская. И это не мифы.

Другое дело - разнообразные мифы, в разные исторические эпохи существовали о женщинах. Так, во времена Средневековья был распространен миф о женщине - ведьму, через что инквизиция отправила на костер около 2 млн. женщин. Конце XIX в. был распространен миф о роковой женщине - безжалостную соблазнительницу, который отразился в творчестве некоторых известных писателей (например, Кармен у Стендаля). В Советском Союзе был создан миф о "всесторонне развитую личность" - женщину - мать, работницу - ударница и общественного деятеля одновременно. Парадокс заключается в том, что чем больше обожествляли женщину и создавали видимость поклонение ей, тем более унизительное и подчиненное положение она имела в реальности. Прекрасная Дама, воспевалась трубадурами, вынуждена была носить металлический "пояс верности", ключ от которого забирал с собой человек, отправляясь, например, на годы в крестовый поход. А героиня советских времен имела с воодушевлением после восьмичасовой смены на производстве заступать на бессрочную смену с полного обеспечения быта своей семьи в условиях тотального дефицита. Современная американская исследовательница Б. Фридан объясняет: "Чем меньше реальные функции, которыми наделена роль женщины, тем больше ее декорируют бессмысленными деталями, чтобы заполнить пустоту".



Особенно это становится понятным на примере всеобщего восхищения женской красотой при том, что в современном мире женщины составляют 70% неимущих всего мира. Среди неграмотных их 2/3. Среди пострадавших от трафикинга - нелегальной торговли людьми - 95% составляют женщины. В целом огромное количество звеньев страдает от различных форм насилия и мало участвует в процессе принятия ответственных решений. По данным Департамента общественной информации ООН, женщины занимают лишь 14% руководящих должностей, 10% мест в парламентах и 6% мест в кабинетах министров. То есть именно женщины получают меньше материальных ресурсов, имеют более низкий социальный статус, меньше власти и возможностей для самореализации, чем мужчины.

Кроме того практически во всех обществах распространен "двойной стандарт". Различные нормы поведения существуют для мужчин и женщин, предусматривающие более строгие ограничения для женского поведения, половой морали (добрачные связи, супружеская верность), чем для мужской, а также позволяют мужчинам те поступки и действия, запрещаются женщинам (супружеская неверность) . В большинстве культур право инициативы, ухаживания, выбора партнера, определения половой жизни принадлежит мужчинам. Мужчинам разрешено практически все, что отражает мужской взгляд на проблемы морали. Что же касается норм бытия для женщин, то чаще всего их угнетают устойчивые стереотипы. Наиболее распространенными являются: женское предназначение - дом и семья; женщина не может быть хорошим руководителем; занятость женщин на работе влияет на их детей, на рост преступности в обществе; политика - не женское дело и т.д.. Последнее особенно противоречит тому обстоятельству, что политика по мужскому типу завела современный мир в столь кризисную стадию, что может закончиться катастрофой - омницидом (уничтожением всего).

Среди современных глобальных проблем на одном из первых мест - демографическая. Она рассматривается в соответствующем разделе. Здесь уместно обратить внимание на крайности, наметившиеся в количественном соотношении полов. Как известно, природа установила пропорцию: на 100 девочек рождается 105 - 107 мальчиков. До достижения детородного возраста соотношение полов выравнивается. Однако в течение последних нескольких десятков лет наблюдается демографический взрыв в странах азиатского региона. У большинства из них стала осуществляться демографическая политика ограничения рождаемости, в результате которой изменился естественный баланс между мужчинами и женщинами.

Показателен пример Китайской Народной Республики. В 1950 - 1960-х годах китайское руководство поощряло и пропагандировало рост рождаемости в стране. В течение 40 лет народной власти население КНР удвоилось. Обострилась продовольственная проблема. С середины 60-х годов прошлого века в стране начала осуществляться политика планирования семьи. Сначала семье разрешалось иметь трех детей, через несколько лет - не более двух, а с начала 1980-х лозунгом стало: "Одна семья - один ребенок". За нарушение демографической политики государство взимает с семейства налог (в 2003 г. он был эквивалентен 700 долларов). Если разрешено иметь только одного ребенка, лучше иметь мальчика. Относительно девочек практикуется не только послеродовая, но даже дородовый дискриминация. В первом случае - от безразличного отношения и до детоубийства, во втором - при установке с помощью ультразвукового исследования будущей пола ребенка - уничтожение плода к его естественной появления на свет. В результате в КНР в начале 2005 г. при общей численности населения в 1 млрд. 300 млн. мужчин было на 30% больше, чем женщин. В Китае в брак вступают почти поголовно - 96% населения. Однако сейчас наблюдается дефицит невест - женщин. Проблемы возникают с "избытком" невест - мужчин. Причем такие проблемы существуют и в соседней Индии.

На другой стороне Земли, на Западе, произошла деформация в другую сторону: рождается больше девочек. Такие признаки наблюдаются в США, Канаде, странах Латинской Америки, некоторых европейских государствах. Исследователи предполагают, что снижение мужской части в пропорции соотношения полов вызвано воздействием токсинов в окружающей среде. Последние делают избирательный негативное влияние именно на мужское начало в репродуктивной системе.

Слово "репродукция" буквально означает "воспроизведение". В свое время К. Маркс и Ф. Энгельс показали, что за "таинством" пола скрытые своего рода "производственные отношения" - отношения воспроизводства человеческого рода. Женщина всегда обладала способностью рожать жизни, продолжать род. И именно эта способность стала причиной, определившей характер неравнозначных распределения ролей между полами. За мужем было закреплено право на "внешнюю" деятельность, на освоение мира и господство над ним. Отсюда возникла его роль субъекта истории. За женщиной - право на жизнь в жизни "частному", что подразумевало право на рождение и воспитание детей, на обустройство дома и быта, ей осталась роль объекта не только власти мужа, подчиненная мужском авторитета, но и в более широком плане - объекта истории. Важно отметить, что в этом разделении труда участвовала и третья сторона - род. Он стремился полностью контролировать поведение того существа, которая обеспечивала его воспроизведения. Именно род и поддержал человека в его претензии на господство, на власть. То есть идеология мужского превосходства находит свое обоснование не в конкретных сексуальных отношениях, а в глобальном процессе человеческого воспроизводства. Для оправдания такого неравного положения супругов и сложился миф о "природное предназначение" каждого пола, об особенностях "мужского" и "женского" характера, о "тайне" пола.

Контроль "рода" или социума существовал всегда, приобретая иногда странных форм. В таком ракурсе иначе понимается, например, охота на ведьм. Оно было чрезвычайно действенным репрессивным средством социального контроля. Массово применялось прямое насилие для контроля повседневного поведения дочерей Евы, обуздания потенциальной женской активности и сохранения мужского господства в условиях социальной нестабильности. Масштабность преследований создавала такую атмосферу, что угроза быть обвиняемым в колдовстве заставляла женщин к безоговорочному конформизма. Образцы женского поведения устанавливались мужчинами, но в процессе социализации они вводились в сознание всех, в том числе и женщин. Именно этим объясняется активное участие женщин в преследовании ведьм. Или стойкое неприятие избирателями Украины, среди которых большинство женского пола, женщин - кандидаток в депутаты Верховной Рады.

В вечном треугольнике "мужчина - женщина - род" верх взял род. Но уже в виде государства. Показателен пример советской истории. Символом государства становится генеральным секретарем центрального комитета коммунистической партии - "Отец народов". "Он" словно взял на себя "родительские функции": обеспечение семьи продовольствием, жильем, воспитания и обучения детей, забота о престарелых. С женщиной "Он" общался с помощью Комиссий по охране материнства и детства. Понятие "отцовства" совсем исчезло из официальных бумаг и речей. Женщина могла обратиться к "Него" через его представителей - парткомы, комитеты комсомола, профсоюзы, администрацию - и пожаловаться на мужа, который пьет, бьет, изменяет, разводится. Или не на человека, а на отца будущего ребенка, который не хочет жениться. Или обратиться за помощью в решении других проблем. Примерно 90% писем трудящихся на имя Л. И. Брежнева были примерно одинакового содержания: после высказывания захвата "выдающимися заслугами дорогого Леонида Ильича" начинались просьба помочь решить какой-то чисто житейский вопрос, например, приобрести дефицитный тогда цветной телевизор "Рубин".

Важным средством поддержания тендерной асимметрии выступал также контроль над женской сексуальностью. Спектр мер воздействия в истории - от древности до современности - чрезвычайно широк. В нем представлены и обрезки наиболее эрогенных частей женских половых органов (такая традиция до сих пор сохраняется у некоторых народов Азии и Африки), и светские и церковные суды, и народные обряды, которые наказывают нарушителей моральных норм публичным унижением. В медицинских руководствах XIX в. утверждалось, что "порядочная женщина не может иметь сексуальных желаний".

В современном арсенале средств контроля "рода" - социума за сохранностью тендерной неравенства также немало средств. Так, серьезным препятствием для нормального решения гендерных проблем в современном мире массовая культура и "средства ее доставки потребителю", среди которых на первом месте по значению - СМИ. Все, что попадает в сферу интересов масскульта, превращается в товар, который нужно успешно прорекламировать и выгодно продать. В эту сферу интересов попала и женщина, которая раскручивается как сексуальный товар. Сексуальность сама стала "товаром", что лучше рекламируется привлекательными женщинами. Превращения женщины на сексуальный товар развенчивает его как личность, значительно унижает ее социальный статус. О каком равенстве может идти речь? Практически во всех рекламных сюжетах человек представлен как босс, а женщине отводится обслуживающая роль или роль примитивной потребительницы. Рекламные героини радостно обнюхивают кофе, специи, колбасы, стиральные порошки, грязные рубашки или восхищаются подарками, начиная от конфет до мебельных гарнитуров, полученными от "настоящих мужчин". Некоторые, правда, демонстрируют свою "свободу, независимость и уверенность в себе", рекламируя гигиенические прокладки, а "достоинство" - через приобретение нового косметического крема. Особое интенсивность функционирования индустрии красоты, к которой входят производство одежды, обуви, парфюмерии, косметики и другой, обусловлена скрытым мотивом сделать субъект более желанным для объекта. В глубинах притаилась забота "рода" о своем воспроизведения, претерпела существенные изменения с начала индустриальной эпохи.



Загрузка...

Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии