Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Фундаментальные обще-цивилизационные характеристики восточных культурно-исторических общностей. Развитие отношений между Западом и Востоком. Япония: победы и поражения. Страны Азиатско-Тихоокеанского региона и азиатский кризис 1997 - 1998 гг Китай - современное воплощение старой цивилизации.

Позиции Индии в современном мире. Мусульманский Восток: стремление величия. Проблемы тропикоафриканськои цивилизации.

В современном мире 85% населения Земли относится к незападных цивилизаций. Такие цивилизации регионально-странового уровня вместе получили условное название "Восток". Он представляет собой существенно другую и более сложную пространственно-временную структуру, чем Запад. Если Европа как переросла свои региональные границы и вышла далеко за свои границы, то Азия и Северная Африка до сих пор составляют систему регионов, этносов и государств, которые существуют в границах старых локальных территорий. Восток имеет гораздо более длительную историю, чем Запад, именно здесь на рубеже IV - III тыс. до н. н.э. и позже возникли первые цивилизации древности - Египта, Месопотамии, Персии, Индии, Китая и др.. Там и тогда закладывались "матричные особенности", "генокод", или фундаментальные обще-цивилизационные характеристики, характерные для Востока до сих пор.

Народы Востока издавна осваивали район в основном субтропического климата с жарким летом и мягкой зимой, которую и зимой трудно назвать. Природно-климатические условия были намного более благоприятными для жизни людей, чем на Западе. Согласно потребности были меньше (не надо было заботиться о том, чтобы дотянуть до следующего урожая, строить теплое жилье, которое отапливалось более полугода, обеспечить теплую одежду и т.д..). Эти потребности случаев можно было обеспечить продуктами сельскохозяйственного и ремесленного производства, технологии в которых не менялись тысячелетиями. В отличие от интенсивной общественно-производственной технологии, которая была основой Запада, Восток стоял и стоит на экстенсивной технологии. Ведения эффективного сельского хозяйства возможно было благодаря освоению бассейнов крупных рек - Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхэ и Янцзы, других - и созданию систем орошения. Общества и государства складывались здесь под влиянием необходимости организации коллективного труда больших масс работников. Единственным устроителем общественных работ выступала государственная власть. ей же принадлежала собственность, образовывало феномен "власть - собственность".

Частная собственность как явление существовала и на Востоке. Она возникла там так же, как и вещи, с ней связаны - деньги, товары, торговые отношения и т.д., - даже раньше, чем это произошло в античном мире - прообразе западного. Однако на Востоке в условиях господства власти - собственности и абсолютного контроля аппарата администрации над социумом эта собственность не имела жестких правовых гарантий. Прерогативы государства достигали и на имущество его подданных. Существовал произвольный характер изъятия правителем средств у непосредственного производителя. То есть не было гарантий настоящей частной собственности. А именно она является одной из главных фундаментальных отличий западной цивилизации от незападных. Неправильно было бы считать, что на Востоке не было богатых людей. Но богатым мог быть только представитель власти начиная с правителя. Это была норма, согласно которой собственность всегда является функцией власти, вторичной и зависимой от нее. Если богатой теряет свое положение в системе власти, он легко может лишиться имущества, а то и головы. Это часто случалось в любой из стран Востока. Если человек разбогатела, не будучи причастным для власти, то ей ради выживания нужно было выполнить два условия. Во-первых, окружить себя большим количеством клиентов, которые живут за ее счет и является определенной гарантией ее нормального существования. Во-вторых, не пропустить случаю поделиться доходами с представителями власти, которые в любой момент могли изменить свое отношение. НЕ гарантированность частной собственности в дальнейшем тормозила развитие капиталистических отношений. Торговцы, в руках которых накапливались средства, не имели возможности вкладывать их в промышленность, банковское дело. В течение длительного времени отсутствовала условие буржуазной предпринимательской деятельности - безопасность личности предпринимателя и его собственности. Конечно, верхушка - султаны, паши, шахматы, ханы и другие - не жалели денег на роскошь дворцов, содержание гаремов, челяди и войска. Однако все это были непроизводительные расходы. Они не имели отношения к первоначального накопления капитала, без чего буржуазное развитие весьма затруднен.

Восточные общества за колоссальную роль, которую играла и играет в их жизни государство, называют статистськимы. Им присущ исключительно вертикальный характер связей, замкнутых в собственные структуры, на слой управляющей бюрократии, которая, в свою очередь, замыкается на монарха - деспота. Его власть не ограничивалась никем и ничем, освящалась сама, что данная Богом. Зависящим от него общественные связи не развивались. Общество составляют не граждане, а подданные, то есть почти рабы отношению к власти. Страх подданных перед всемогуществом власти сочетался с безграничной верой в ее носителей. Поэтому массовые движения на Востоке никогда не выступали против системы власти, а только против нарушения какой-то установленной нормы. Человек Востока находит тайну бытия в признании безусловной ценности власти как произвольно возникающего иерархически организованного сожительства людей, отражающее дух Вселенной. Поэтому властям следует подчиняться без постижения ее смысла и критики. Религиозно-философское обоснование этого мировоззрения нашло яркое выражение в конфуцианстве, что отождествляло государство с большой семьей, которой разумно управляет отец - правитель и его послушные сыновья - подданные чиновники.

Если человек на Западе рассматривается как верхушка системы ценностей, то на Востоке в качестве такового выступает коллектив в различных формах - от государства до семьи. А человек - не личность, а только член некой общности, где люди связаны солидарными отношениями с доминированием отношений "старший - младший". Масса подавляла индивида. На Востоке отсутствовали ориентации на частновладельческие, частноправовые, индивидуалистические нормы и ценности. Вместо частных прав здесь царил единый Закон, обязательный для всех. Происхождение всех этих установок идет от мировоззрения, обусловленного восточными религиями: человек "вмонтирована" в жестко упорядоченную систему божественного Вселенной и ее назначение - выполнять мировой закон бытия, соотносить свою жизнь с общими закономерностями. Такое представление приводило фатализм и инерционность жизни и мышления. Вера в определенность судьбы заранее порождала пассивный созерцательный склад характера. Действительность воспринимается не столько из-за чувственный опыт, сколько сквозь призму веры и мистического постижения. Главная ценность бытия заключается не в реализации прагматических целей, а в поиске высшего идеала, получении высшего откровения. Из этого вытекают упорная сосредоточенность на духовном, интровертивного (такой, направленный внутрь) склад психики. В восточном мире нет человека - деятеля, преобразователя в западном понимании этого слова, особенно в отношении природы, с которой существует гармоническое единство. Движение жизни казался подобным круговерти, как бережное уход террас на склоне горы - восточном, южном и так далее - вслед за солнцем. Есть Восток не принимал линейности изначально. На Западе было понимание линейности исторического развития: динамичное движение вверх, напрягая все силы. Из этого потом сформировалась идея прогресса как восходящая линия развития в новых (считалось особую ценность) достижений.

Развитие отношений между Западом и Востоком можно сравнить с движением маятника. Первое "отклонения" - возникновение и расцвет древних цивилизаций. Второе - подъем античного (западного) мира. Третье - античный мир претерпел ориентализации (преобразования Александра Македонского на типично восточного деспота и проникновения восточных элементов в его империю, давление варваров, восточные черты Византии), а затем его уничтожения народами, которые пришли с Востока, вместе длительное время могущества и роскоши восточных государств. Начиная с XVI в. и до середины XX в. - Мощный рывок Запада, когда он не только опережает в своем развитии Восток, но почти покоряет его. Затем вектор мировой истории вновь начинает возвращать на Восток. Пять веков происходила вестернизация мира, то есть распространение влияния Запада. Некоторые восточные страны, такие как Китай и Япония, пытались закрыться от него. Другим это удалось хуже - вплоть до потери независимости и превращения в колонии, крупнейшей из которых стала Индия. Однако западные экспансионизм и колониализм одним из своих последствий имели "пробуждения" Востока, который превыше всего ценил традиции, стабильность. Надо было реагировать на те изменения, которые были инициированы Западом и под действием которых менялся мир. Разные страны это делали по-разному.

Успешно перестроиться на западный манер удалось Японии. Эта страна имеет давнюю историю, которая идет от начала I тыс. н. н.э. Тогда из южной части Корейского полуострова происходила интенсивная миграция протояпонських колен, которым удалось в течение III - VII вв. значительной степени ассимилировать местное население - протоайнськи племена и племена малайско-полинезийского происхождения. В конце концов образовалось почти гомогенное население. Уже тогда были заложены один из главных стереотипов мировосприятия японцев, который прослеживается на протяжении всей их истории вплоть до наших дней - способность к усвоению навыков и знаний, поступающих в результате контактов с другими народами. Японский девиз "вакон Йоса" означает: "взять новейшие знания, наработанные иностранцами, но не позволить им пошатнуть основы японского образа мышления". Страна расположена на 3900 островах (крупнейшие: Хонсю, Кюсю, Сикоку и Хоккайдо). Полезных ископаемых - почти никаких, 75% территории - горы, не пригодны не только для ведения сельского хозяйства, но и для жизни. Ежегодно происходит до 1500 землетрусив1, постоянным фактором которых были тайфуны, цунами, сильные ливни и другие разрушительные капризы природы. Такие природно-климатические условия не могли не отразиться на формировании менталитета, где главной чертой становится жизнестойкость, борьба за выживание с использованием всех возможностей, а также экономное отношение к ресурсам. Недаром изначально сформировался один из определяющих технологических и социо векторов развития этой цивилизации: предпочтение отдавалось трудоемким (а позднее и интеллектоемкого) технологиям перед материало-и энергоемкими.

Нехватка земли, пригодной для пастбищ, а также богатые запасы морепродуктов определили отсутствие полноформатного животноводческого комплекса. Это имело последствия не только для диеты японцев, но и для исторического процесса вообще, что можно проиллюстрировать, скажем, примером воздействия рыболовства на особенности устройства общественной жизни. Рыболовство, как и любой вид привласнювальнои деятельности, в значительной степени испытывает влияние фактора уравнивания при дележе добычи. Сохранение значительной роли рыболовства (а также и уравнительного фактора в распределении) в хозяйственной жизни на протяжении всей истории страны служило одним из ограничителей чрезмерного имущественного расслоения. А последнее, как известно, является самым мощным источником социальной напряженности. История Японии знает очень немного крестьянских движений и восстаний, которые не сравнить с теми, которые происходили на Западе. С IV - III вв. до н. е. в Японии начинается выращивания поливного риса, что является основой ее сельского хозяйства до сих пор. Урожайность этой культуры выше, чем других известных зерновых культур, за исключением кукурузы. Именно достаточно высокая урожайность обусловила обеспечение постоянного роста населения. В начале XVII в. - Около 25 млн., что в 4,3 раза превышало население тогдашней Англии. Современное население Японии составляет примерно 127 млн. человек, что сопоставимо с населением России (примерно 143 млн. (на начало 2006 г.)), хотя площадь последнего в 40 раз превышает японский.

Поливное выращивания риса в древней Японии осуществляли устойчивые земледельческие общины. С тех пор формировался японский тип сознания, где на первом месте - модель "мое село". Характерные черты - коллективизм, потребность в конформизме, единство действий. То есть на первом месте - коллектив, которому лицо имеет пидпорюватися, а ее ценность определяется не ее собственными талантами, а принадлежностью к уважаемой сообщества. Японская пословица гласит: "Гвоздь, торчащий забивают". За этими словами кроется то обстоятельство, что японская система ориентирована на подавление индивидуализма и духа состязательности. Это сплачивает коллектив, однако лишает людей творческого импульса. Через несколько тысячелетий такая ментальная установка стала одной из причин современного системного кризиса Японии. "Общество, привыкшее к тому, что никто не может обнаружить индивидуальности, никто не может мобилизовать свои творческие силы, лучше всего следовать правилам и нормам, созданным бюрократией по образцам прошлого и за иностранными образцами, - таков оптимально организованное индустриальное общество, такова японская действительность ", - отметил специальный советник правительства Японии Таити Сакайя. Движение же передовых стран происходит в сторону постиндустриального общества, где главной движущей силой является творческая личность, создатель новых технологических принципов. Чертой японской цивилизации является отторжение создателей на уровне общественной культуры. Это закрывает Японии путь до новейшего ступени развития.

Когда во второй половине XIX века Запад, где полным ходом шла индустриализация, насильственные "открыл" Японию после ее двухсотлетней изоляции от мира, перед ней встал выбор: либо принять "вызов" и стать на путь модернизации, или превратиться в колонию или полуколонию. Перед внешней опасностью со стороны сильных агрессивных иностранных государств Япония вынуждена была стать на путь модернизации "вдогонку", которая предусматривает сильную роль государства. С января 1868 произошел государственный переворот, в результате которого был реставрирован императорскую власть, а 6 апреля того же года на собрании представителей придворной аристократии, князей и самурайства император Мацухито провозгласил клятву, обращенную к своим предкам. Император обещал создать представительный орган и решать все вопросы государства путем массового обсуждения; укрепить финансовую систему; улучшить благосостояние народа; положить конец устаревшим законам и вредным обычаям прошлого; приобретать знания во всем мире. По этому действительно началось реформирование страны, вошедшее в историю под названием "Образованное правления Мейдзи" (тронное имя императора). Сами японцы называют тот период Мэйдзи-Исин. Написание слова "Исин" состоит из двух иероглифов: "поддержания" и "обновление". То есть и тогда, и позже обновление происходило на фоне поддержания национальных традиций ("взять новейшие знания и напращовання иностранцев, но не позволить им пошатнуть основы японского образа мышления" - ведущий японский принцип).

В кратчайший исторический срок - примерно треть века - Япония с небольшой, отсталой, периферийной страны превратилась в государство, активно развивала свою экономику, прежде всего, промышленность и осуществляла экспансионистскую политику в отношении своих соседей - Кореи, Китая, России. Вступив в союзнические отношения с Германией и Италией, Япония во время Второй мировой войны обнаружила чрезвычайную агрессивность на Тихоокеанском театре военных действий. 7 декабря 1941 она неожиданно атаковала американскую военно-морскую базу Перл-Харбор на Гавайских островах, то есть первой начала войну против США. Одновременно ее воины высадились на Малаккском полуострове, захватили острова Уэйк и Гуам, которые тогда принадлежали Соединенным Штатам. К середине 1942 г. японцы захватили порядка 7 млн. кв. км. территории в Азии с населением более 400 млн. человек. Народы Азии до сих пор с ужасом вспоминают жестокость новейших самураив2. Однако с 1942 г. характер событий вернул на противоположное. В конце концов война на Востоке закончилась капитуляцией Японии.

И опять страна взялась за модернизацию. Было отменено конституцию Мэйдзи, которая утверждала несовременное абсолютную монархию. По конституцией 1947 г. монархия стала конституционной, власть императора ограничивалась статусом "символа единства нации". Нового качества приобретал высший орган власти - парламент. Декларировались демократические права и свободы. В новых политических условиях, которые создавали относительную стабильность политического положения в стране, очень быстро было не только восстановлено разрушенное, но и достигнуто быстрого экономического роста. Результатом этого стал выход страны в 1968 г. на второе место в капиталистическом мире по объему промышленного производства. Основными рычагами, которые совершили "японское чудо", были государственные инвестиции, режим протекционизма для национальных производителей, скрытое дотирование экспорта, беспрецедентно высокая норма накопления и колоссальный импорт новейших научных разработок и технологий. К этому добавились особенности японского национального характера, в частности социальная дисциплинированность, высокая культура труда, "экономический патриотизм" и другие. Однако в 90-х годах прошлого века все отчетливее стали проявляться кризисные признаки.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии