В середине 50-х - первой половине 80-х годов Украина оставалась составной частью Советского Союза, поэтому и процессы ее общественно-политического развития в целом совпадали с аналогичными общесоюзными процессами.
После смерти И.В. Сталина (март 1953 года) и ХХ съезда КПСС (февраль 1956 г.) в стране сложились определенные предпосылки для либерализации всего общества. На съезде с докладом "О культе личности и его последствиях" выступил первый секретарь ЦК КПСС Н.С.Хрущев. Он подверг уничтожающей критике преступления, злоупотребление властью, нарушения законности, которые имели место в СССР и УССР в 30-е - начале 50-х годов и были связаны с культом личности Сталина. После съезда, в июне 1956 г. было принято постановление ЦК КПСС "О преодолении культа личности и его последствий".
В докладе Хрущева и указанном постановлении ЦК КПСС были названы причины, обусловившие культ личности И. Сталина в 20-е - 30-е годы, а именно: сложность международной обстановки, угроза нападения на СССР капиталистических государств; отсталость СССР, который имел многоукладную экономику и значительную часть населения, которая была носителем психологии "вождизма", борьба в партийном и государственном руководстве за влияние в партии и государстве; ориентация на "железную дисциплину", жесткую централизацию управления государством; ложная тезис Сталина о том, что по мере социалистического строительства в стране будет обостряться классовая борьба.
К сожалению, острая критика культа личности не касалась сути командно-административной системы, не разоблачала ее социальной природы, сводя все недостатки системы к культу личности. Но несмотря на эти недостатки, это был важный и смелый шаг на пути десталинизации. Шаг, который делал более устойчивым процесс либерализации общественной жизни и реальной перспективу его демократизации.
Эти процессы в общественно-политическом развитии СССР и УССР доминировали в первое десятилетие после смерти И.В.Сталина и были связаны прежде всего с именем Н.С.Хрущева, который с сентября 1953 г. по октябрь 1964 занимал должность первого секретаря ЦК КПСС. Компартию Украины с июня 1953 г. по декабрь 1957 возглавлял А.Кириченко. Он стал первым украинским, который был избран на должность первого секретаря ЦК КПУ. С тех пор на эту должность назначались только украинские: Н.Подгорный (декабрь 1957 г. - июль 1963), П. Шелест (июль 1963 г. - май 1972), Щербицкий (май 1972 г. - сентябрь 1989 г.).
Период руководства государством Н.С.Хрущев вошел в отечественную историю под названием "хрущевской оттепели". Уже в сентябре 1953 г. по решению Президиума Верховного Совета СССР были ликвидированы "Особое совещание" при МВД СССР и другие внесудебные органы ("тройки", "пятерки" и т.д.), которые осуществляли расправу над людьми без суда и следствия. Значительно сокращено количество концлагерей, начата реабилитация невинно осужденных и репресованних граждан.
Уже начальный период десталинизации привел к серьезным изменениям в Украине. Характерными чертами этого периода стали прекращении кампании против национализма, определенное замедление процесса русификации. В 1957 году был расширен юридическую компетенцию СССР: она, как и другие республики, получила право решать вопросы областного, административно-территориального деления, принимать общественный, уголовный и другие кодексы. На конец 50-х гг органами КГБ и прокуратуры республики были пересмотрены дела почти 5,5 млн.чел., Состоящих на учете репрессивных органов. С этого учета снято, т.е. реабилитирован 58% дел. Вместе с другими до 1957 г. были освобождены 65534 оуновцев и "бандпособников", которым посчастливилось выжить. Также были реабилитированы известные украинские писатели В.Елан-Голубой, Чумак, И.Микитенко, партийно-государственные деятели С. Косиор, П. Постышев, В. Чубарь и другие.
В период "хрущевской оттепели", осуществлялись меры по демократизации деятельности КПСС и Компартии Украины. Было восстановлено регулярный созыв партийных съездов и пленумов ЦК, введен обсуждение партийных и государственных документов в прессе, на собраниях трудовых коллективов; делались попытки освобождения партийных организаций от руководства хозяйством; решено было обновлять на четверть состав ЦК КПСС и его президиума на каждом очередном съезде КПСС; членам руководящих партийных органов было запрещено входить в их состав более трех раз подряд.
Вместе с тем заметно расширились права профсоюзов. Им было предоставлено право участия в подготовке проектов производственных планов; контроля за выполнением руководителями предприятий трудового законодательства принимать участие в решении вопросов организации труда, заработной платы, жилищного строительства и др..
Но процесс демократизации советского общества происходил с большими трудностями. Ему противостояла другая, конcервативна тенденция, сторонники которой отстаивали административно-командные методы руководства обществом. Консервативные элементы, в т.ч. в высших эшелонах партийно-государственного руководства (В. Молотов, Л.Каганович, Г. Маленков) выступили против наиболее важных теоретических и политических положений ХХ съезда КПСС и мероприятий по ликвидации последствий культа личности Сталина. На июньском 1957 Пленуме ЦК КПСС деятельность членов этой группы была осуждена и они получили партийные взыскания. Но осуществление политических и экономических реформ в государстве и в дальнейшем шло довольно медленно и непоследовательно. Более того, были допущены ошибки в теоретических вопросах перспектив социалистического строительства в СССР. Так, XXI съезд КПСС, состоявшийся в январе-феврале 1959 г., сделал вывод о полной и окончательной победе социализма в СССР. С точки зрения международного положения этот вывод базировался на том, что была образована мировая система социализма, а с точки зрения внутреннего развития страны - который был достигнут необходимый уровень развития советского общества, окрепли позиции социализма во всех сферах жизни - политической, экономической, социальной и духовной . Было провозглашено, что СССР вступил в период развернутого строительства коммунистического общества. В 1961 г. на ХХII съезда КПСС была принята Программа строительства коммунизма, которую предполагалось осуществить в течение 20 лет (1961-1980 гг.) Как показала жизнь, эти теоретические выводы были оторваны от реальности, базировались на преувеличении достижений социалистического строительства в СССР и не выдержали проверки временем.
Достаточно медленно происходил процесс демократизации и самой КПСС. Партийные органы продолжали подменять Рады, хозяйственные и общественные организации, используя в своий деятельности, по-прежнему командные методы руководства. В 1962 г. все партийные организации, в т.ч. в Украину, были разделены на промышленные и сельские (обкомы, крайкомы, райкомы), что должно было способствовать приближению партийного руководства к людям и производства, но этого не произошло.
Нарушение принципа коллективности в партийной работе имели место в деятельности не только местного руководства, но и самого Н.С.Хрущева. Он сам пытался решать новые задачи старыми, административно-командными методами, особенно после того, как в марте 1958 г. стал еще и председателем Совета Министров СССР.
Ошибки и промахи Н.С.Хрущева использовали консервативные силы в партийно-государственном руководстве, сплотились вокруг Л.И.Брежнева. На октябрьском 1964 пленуме ЦК КПСС они устранили Н.С.Хрущева с должностей первого секретаря ЦК КПСС, члена Президиума ЦК и председателя Совета Министров СССР. Первым секретарем ЦК КПСС (в 1966 г. эта должность получила новое название - генерального секретаря ЦК КПСС) был избран Л.И.Брежнев, а председателем Совета Министров СССР стал А.Н. Косыгин.
Этими событиями закончился период "хрущевской оттепели", закончился поражением демократических и победой консервативных сил в партийно-государственном руководстве страны. Началась постепенная смена политического курса в направлении возрождение и консервации идеологических концепций и политических установок периода "казарменного" социализма. Новый политический курс отразился в такой акции, как введение в августе 1968 г. в Чехословакию войск пяти государств Варшавского договора с целью поддержания тех консервативных политиков в руководстве этой страны, испугались начатой под руководством О.Дубчека попытки превратить социализм в "общество с человеческим лицом ".
В 1979 г. советские войска были введены в Афганистан. Это была не просто политическая ошибка тогдашних советских руководителей, но и большое преступление, которое дорого стоил советскому народу: за 10 лет войны было убито 13310 и ранено 35478 человек, потеряно 60 млрд. рублей.
Характерными чертами брежневской курса на "стабилизацию", а в дальнейшем - консервацию существующего режима, была подмена подлинного народовластия формальным представительством трудящихся в Советах, ограничения их реальной власти. Выборы в Советы проходили безальтернативно, на основе заранее подготовленных списков, а сами Рады фактически выполняли декоративную роль и реальной власти не имели. Одновременно происходили разбухание бюрократического аппарата, узурпация значительной части законодательных функций исполнительной властью. Ежегодно аппарат управления рос на 300-500 тыс. чел., Достигнув в 80-х гг 18 млн. В СССР только за 1975-1985 гг количество союзно-республиканских и союзных министерств, ведомств и государственных комитетов увеличилось примерно на 20%. Они выпускали тысячу инструкций, приказов и других подзаконных актов, которые противоречили не только друг другу, а иногда и действующему законодательству.
Была сведена на нет самостоятельность общественных организаций, произошло их фактическое огосударствление. Вместе с Советами они фактически не управляли страной, а создавали "демократический фасад" народовластия. Это стимулировало, с одной стороны, падение политической активности людей, а с другой - появление "неформальных" организаций и групп.
Усиливалось ограничение гласности. Если в 1960 году в Украине выходило 3280 газет, то в 1985 году - лишь 1799. Набирает силу тенденция монополии на информацию, дедели больше начинает дозироваться.
Произошло фактическое преобразование КПСС в стержень государственной структуры с сосредоточением в ее руках всей полноты власти. Интенсивно шел процесс слияния функций партийного и государственного аппарата, подмены партией государства и его органов власти. В 1985 году коммунисты составляли 68,3% состава народных депутатов Верховного Совета УССР, а в 1987 году - 43,7% состава местных Советов республики. С другой стороны, около 47,5% состава городских и районных выборных партийных органов СССР в 1985 году составили управленческие кадры - председатели колхозов, директора предприятий, работники советских учреждений и др..
Партийные комитеты постепенно усвоили стиль прямого и непосредственного командование не только Советами, органами государственного управления, но и профсоюзами, комсомолом, общественными организациями. Объявив себя в Конституции СССР 1977 г. "ядром политической системы общества", КПСС пыталась доминировать в каждом звене общественной жизни. Политическая жизнь в стране все больше приобретает закрытого характера, нарастает отчуждение партии от народа, усиливается идеологический диктат. В самой партии углубляется пропасть, отделяющую верхушку от основной массы коммунистов.
Некоторые положительные сдвиги в советском обществе начались было после того, как генеральным секретарем ЦК КПСС стал Ю.В.Андропов, который занял этот пост после смерти Л.И.Брежнева в ноябре 1982 г. При нем был проведен ряд экспериментов в народном хозяйстве, принятых меры к наведению порядка на производстве, начата борьба с коррупцией, начали складываться предпосылки для перестройки социально-политической и духовной жизни страны. Но эти политические процессы были кратковременными и прервались в связи с смертью Ю.В.Андропова в феврале 1984 г. С этого времени по март 1985 г. генеральным секретарем ЦК КПСС был К.У. Черненко. Снова стали возрождаться в партии и государстве нормы и традиции брежневского периода, углубились явления и атрибутнисть выборных кампаний, сгустилась атмосфера застоя. Газеты запестрели рапортами и реляциями, а между тем плановая экономика страны агонизировала.
Анализируя социально-политическое развитие Украины с середины 50-х до середины 80-х гг, надо коснуться и такого специфического явления, как дисиденський движение, активное участие в котором в разные времена принимали Богдан и Михаил Горынь, В.Мороз, М.Осадчий , Стус и другие представители украинской интеллигенции. Они добивались национальных, политических и культурных прав, особенно - расширение использования украинского языка во всех сферах общественной жизни.
В 50 - 60-х гг в республике начинают возникать подпольные группы, которые добивались не только демократических прав, но и самостоятельности Украины, ее выхода из состава СССР. Так, в 1958 г. во Львовской области была создана Украинский рабоче-крестьянский союз (УРСС) - нелегальная организация, действовавшая под руководством Л. Лукьяненко. Члены УРСС впервые в послевоенное время разработали программу украинского движения, главной целью которого считали борьбу за независимость Украины. Однако эта организация была разоблачена в января 1961 г. Л. Лукьяненко, И.Кандиба и другие члены УРСС были осуждены на длительные сроки заключения.
В 1962 г. состоялся судебный процесс и над 20 членами другой нелегальной организации - Украинского национального комитета (УНК). Наиболее активные участники организации - Коваль, Грицина, Гурный и Игнат - были приговорены к смертной казни.
В 1964 - 1967 гг в республике действовал Украинский Национальный фронт (УНФ), члены которого выпускали самовидавом журнал "Воля и Родина". За активное участие в ней Зенона Красовского, Дмитрия Квецко и проч. был осужден на длительные сроки заключения.
В 70-е годы наиболее активными деятелями диссидентского движения в Украине были Стус, И. Дзюба, Л. Лукьяненко, В. Чорновил, Л. Танюк и проч. В начале 70-х гг они выдавали подпольно периодическое издание - журнал "Украинский вестник". В нем печатались статьи о демократических свободах, о нарушении национального суверенитета Украины, о положении украинских политических заключенных и т.д.
В 1971-1972 гг были осуществлены новые массовые аресты среди украинских диссидентов, среди которых были, в частности, Чорновил, Стус, И. Дзюба, харьковчане Г.Алтунян, В.Недобора, П.Пономарьов, А. Левин и др..
В 1975 г. руководство СССР подписало Хельсинский договор, официально обязавшись уважать права своих граждан. В некоторых республиках СССР диссиденты организовали группы (комитеты), которые ставили целью способствовать выполнению советским руководством Хельсинских соглашений по соблюдению прав человека. Первый Хельсинкский комитет был основан в Москве в мае 1976 г., позже - в Украине, Литве, Грузии и Армении.
Украинская Хельсинская группа (УГГ) была создана в ноябре 1976 г. В нее первоначально вошли известный писатель-фантаст О.Бредник, правозащитники и бывшие политзаключенные О.Мешко, Л. Лукьяненко, И. Кандыба и др.. - Всего 10 чел. Возглавлял УГГ писатель-фронтовик М. Руденко. Члены группы пытались знакомить граждан УССР Декларации прав человека ООН, собирали доказательства нарушения прав человека в СССР. В течение 1977-1985 гг с 37 членов группы 23 были осуждены и отправлены в лагеря и в ссылку, шестеро - лишены советского гражданства. Три члена УГГ - Стус, О.Тихий и Ю. Литвин погибли в лагерях. В ноябре 1989 г. их останки были перевезены в Украину и похоронены в Киеве.
Жестоких преследований в те годы подверглись также известные российские диссиденты - правозахистникы, в частности, всемирно известный физик-ядерщик Сахаров, писатель Солженицын, историк Р.Медведев, писатель Ю.Даниель, были лишены гражданства известный музыкант и дирижер М. Ростропович, певица Г. Вишневская и др..
Следует отметить, что диссидентство как общественно-политическое движение, не получило широкого распространения ни в Украине, ни в России, ни в других республиках СССР. Оно имело достаточно узкую социальную базу и поддерживалось в целом незначительной частью интеллигенции. По подсчетам западных исследователей, в диссидентском движении в Украине, например, в течение 60-х - начале 70-х годов участвовали около 1 тыс. человек. Канадский историк украинского происхождения О.Субтельний называет несколько причин, почему диссидентское движение не получил широкой поддержки в Украине:
1) Кроме осуждения советского политического режима и требований соблюдать законы, диссиденты не сформулировали внятной политической программы, не нарушали вопросам, которые волновали большинство населения республики, прежде всего - рабочих и колхозников;
2) Диссидент противостояли все мощные силы советской политической системы, прежде всего, органы КГБ, которые изолировали диссидентов от общества, заставляли их покаяться или замолчать, а также средства массовой информации, которые изображали диссидентов исключительно в негативном свете.
3) Отсутствие или недостаточность информации о диссидентах и цель их борьбы среди населения Украины.
Вместе с тем, следует помнить о том, что диссидентское, правозащитное движение имел большое значение в общественно-политической жизни Украины 50-х - первой половины 80-х гг На его базе в годы перестройки в Украине возникнут так называемые неформальные группы и объединения, политические течения и партии, учредителями и активными деятелями которых станут такие известные диссиденты как Л.Лукьяненко, Чорновил, И. Дзюба и др..