Палестинская проблема. Древняя история Палестины - территории между р Иордан и Средиземным морем, была достаточно драматичной, особенно по изгнании евреев после их неудачного восстания против римского
владычества в 132-135 pp. После этого события Палестина заселялась преимущественно арабами, оставаясь эпицентром рассеивания евреев за пределы их родины Эрец Исраэль (Земле Израильского). В начале XVI в. Палестина попала под власть Османской империи.
Спасаясь от кровавых еврейских погромов, прокатившихся по Восточной Европе, в 1882 г. евреи организовали первую волну переселения в Палестину. В 1904-1914 pp. началась вторая волна еврейской эмиграции, охватившая многих интеллектуалов и людей из средних слоев. Большинство переселенцев составляли сторонники идеи создания новой еврейского государства на Ближнем Востоке.
Не смирилось с османским господством и арабское население. В 1915 г. фактический правитель Мекки Хусейн Ибн Али договорился с Британией о поддержке ею восстания против Турции, союзника Германии в войне. Британский верховный комиссар в Египте заверил арабов, что такую поддержку Англия им предоставит.
Арабское восстание началось в июне 1916 p., Когда сформирована английским счет семидесятитысячный арабская армия под руководством будущего короля Ирака Фейсала атаковала турецкие войска. Линия арабо-турецкой линии фронта протянулась от сирийской столицы Дамаска в Медину. Повстанцы отвлекли турецкие силы, что позволило британским войскам вступить в Сирии и Палестины. С захватом ими в октябре 1918 г. Дамаска, турецком господству на Ближнем Востоке был положен конец.
Между тем как составная объединенных сил союзников в 1917 г. был создан Еврейский легион, один батальон которого был сформирован в Англии, а другие - в США, Египте и Палестине. Это подразделение, в составе которого воевал будущий первый премьер-министр Государства Израиль Бен-Гурион, помогал Великобритании в освобождении Палестины от Турции.
1917 сказался появлением документа, который укрепил веру евреев в том, что Британия на их стороне в деле создания еврейского государства в Палестине - «Декларация Бальфура». В ноябре 1917 p., Когда в Палестину, где в то время проживали 700 тыс. арабов, начали приезжать евреи (третья волна эмиграции), стало известно содержание письма министра иностранных дел Великобритании в правительстве Д. Ллойд Джорджа Артура Бальфура к лидеру британских сионистов лорда Лайонела Ротшильда, в котором говорилось, что в Палестине будет создано еврейское государство «без причинения вреда общественным и религиозным правам нееврейского населения (арабов) в Палестине».
Текст «Декларации Бальфура»: «Уважаемый лорд Ротшильдов! С чувством глубокого удовлетворения я передаю Вам от имени правительства Его Величества следующую декларацию о доброжелательном отношении Великобритании к сионистских устремлений евреев, которая представлена военному кабинету министров и одобрена им:
«Правительство Его Величества благосклонно относится к восстановлению национального очага для еврейского народа в Палестине и приложит все усилия к облегчению достижения этой цели.
Вполне понятно, что не должны быть приняты ничего, что может повредить интересам, как гражданским, так и религиозным, нееврейских общин в Палестине или правам и политическому статусу евреев в какой-либо другой стране ».
Я буду признателен Вам, если Вы доведете содержание этой декларации до сведения Сионистской федерации.
Ваш Артур Бальфур ».
(История еврейского национального движения. 1914-1949.
Библиотека-Алия, 1993. - С. 25)
«Декларация Бальфура» - свидетельство главной противоречия в тогдашней британской политике в отношении Палестины, ведь получалось, что с одной стороны, Англия давала обещание признать правителями Палестины лидеров Арабского восстания 1916 p., С другой - заявляла о поддержке таких же притязаний евреев. Одновременно с появлением «Декларации Бальфура» Великобритания поощряла арабский национализм, в частности через известного симпатика арабского дела, писателя, автора Арабского восстания Томаса Лоуренса.
В итоге Лондон разочаровал как тех, так и других, поскольку в 1918 г. принял на себя управление Трансиорданией (теперь Иордания), Ираком и Палестиной как подмандатной территории. Франции же на таких же правах достались Сирия и Ливан. В 1920 г. Лига Наций оформила статус Палестины соответствующим мандатом.
Однако мир в Палестине не наступил. Каждый из двух народов имел относительно Палестины свою историю и свою правду. Неоднократно, как это, например, случилось в 1929 p., Когда от рук арабов в г. Хеброн Э. Монтегю, тогдашний английский министр по делам Индии: «Декларация Бальфура» может привести к тому, что в Палестине мусульмане и христиане должны будут уступить евреям, а евреи окажутся в привилегированном положении ... Хотя десять заповедей были даны евреям на Синае и Палестина играет большую роль в еврейской истории, она не меньшую, если не большую роль играет и в истории мусульманства и христианства ».
(British Public Record Office.-Cabinet № 24/24. - (1917. - August)
погибли около 200 евреев, и в ходе арабского восстания 1936 - 1939 pp., когда арабы атаковали еврейских поселенцев. Арабы расценивали еврейскую эмиграцию в Палестину как часть стратегического плана сионистов достичь численного превосходства над арабами, чтобы в дальнейшем вытеснить их оттуда, а сионистскую пропаганду - как проявление антиарабские позиции евреев.
Естественно, что среди арабов, и среди евреев было достаточно сторонников поиска компромисса, хотя хватало и тех, кто выступал с воинственных позиций.
Особенно еврейская эмиграция набрала значительный размах результате взрыва нацистского антисемитизма в Германии и Австрии. Арабы опасной для себя деятельность таких хорошо организованных еврейских учреждений в Палестине, как «гость-друт» («Еврейская генеральная федерация труда»), «Сахнут» («Еврейское агентство»), «Мапай» (позже Израильская партия труда), многочисленных кибуц (трудовых коммун) 1.
Палестинская проблема на десятки лет стала не только незаживающей раной Востока, но и проблемой международной нестабильности в мире в целом.