Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Рождение термина и разработка концепции нового общества .. Европейская и американская модели современного постиндустриализма. Информационные революции в истории человечества. "Альтернативные люди" духовного производства конца XX - начала XXI в. Хакерство: история и типология.

Новая основа положения человека в обществе и социального разделения. Поколение "X-Plorer Generation". Тенденция "замыкание" постиндустриальных стран на международной арене. Изменения политической сферы в условиях постиндустриализма.

В то же время, когда М.С. Хрущев, обращаясь к развитого капитализма от имени мирового социализма, заявил: "Мы вас похороним", в США в 1956 г. впервые численность "белых воротничков" вместе с работниками сферы услуг превысила численность промышленных рабочих - «синих воротничков». Это знаменовало начало периода колоссальных технологических и социальных изменений в развитии человечества, проходит три основные стадии: доиндустриальную (аграрную), индустриальную и постиндустриальную. Когда стало ясно, что американский капитализм во многом отличается от капитализма, который существовал до Великой депрессии 1929-1933 гг, родился термин "постиндустриальное общество". Впервые после Второй мировой войны его принял американец Д. Рисмен в 1958 г. Вслед за ним несколько обществоведов, среди которых можно назвать А. Турена, Д. Белла, З. Бжезинского, А. Тоффлера, Ж.Фурастье, И. Масуда и других , пришли к выводу, что в конце 60-х годов XX в. общество в развитых странах стало терять немало важных характеристик индустриального строя и приобретать новые признаки. Это дало основания говорить о становлении качественно нового социума.

Новое общество у разных авторов получило несколько вариантов названия. Кроме более известного "постиндустриального" появились термины "информационное общество" (И. Масуда, Япония), "технотронной общество" (З. Бжезинский, США), "научное общество" (М. Понятовский, Франция), "супериндустриальной цивилизация" и "третья волна" (А. Тоффлер, США) и другие.

Особый вклад в разработку новой концепции был сделан выдающимся американским социологом Д. Беллом в его фундаментальном труде "Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования", где были всесторонне охарактеризованы черты социума, рождался. В центр концепции автор поставил информационный фактор, подчеркнув при этом: "Понятие" постиндустриальное общество "делает упор на центральной роли теоретического знания как оси, вокруг которой выстраиваются новая технология, экономический рост и новая стратификация общества". И еще: "Совершенно очевидно, что постиндустриальное общество представляет собой общество знания в двояком смысле: во-первых, источником инноваций во все большей мере становятся исследования и разработки ... во-вторых, прогресс общества, измеряемый возрастающей долей ВНП и возрастающей частью рабочей силы, все более однозначно определяется успехами в области знаний ". Если в доиндустриальном обществе главным производственным ресурсом была мускульная сила, в индустриальном - машинная техника, то в постиндустриальном - это знание, интеллект. Целью здесь является не количество сделанных благ, но их качество, а шире - качество жизни. Другой известный исследователь - А. Тоффлер - называет такие признаки перехода к новому типу общества: постепенный переход от традиционных ископаемых источников энергии к нетрадиционным, замена массового производства производством товаров и услуг, четко ориентированных на потребителя, замена нуклеарной семьи "многоформная"; сдвиг в организации корпораций к формам менее бюрократических, более специализированных и ориентированных на решение конкретных проблем; демассификация средств коммуникаций, чему способствует развитие кабельного телевидения, спутниковой связи и т.д..

На рубеже XX - XXI вв. появилась концепция формирования общества нового типа как следующей ступени постиндустриального общества. Оно получило название "Knowledge society", "К-общество" или "общество, основанное на знаниях". Оно характеризуется, кроме технологического, такими измерениями: социальным, этническим и политическим. Неотъемлемыми его компонентами стали новые междисциплинарные знания, генерируемые научными и социальными институтами, подготовка высококачественного человеческого капитала, которую осуществляет образование, создание дополнительных богатств экономикой знаний и формирование на этой основе интегрального вектора развития общества, ориентированного на повышение качества и безопасности жизни всех его членов.

Вместе с тем некоторые исследователи считают, что с методологической точки зрения будет неверно говорить о становлении в западных странах постиндустриального общества. Само это понятие является абстракцией очень высокого порядка. Реальное же жизнь дает различные типы обществ, которые формируются на основе постиндустриального хозяйственного уклада. Еще полтора десятка лет назад, говоря об основных центры информационного общества формируется, аналитики называли США, Западную Европу и Японию. В начале XXI в. перспективы Японии с точки зрения продвижения в этом направлении стали проблематичными. А различия между Америкой и Европой оказываются все более заметно. Поэтому можно говорить о двух моделях современного постиндустриализма - европейскую и американскую. Если взглянуть на проблему с исторической позиции, то в Европе становления индустриального общества шло не менее четырехсот лет, в Штатах - вдвое быстрее. До промышленной революции в Европе прошли века, сформировавших ее богатую, специфическую культуру. В США индустриальное общество, как и сама сугубо американская культура, создавались практически "с нуля". В Европе формирования постиндустриальных тенденций значительной мере было воспринято в контексте "антииндустриализму". В Соединенных Штатах постиндустриализм не означал ничего, кроме социального порядка, наступал "после индустриализма". Возможно, именно вследствие этого достижения обеими регионами постиндустриального уровня технологического прогресса в середине 1970-х годов имело разные последствия. В США начался экономический подъем, в 90-х годах вылилось в невиданный бум с очень высокими темпами роста валового продукта и очень низкими показателями безработицы. В Европе темпы экономического развития резко замедлились, а безработица в 1997 г. стало подобным состояния дел периода мирового кризиса 1929 - 1933 гг Парадокс заключается в том, что при более впечатляющих показателях в сфере научно-технического и экономического потенциала, американская модель " менее постиндустриального ", чем европейская.

Последнее утверждение можно аргументировать тем, что успехи американской экономики в XX в. основывались во многом на разработке и производстве стандартизированных потребительских и технологических товаров: автомобилей, холодильников, телевизоров, пылесосов и другой. Позже компьютеры и другая электроника появились и получили массовое распространение прежде всего в США. В XXI в. американские предприниматели сосредоточились на создании и выпуске массовой продукции, которая отвечает требованиям постиндустриализма, например, тиражировании компьютерных программ и других элементов информационного обеспечения. Указанное обстоятельство отчасти объясняет то, что в современной Америке до сих пор не возникло индивидуализированного потребления. А позиции массовой культуры не только не ослабли, но и укрепились.

Европейцы, напротив, по мере роста материального благосостояния все больше сосредотачиваются на диверсификации потребления и формировании нового образа жизни, повышая не столько его уровень, сколько качество. Как заметил самый известный российский исследователь постиндустриализма В. Иноземцев, "... если для покупки продуктов в магазине нужна лишь одна десятая или одна двадцатая ежемесячного дохода, то" жизнь для зарабатывания "заканчивается. Начинается жизнь ради жизни. Для одних это жизнь ради знания и содержания. Для других - ради символов. Для одних - ради отличия сегодняшнего себя от себя вчерашнего. Для других - ради отличия себя от других ". В процессе постиндустриализации такой мотив к труду, как высокая заработная плата, сдвинулся с первого - второго места, которые он занимал еще три - четыре десятилетия назад, на пятое - седьмое среди других мотивов к труду. На первые позиции в мотивационной иерархии вышли содержание труда, возможность самореализации, перспективы профессионального и социального роста, психологический климат в фирме и другие. Разумеется, даже в высокоразвитых странах для десятков миллионов людей труд остается главным средством к существованию. Но, с другой стороны, все больше людей, что труд - это не только возможность заработать на кусок хлеба, пусть даже с маслом. Большинство респондентов во время социологических опросов отвечают, что работа способствует самореализации и приносит наслаждение, позволяет использовать свои навыки и знания. В получении удовольствия от труда европейцы видят элемент "искусства жить" (l'art de vivre). Сегодня европейцы более ориентированы на саморазвитие.

При том, что ВВП на душу населения в США очень высок, вряд ли можно сказать, что качество жизни там превосходит европейские показатели. Так, более 40% американцев болеют ожирением - на 6% в странах ЕС; 78% никогда не выезжали и пределы своей страны - против 12% в ЕС; 95% граждан США не обладают ни одним иностранным языком - против 31% в ЕС. Европейцы также высокую культуру потребления, в которой на первом месте ценятся индивидуальный выбор и можно выше качество потребляемого. В качестве примера достаточно сравнить американские пункты быстрого питания "Макдональдс" и французские ресторанчики, посещаемые так же-часто. То есть, с точки зрения характеристик "классической модели" постиндустриализма, а именно - развитию личности, а также его потребностей, европейцы уже сегодня демонстрируют преимущества перед американцами. Исходя из эволюционной логики, возможно, именно европейская модель постиндустриального развития окажется более успешной. Пока же более успешная, особенно в сфере информационной индустрии, Америка.

Если в доиндустриальном обществе главными институтами были сельское хозяйство, церковь и армия, в индустриальном обществе ведущим институтом является промышленность с корпорацией и фирмой во главе, то в постиндустриальном обществе основным институтом является наука, производит информацию. Не зря постиндустриальное общество еще называют "информационным". Информационное общество - это форма экономической и социальной организации, при которой получение, хранение, обработка, распространение и использование информации и знаний, а также растущие технические возможности коммуникации играют решающую роль. Информация, знания ценились во все времена, однако степень их влияния на общество был разным.

В истории человечества происходило несколько информационных революций1. Первой стало изобретение письменности. Она появилась в Шумере (Месопотамия) около 3000 г. до н. е., в середине II тыс. до н. е. независимо сложилась в Китае, чуть позже - в других обществах. Вторая информационная революция произошла в результате изобретения рукописной книги, вначале в Китае, вероятно, около 1300 г. до н. е., в VI в. до н. е. она появилась в Греции, когда афинский тиран Писистрат распорядился записать в книгу поэмы Гомера, которые к тому передавались устно. Третья информационная революция произошла после 1450 - 1455 годов, когда

И. Гутенберг изобрел печатный пресс и сборочный шрифт. Хотя полиграфия впервые возникла еще в VIII в. в Китае, к широкому использованию, тем более за пределами Поднебесной, не дошло. Изобретение же И. Гутенберга довольно быстро распространился в Европе, а затем и в других регионах. К середине XV в., Когда книги переписывались от руки, они были очень дороги и довольно редки. Позволить себе их приобретение могли только богатые и образованные люди. Однако, когда в 1522 г. была напечатана немецкий Библия Мартина Лютера, цена ее была столь невысокой, что купить ее могла даже бедная крестьянская семья. Последствия были колоссальными. Книгопечатание сделало возможным протестантскую Реформацию, а следовательно, и все, что за ней произошло. Важно подчеркнуть, что печатный станок принес за собой массовое производство и стандартизацию процесса обработки информации, что проложило, в свою очередь, путь промышленной революции. Революция в печати повлияла на изменения в системе образования, а также на появление и развитие социальных групп людей, которые профессионально работали с информацией. Начальный период современной информационной революции относят к 1970-х годов, когда началась эпоха компьютеризации, соединилась с постиндустриализм.

Компьютеризация составляет сложную комбинацию факторов. Интересным является отражение в ней нового видения роли человека в современном мире. В качестве иллюстрации можно привести историю создания первого персонального компьютера, названного "Эппл" ("Яблоко"). В 1976 г. в Сан-Хосе (Калифорния) его собрали у себя в гараже два инженера, Е. Джобс и С. Возняк. их труд, принесла эпохальный изобретение, была типичным образцом нового - постиндустриального - отношение к жизни и работе, когда и выступает прежде всего как самовыражения человека, как ее стремление к творческой самореализации, часто осуществляемой в форме игры. Именно для игры создавали свой "Эппл" американские инженеры. В их судьбах отразилось много особенностей времени, в котором они жили. Так, С. Джобс был отчислен из колледжа и отправился в Индию "в поисках озарения". Он перестал есть мясо и, вж6 будучи известным в мире бизнеса, благоговел перед Востоком. В начале деятельности "Эппл" респектабельных деловых партнеров шокировали длинные волосы и сандалии С. Джобса. У него - аскетические манеры, например, привычка спать на полу. Но роскошь жизни он видит в другом - в возможности "создавать разные вещи". Тот факт, что вдвоем с напарником они очень быстро вывели "Эппл" на вершины бизнеса, скорее обуславливалось стремлением к самореализации, чем обычным желанием разбогатеть. То же стремление побудило С. Возняка покинуть "Эппл", чтобы основать новую венчурную фирму.

Оба американцев можно охарактеризовать как "альтернативных людей" духовного производства конца XX - начала XXI в., В зарубежной социологии - сокращенно ADON (Alternative - альтернативный, Disintegrating - Дезинтегрирующие, Originating - тот, что создает, Nobleman - благородный человек). Профессор Ю. Васильчук так пишет о новом типе личности: "ADON уже сам - специалист, профессионал, который отрицает и перерабатывает реалии, активно воплощает требования мировой науки, быстро развивающийся мировой культуры, человек, непрерывно рискует собственными средствами, своей судьбой и даже именем. Часто он богат и устроен. Что он ищет? Зачем он вместо развлечений отдает себя делу? Страсть к обогащению? Борьба за власть? Конечно, когда такой человек еще только становилась на ноги, она училась, чтобы командовать и делать деньги. Но потом постепенно логика самой жизни, перехода ее деятельности из материальной в игровую, виртуальную, духовную сферу изменяет ее целевую функцию. Ею становится инновация как самоцель, как мечта и приключение, как смысл существования "1. Такие личности и является главной "движущей силой" развития постиндустриального общества, а их инновации находят применение в самых разнообразных сферах.

С другой стороны, возникает вопрос: можно отнести к типу ADON современных хакеров, окруженных ореолом гениальности, избранности и столь привлекательных для молодежи? Термин "хакер" (hacker) означает пользователя, предпринимает действия, направленные на несанкционированное использование программного обеспечения. Сначала под словом "хакор" понимали "человека, который делает мебель топором", т.е. такую, которая характеризуется нестандартной действием, оригинальным поиском, творческим преодолением ограничений. Отношении информационных технологий термин "хак" (hack) означал оригинальный ход в программировании или использовании программного обеспечения, в результате которого компьютер позволял осуществлять операции, ранее не предусмотренные или такие, которые считались невозможными. Тех, кто мог совершить подобное, стали называть "хакерами", а тех пользователей, кто не мог и не стремился к исследованию системы, - "ламерами" (английское слово "lamer" означает неполноценного человека, убогого, калеку). Отношение к "хакеров" не может быть однозначным. Оно зависит от угла зрения, исторического периода, типологии и других обстоятельств. В среде интеллектуалов, связанных с информационными технологиями, "хакерство" рассматривается как исторический и социокультурный феномен с собственными признаками разных этапах своего развития. А таких этапов исследователи выделяют четыре.

Первый этап охватывает период 60-х - конца 70-х годов прошлого века, когда хакерский движение не имел деструктивного характера (нанесения ущерба или достижения корыстных целей), а говорил творческий новаторский подход в исследовании границ систем, их потенциальных возможностей. Многие из тогдашних хакеров, среди которых были студенты и профессора ведущих университетов и научно-исследовательских центров США, считали себя первопроходцами, которые создают новое общество, основанное на ценностях глобального киберпространства.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии