Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

 В XIX веке украинские этнические земли входили в состав двух великих империй - Российской и Австрийской (с 1867 года Австро-Венгерской). В Российской империи в начале XIX в. сложился разделение украинских земель на

девять губерний: Киевскую, Полтавскую, Черниговскую, Екатеринославскую, Харьковскую, Херсонскую, Таврическую, Подольскую и Волынскую. В 1815 г. в Российской империи была присоединена Холмщину и Подляшье, которые в 1831 г. вошли в состав Седлецкой, Люблинской и Гродненской губерний.

 

В первой половине века в дополнение к губернскими российское правительство сформировал систему военно-административных единиц - генерал - губернаторств. В Украине было создано четыре генерал - губернаторства: Киевское (состояло из Киевской, Волынской и Подольской губерний), Малороссийское (Полтавская, Черниговская), Харьковское (Харьковская и Воронежская губернии), Новороссийское (Екатеринославская, Таврическая, Херсонская губернии и Бессарабская область). Всю полноту военной и гражданской власти на территории административных единиц осуществлял генерал-губернатор.

 

Под властью империи Габсбургов находились Восточная Галичина, Буковина и Закарпатье. Конце XVIII в. на захваченных в результате трех разделов Речи Посполитой землях австрийское правительство создало коронный край - Королевство Галиции и Лодомерии (Владимирии) с центром во Львове, в составе которого искусственно объединил украинские этнические земли части польских земель. Когда в 1867 году появилась Австро-Венгерская империя то Галичина и Буковина осталась в австрийской части - Цислейтании, а Закарпатье попало в венгерской части - Транслейтании.

В XIX в. и Россия, и Австро-Венгрия прошли через реформаторские преобразования, которые определили переход этих стран к качественно нового социально-экономического положения, к экономике, главную сущность которой определяет капиталистическое товарное производство.

Хотя для большинства европейских стран феодальные порядки уже длительное время были анахронизмом, русский царизм решился на реформы только во второй половине века. Их необходимость стала особенно очевидной после поражения в Крымской войне 1853-1856 гг Война наглядно продемонстрировала общую отсталость России по сравнению с такими государствами как Англия и Франция. Дополнительным фактором, побудившим российскую власть к реформам, стал подъем крестьянского движения по всей империи, а всего в Украине, где еще свежи были воспоминания о освободительные традиции казачества.

 

Первой стала аграрная реформа, начатая в 1861 году. Реформа 1861 г. освобождала от крепостничества в основном помещичьих крестьян. На Украине эта реформа коснулась жизни 5,3 млн. человек. Судьбу государственных крестьян, количество которых составляла примерно половина украинского крестьянства, определил принят 1866 специальный закон о поземельный строй. Согласно ему крестьяне получали право выкупить землю, а к тому времени они должны были платить ежегодный государственный оброчный налог.

Реформа создавала новые возможности для развития рыночных отношений в экономике и активизации хозяйственной деятельности крестьян. Крестьяне, как и люди иных социальных слоев населения, могли теперь приобретать движимое и недвижимое имущество, заниматься не только сельскохозяйственным производством, но и торговлей, открывать промышленные предприятия. Возникли условия для превращения рабочей силы в товар, т.е. утвердилось господство прогрессивного (по сравнению с феодальным) типа товарного производства - капиталистического, экономика которого основана на рыночных отношениях всего, а не некоторых категорий, как к тому, населения.

 

Вместе с тем, имелись и существенные факторы торможения этого процесса. Данная реформа в первую очередь учитывала интересы помещиков и поэтому оставляла на селе некоторые элементы крепостничества. В результате этих преобразований украинские крестьяне не только не получили дополнительной земли, но и потеряли более 15% общей площади земель, которые ранее находились в их пользовании. 94% бывших помещичьих крестьян получили наделы менее 5 десятин, то есть меньше нормы среднего прожиточного минимума. И эти мизерные наделы крестьяне должны были в течение 49 лет выкупать у помещиков на основе установленных реформой цен, которые значительно превышали тогдашние рыночные цены на землю. Фактически крестьяне выкупали не только землю, но и личную свободу.

Реформа предоставила право помещику течение двух лет самому определять размеры земельных наделов крестьян. В этот период крестьяне находились в положении "временно обязанных", т.е. вынуждены были, по-прежнему отбывать барщину или платить оброк. Во многих местностях такое положение продолжалось много лет, поскольку предоставление крестьянам разрешения на выкуп наделов зависело от желания помещика до 1883 года.

Дворовые крестьяне со времени провозглашения реформы 1861 года должны были работать на помещика или платить ему оброк, а потом становились никому не нужными, поскольку наделение их землей закон не предусматривал.

 

Прочной опорой остатков крепостничества было помещичье землевладение. После реформы 1861 года владельцами почти 23 млн. десятин земли в Украине остались 33 000 помещиков, церковь, сам царь, купцы, а в распоряжении 1,5 млн. крестьянских дворов было только 20 млн. десятин.

В 1861-1866 годах было проведено финансовую реформу, которая имела целью максимальную централизацию государственных средств и усиления контроля за их расходования. На местах создавались особые контрольные палаты, не подчинялись местной администрации. Вводился новый порядок проведения расходов из Государственного бюджета имевший помешать министерствам бесконтрольно распоряжаться этими средствами. Было принято решение о публикации Государственного бюджета империи, который до этого был тайным. Внедрялась система мер по упорядочению поступлений по наиболее прибыльной статьи бюджета - производству и продаже спиртных напитков.

 

Отмена крепостного права ускорило реформу местного самоуправления. Пока крестьяне находились в крепостной зависимости, полным распорядителем административной власти над ними в своем имении был помещик. После освобождения крестьян и предоставление им статуса свободных сельских обывателей возникла необходимость привлечения крестьян наряду с другими слоями населения в местное управление. 1 января 1864 царь утвердил Положение о губернских и уездных земских учреждениях. Создавалась система земских учреждений на уездном и губернском уровнях, которая состояла из уездных и губернских земских управ. Эти учреждения не имели завершения на общероссийском уровне.

 

В выборах земств участвовало все население, мало земельную собственность, но при этом избиратели были разделены на три избирательные курии: помещиков, мещан и крестьян. Следствием установления системы куриальной выборов стало явное преобладание в земствах дворян-помещиков. Также роль дворян в земствах искусственно повышалась путем автоматического закрепления за уездными и губернскими предводителями дворянства права не только председательствовать на избирательных собраниях землевладельцев, но и быть председателями уездных и губернских земских собраний.

К компетенции земств входили местные хозяйственные, социальные и культурные дела: заведование имуществом, содержание и строительство местных дорог, организация медицинского обслуживания населения, народного образования, налаживание почтовой связи, страхования, противопожарной дела и т.д.. Хотя земства официально имели строго ограниченные функции, они превращались в очаги либерального движения, а иногда и украинофильской деятельности. И хотя царская власть позже предприняла ряд мер для сужения прав и без того ограниченных и возможностей земств, в бюрократической системе имперского государственного появилась выборная структурное звено, деятельность которой приучала населения к самоуправлению.

Пошел царизм на уступки и в области городского самоуправления. Согласно Городским положением, утвержденным царем 16 июня 1870, городскую реформу было проведено в Киеве, Екатеринославе, Николаеве, Полтаве, Харькове и Херсоне. В течение 70-х годов закон был распространен на другие города Украины. По городской реформе в городах страны создавались городские думы как распорядительные органы и городские управы как исполнительные.

Наиболее последовательной из реформ 60 - 70-х годов в России была судебная реформа 1864 года. Эта реформа провозглашала и в значительной мере реализовала ряд прогрессивных принципов судопроизводства: выборность, независимость и неизменность судей, равенство всех перед законом, гласность, устность, основывалась адвокатура.

 

В 1863-1864 гг реорганизовывалась образовательная дело. В частности, в 1863 году были внесены изменения в систему контроля за высшей школой: возобновлялась академическая автономия университетов, создавалась совет профессоров, руководившей жизнью учебного заведения.

В 1863-1888 гг произошел ряд преобразований в военном деле. Главными достижениями этой реформы были реорганизация местного военного управления и военного образования, а также введение всеобщей воинской повинности.

Все эти реформы были прогрессивными, но каждая из них оставляла неприкосновенными значительное количество элементов докапиталистического устройства. Главным среди этих остатков феодализма были: неограниченная парламентом и конституцией власть царя - самодержавие, крупное помещичье землевладение и малоземелье крестьян, крестьянская община с коллективной собственностью на землю, отсутствие в стране важнейших демократических свобод. В результате, оказавшись на пути капиталистического развития Россия, а вместе с ней большая часть Украины была еще не до конца капиталистической страной.

 

На конец XIX в. Украина была одним из наиболее экономически развитых районов Российской империи. Темпы промышленного строительства здесь на рубеже веков были наибольшими в Европе. В то же время развитие отдельных районов Украины был неравномерным.

Большую роль в развитии промышленности играл иностранный капитал, иностранные инвестиции. В некоторых отраслях он заметно преобладал. В отдельных регионах Украины быстро рос степень концентрации производства. Возникали крупные монополистические объединения, занимали господствующее положение в экономике. Происходил процесс сращивания банковского капитала с промышленным, что вело к образованию финансового капитала. Для российской промышленности больше, чем для промышленности других стран имели значение государственные займы, заказ, система государственного регулирования. Происходило сращивание монополий с государственным аппаратом. Все эти черты, характерные для развития российской экономики в целом, в наиболее концентрированном виде проявили себя в Украине.

 

Реформы в империи Габсбургов начались раньше и в своей политической составляющей пошли дальше. Еще в 70 - 80-х годах XVIII века реформы просвещенного абсолютизма, осуществляемые Марией Терезой и Иосифом II, в значительной мере модернизировали австрийское общество. Уменьшалась зависимость крестьян от помещиков, им предоставлялись некоторые элементарные гражданские права. И хотя после смерти Иосифа II имел место отход от реформаторского курса, в 40-х годах XIX в. развернулся новый виток реформ. В 1846 году в Галичине было несколько уменьшено повинности крестьян, им было предоставлено право распоряжения земельными наделами и обжалования действий помещиков в административных органах.

 

В 1848-1849 годах большинство европейских стран переживала революционные потрясения. Под влиянием революции в Австрии прошли более радикальные реформы. Императорским патентом от 17 апреля 1848 было объявлено об освобождении крестьян от барщины и других повинностей в пользу помещиков в Галичине. 31 июля 1848 действие патента распространено на Буковине. На протяжении 1848-1853 гг стало свободным и крестьянство Закарпатья. За освобождение крестьян их бывшие хозяева получили большой выкуп и, кроме того, постепенно завладели почти всеми лесами и пастбищами. Но главное было в том, что состоялась ликвидация юридического зависимости крестьян от господ и закрепления земли, которой пользовались крестьяне, в их собственности.

На волне революции состоялись демократические преобразования. Австрия провозглашалась конституционной монархией, начал работу общеимперский парламент (рейхстаг), который занялся подготовкой конституции. Выработан проект предусматривал превращение Австрии в федерацию свободных и равноправных наций. Однако этот проект не был введен в действия. 4 марта 1849 от имени императора Франца-Иосифа и было объявлено октроированные (т.е. дарована сверху) конституцию, восстанавливала централизованную монархию. 7 марта 1849 правительство распустило рейхстаг.

В 1851 году контрреформы привели к ликвидации и этой конституции. Этот период контрреформ продолжался еще девять лет. 60-е годы были ознаменованы новым циклом конституционных реформ, завершенным австро-венгерским компромиссом 1867 года. В декабре 1867 г. было принято конституцию дуалистической (двойственной) Австро-Венгерской империи, которая определяла формой ее правления конституционную монархию. Конституция декларировала базовые права человека, включая свободу слова и печати, право союзов и собраний, формальное равенство национальностей и языков в учреждениях и образовании и т.д..

 

В экономическом отношении земли Австро-Венгрии Украине были менее развитыми чем Приднепровье (украинские земли в составе Российской империи). Промышленность здесь развивалась однобоко и сводилась к отраслям, которые занимались произведением и первичной переработкой сырья. Галичина, Буковина, Закарпатье оставались отсталыми провинциями с незначительным накоплением капитала, слаборазвитой внутренней торговлей, низким уровнем урбанизации, почти незаметной промышленностью, низким заработкам и высоким процентом избыточной рабочей силы в империи. Лишь в последнее десятилетие века появились едва заметные признаки экономического оживления.

 

Поэтому в поисках лучших условий жизни, начиная с 70-х годов сотни тысяч крестьян выезжают из этих регионов за границу. Ориентирована была эта эмиграция главным образом на страны Северной и Южной Америки (США, Бразилию, Канаду, Аргентину).

В экономике, краевой администрации, образовании западноукраинских регионов безраздельно доминировали иностранцы: в Галиции - поляки, в Буковине - румыны, на Закарпатье - венгры. Украинские культура, образование, общественная самоорганизация появлялись в борьбе с этими превосходящими воздействиями. Однако за счет определенной демократизации общественной жизни Австро-Венгрии, конституционного ее закрепления, условия для развития национальной культуры и общественного движения украинских сложились здесь все-таки благоприятные чем на Приднепровье.

На протяжении всего XIX в., И особенно во второй его половине, русификаторская политика русского царизма по украинской культуры и национального движения на Приднепровье приобретает откровенно репрессивного характера. Из российских государственных актов, направленных на запрет украинского языка и культуры, наибольший вред нанесли да называемые Валуевский циркуляр и Эмский указ Александра II.

 

Первый из этих документов датируется 18 июля 1863. В этот день министр внутренних дел П. Валуева издал и разослал ко всем украинских губерний циркуляр (распоряжение), которым строго запрещалось печатание на украинском языке книг "как духовного содержания, так учебных и вообще, предназначенных для первоначального чтения народа". Само же обучение на украинском языке определялось как политическая пропаганда, а те кто за это брался, обвинялись "в сепаратистских замыслах, враждебных России и гибельным для Малороссии". Исключение делалось только для произведений художественной литературы, категорического запрета печати которого не было.

В циркуляре содержалось утверждение о том, что никакого отдельного украинского языка "не было, нет и быть не может". По мнению П. Валуева, украинский язык является простонародным говором, "той же русском языке, только испорченной воздействием на нее Польши". Аналогичного содержания "отношение" по указанию царя было П. Валуева отправлено министру народного просвещения России.

 

18 мая 1876 император Александр II, который в то время находился на лечении и отдыхе в курортном немецком городке Эмс, подписал указ о полном запрете украинской литературы. Указ дополнял перечень запретов, которые накладывал на украинскую культуру Валуевский циркуляр.

Проект этого указа был подготовлен тайной правительственной комиссией, созданной для разработки мер борьбы с "украинофильством". Почти год работала комиссия и пришла к выводу, что "допустить отдельную литературу на простонародном украинских наречии означало бы положить прочную основу для убеждения в возможности отделения, хотя бы и в отдаленном будущем, от России". Особенно отличился в работе комиссии Михаил Юзефович, недавний чиновник Киевского генерал-губернаторства, которого считают инициатором появления и автором текста указа.

Указом запрещалось не только печатать на украинском языке оригинальные и переведенные произведения (даже тексты к нотам), но и завозить в пределы Российской империи украинские книги и брошюры, напечатанные за рубежом. Также запрещалось ставить украинские спектакли, устраивать концерты украинских песен и декламаций.

Кроме указанных актов можно привести еще много тайных тогда распоряжений и репрессивных акций российских властей по украинской культуры и общественного движения в XIX в.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии