Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

В статье говорится о явлении двоеверие в христианских обрядах и активизацию неоязычества в современном мире, не сочетается с церковным учением.

 

 

Ключевые слова и словосочетания: двоеверие, неязичницкий, еврейская генезис христианства, христианская духовная традиция, канон.

 

Язычество - обычное прошлое каждого християнизованого народа. Людям свойственно помнить о жизни и обычаи предков, хранить в памяти обычаи и обряды, которые они тысячелетиями придерживались. Но иногда в народе эта минульщина живет бок о бок с христианством. Человек, приняв вроде истины христианской религии, продолжает верить в параллельное существование мира Бога и мира языческих богов - скажем, в церковь ходит тщательно, но и домового в хлеву подкармливает - на всякий случай. Такое явление на церковном языке называется двоеверие. Человек. Собственно, так оно и по Библии: мир этих существ, их боготворили язычники, есть мир бесов, которые все же существуют, но существуют как нечистая, враждебная Богу сила. Этой силе человек кланялась в древние времена из-за своей растерянности перед слепой стихийностью природы, или, как учит Церковь, через навиження дьявола, вождя легионов демонов.

 

Но одно дело - признавать существование мира бесов, другая - поклоняться им. Одно дело - любить прошлое своего народа, некоторое время - как и все другие народы мира, без исключения - находился на стадии

 

'Сразу же отмечаю, что речь здесь только о Греко-Католическую и Православную Церкви, поскольку, во-первых, это украинский духовную почву, а, во-вторых, я не чувствую себя компетентным, когда речь идет не-Халкидонского Церкви Востока.

 

поклонение силам природы, перед которыми чувствовал растерянным. Другое дело - продолжать духовно жить в этом христианскому прошлом и любовью в нем.

 

Вообще наши СМИ добавляют с этой точки зрения жара в голенища. Кажется, совсем не случайно, а сознательно и последовательно, радио и телевидение, газеты и журналы проводят линию фактической дискредитации христианского содержания того или иного церковного праздника. Если это Сретение, то следует подчеркнуть, что это - Зима с Летом встречаются, а о том, что здесь жрец Симеон встретил Младенца в Иерусалимском Храме - ни слова. Если это праздник великомученицы Евдокии, то будем уверены, что о его личности и мученичество НЕ будет обычно ни слова: она интересна только как "Евдокия-Плющиха»: разве будет дождь в этот день или нет. Архистратиг Небесных Сил бесплотных Михаил интересен лишь тем, что «въезжает на белом коне» - в день Собора Архангела Михаила имеет ведь обязательно пойти снег. И т.д., и т.п.

 

Да, это повторяет стереотипы в сознании народных масс, но в народе нередко и по сей день церковные праздники воспринимаются не всегда адекватно. Дело в том, что церковный календарь, принятый во времена христианизации, механически наложился на земледельческий языческий, созданный в течение прошлых веков, бережно фиксировал приметы погоды и другие подобные вещи, с точки зрения земледельца. Замечено издавна, что в тот или иной день определенная погода знаменует, какими будут следующие весна, лето, осень или зима. Древние славяне-земледельцы, под влиянием иранского зороастризма, считали свой труд священным. Они думали, что невыполнение земледельцем летнего цикла обработки земли, приведет к западение вселенной [2, с.255]. Конечно, такой календарь имеет большую материально-практическую ценность. Его следует и знать, и использовать. Беда, если народ превратится в нацию забывчивым.

 

Но практически и до сих пор в народе наблюдается явление настоящего двоеверие: не просто языческие представления «прилепились» к христианскому календарю, за этим скрывается стремление предохранить язычество и даже оживить его за счет авторитета Церкви. Но оно сочетается с христианством не более масло с водой.

 

Так, до сих пор известное так называемый праздник «Ивана Купала» - по церковному календарю, день рождения Иоанна Крестителя. Этот праздник по иронии истории связано с празднованием летнего равноденствия - когда солнце стоит в самой высокой точке небосклона. В тот день славяне-язич-ники имели обыкновение: молодежь голой купалась в реке и прыгала через костер (ритуальные очищения), а затем начинались ласки - групповой секс. То языческий праздник и называлось купала. Как в сознании простых людей и сегодня образ сурового аскета Иоанна Крестителя, которому молятся о помощи в обуздании телесной похоти, сочетается с теми явлениями - удивления достойное!

 

Неоязыческое движение, правда, не утихает и на Западе, причем - начиная с т.н. эпохи Возрождения, воспетой и возвышенной в марксистской науке и тому свидетельством является популярная сейчас философия Нового Века (New Ege), согласно которой иудаизм и христианство имеют или слиться в каком-то синкретизм с опытом паганизма или уступить ему. Есть группы энтузиастов, поклоняются старым кельтским или германским божествам, производят ведьмовские шабаши т.п.; наиболее откровенно и последовательно это выразилось в создании «Церкви сатаны», которую у нас уже кое-где поспешили и легализовать. Активизация неоязычества наблюдается в широком масштабе. Сегодня старые границы между народами упали; коммуникации неслыханно расширились, с Интернет, например, можно извлечь угодно - от порнографии до способов вызывания дьявола. Религия язычников Индии или буддизм с его отрицанием Бога, экзотическая смесь всего и вся становятся духовной пищей для легкомысленных и экзальтированных людей, плохо знают историю религий и презирают ее уроки. Достаточно вспомнить «рерихивцив», учение которых вроде постулатов пресловутого Белого братства и которые незаметно образовали были опасную секту внутри Московского Православия.

 

На христианском Востоке, в частности в Восточной Европе, где проживаем и мы, неискоренимые пережитки двоеверие в посполитому люди наслоилась энергичная активность силы ученых-недовчених в советское время полуинтеллигентов («образованца», как выразился российский писатель А. Солженицын). Усвоив на скамье советского вуза, все религии - обман, они с типично «советским» жаром стремятся сегодня вывернуть наизнанку марксистскую догму: для них сегодня уже - все религии благо. Не понимая ни богословских основ истории религии, ни естественной иерархичности межрелигиозных связей, этот слой людей не имеет ни твердой аксиологии (системы ценностей), ни в целом системного мышления, но зато стремится к созданию псевдообьективнои религиозной системы, в которой все религии мира должны стать «равноправными».

 

При этом нередко эти люди они вроде вдохновляются национальной идеей, но она воспринимается ими в типично идолопоклонному духе. Все, связанное с нацией, боготворит. Поэтому, если христианство порождено не в Украине, то тем хуже для христианства.

 

Получается как то обидно: жили славяне, молились «естественным» своим богам - Перуну и Дажбогу, Велесу и Мокши, и навязали им силой «еврейско-византийскую» веру. Была языческая вера «естественная» и «радостное», а церковники ее загубили, как эти черные вороны. Это не шутки: полистайте хотя бы страницы нынешнего детского журнала «Барвинок»: там это говорится открытым текстом.

 

Но не было то «родной» язычество ни «радостным», ни «естественным». Миф о «счастливой дикаря» составлен в кабинетах ученых эпохи т.н. Просвещения: Руссо Вольтер убеждали европейцев, якобы «дитя природы» счастливое только тогда., Когда его обременила, мол, цивилизация. Понятно, что метили эти философы прежде в христианскую культуру, стремится поднять человека над животным существованием, восстановить в нем образ Божий. Но «естественно», когда душат арканом женщину на могиле мужа, или когда закапывают убитого ребенка-первенца под порогом, чтобы счастье в доме НЕ переводилось (именно отсюда идет наш обычно не здороваться через порог)? А это практиковалось, в частности, и в славянском язычестве.

 

Поэтому обидно и странно, что некоторые, смутившись неукраинским происхождению христианства, начинает искать какой-то «Родной Украинской Народной веры», которую якобы исповедовали предки во времена, когда европейские народы еще не разошлись по просторам Евразии. Так, в славянском язычестве функционировали те же же боги, и у германцев, греков или латинян античной поры и в ариев, двинулись на восток, образовав индийскую и иранскую цивилизации. Бог громовик, например, как бы его ни звали (Индра, Тор, Зевс, Юпитер или Перун), был здесь главенствующим (или одним из первых) богов, другие также были зеркально подобные. Но когда ревностные «ультрапатриоты», обожая нацию и абсолютно все без разницы, а родила или, фальсифицируя историю, объявляют древнеиранская Авесту «достопримечательностью староукраинского литературы», когда они призывают вернуться к чествованию Перуна и Даждь-бога, или утверждают , что «настоящие украинские боги» - это действительно рогатые и многорукие идолы индусов, то ли это на самом деле любовь к Украине, которая образовалась как нация и уважаемый Европы в качестве христианского народа? Тогда, наверное, стоит уже и сбросить галстуки, разбить компьютеры и, вооружившись каменным топором, творить человеческие жертвоприношения ... Греко-католическая церковь и УПЦ уже сказали свое недвусмысленное слово по поводу РУН-веры, этого произведения комсомольского вожака Льва Силенко: дело дьявола.

 

Разве не христианство принесло Украине-Руси настоящую, а не выдуманную теоретиками РУН-веры гуманность, законность, книжность, архитектуру, музыку, новую культуру земледелия, наконец - новую мораль? Не было здесь, в частности, и письменности, этого хлеба культуры, до принятия христианства; серьезные ученые в Украине и диаспоре резко отрицают подлинность таких «достопримечательностей», как Велесова книга * (недавно с экрана телевизора один из уважаемых украинских ученых из американского континента употребил по поводу этой фальшивки крутого слова «шарлатанство»).

 

Активная борьба против христианства и стремление возродить «родную веру» сегодня приобретает выразительный антисемитского привкуса. Ведь начало собственно христианской церкви - Святая Троица-Пяти-десятниця - ознаменовался тем, что апостолы Христа, празднуя Пятидесятницу иудейскую, вдруг заговорили на разных языках (глоссолалия), и это чудо означало, что Святой Дух, явил себя в них тот день, велит им идти и возвещать всем народам того Бога, который до сих пор был известен только Израиля, а теперь раскрывает свои объятия всем людям мира, представителям всех рас и всех цветов кожи.

 

Так может оскорблять национальное чувство украинского обстоятельство, что Писание было создано руками еврейских книжников, его «человеческих» авторов? Так мыслить - значит видеть только «еврейскую руку», но быть глухим к Божьему Голоса.

 

'Т. н. Велесова книга в природе не существует, ее вроде когда-то кто-то видел и переписал. Это - текст, отчаянно написан церковнославянском кириллицей (конечно - типично "дохристианские" письмо!) И содержит чьи-то свободные фантазии на темы языческой древности славян.

 

Однако даже некоторые воцерковленных людей сегодня вроде стыда ется еврейской генезиса христианства. Но не существует христианину оснований стыдиться того, что Спаситель, Богородица и святые Апостолы в массе своей были евреями по крови. Слова Христовы по этому поводу недвусмысленные: «Спасение от Иудеев» (Ин. 4:22), «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешным, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со атолла святыми »(Мк. 8:38). Нет оснований замалчивать и то, что новозаветная Церковь исполнением и продолжением Церкви Ветхозаветной, учреждения которой продолжают быть священными для всякого христианина.

 

Христианская община возникает исторически в руинах язычества, но при этом совсем не чужд того живого и здорового, что родила или другая языческая культура. Господь бесконечном милосердии своим дал даже тем, кто находился в языческой тьме, силу совести и подобие откровения.

 

Будто в предвкушении будущего объединения людей, римская империя прокладывала прочные каменные пути от столицы до отдаленных провинций; римляне гордо говорили, что все дороги ведут в Рим. Произошло однако так и теми проторенной дорогами пошли не только легионы солдат, хитронавчених риторов или провинциалов, несли подати Риму. По этим путям пошли 70 учеников Христа, плохо владели, как правило, латыни и греческом - языками империи. Но их простое и сердечное слово повергло мощную греко-римскую цивилизацию, и произошло настоящее единение людей - не в Кесари, а во Христе. Недаром ведь апостол Павел называет язычество «маслиной дикоростущою» от языческого культурного опыта пришли в церковную жизнь философия Платона и Аристотеля, традиции храмовой архитектуры и иконописи, внешняя структура отдельных ритуалов, риторический опыт и многое другое. Недаром св. Василий Великий, отвергая декрет императора Юлиана Отступника, который хотел запретить христианам изучать языческую культуру, написал книгу о том, что юношам полезно изучать книги предков-язычников; нужно только отделять мед от яда.

 

Но безоговорочное восхищение абсолютно всем, что создано было языческими предками, приводит к занапащення основ христианского сознания. Скажем, культ хлеба у нас введен благодаря иранскому воздействия: в зороастрийской Авесте сказано: сеет хлеб, тот сеет праведность. Иранцы, что только перешли от кочевьях к земледелию, видели присутствие божества в первую очередь в элементарной сытости. Заимствованный от иранцев культ сытости, материального благополучия, когда влияние даже на то, что оставлены было старинное Праукраины-ское слово для обозначения божества - чудо (ср. инд. Деви) и взят в обиход иранское Бхага, которое этимологически связано со словами богатство , богатырь ". Этот наивный материализм живет среди украинского

 

'Ср. в Авесте: в доме, где живет Агура-Мазда [верховный бог зороастрийцев, С.А.] "жир течет по бороде", здесь "много жуют" и т.п..

 

народа и до сих пор. Нельзя не вспомнить в этой связи, как одна почтенная черновицкая педагог, родственница известного певца, недавно рассказывала с экрана телевизора следующее: когда Христос висел на кресте, то Матерь Божия пришла и принесла ему есть ... Но известно, не земным хлебом единым жив человек, важнее для нее хлеб с неба (Ин. 6:50).

 

Не всегда известны и не всегда разъясняются некоторые традиционные символы нашей культуры. Мы порой закрываем глаза на то, что в церковь несут святить вербу не столько как аналог пальмовых ветвей, которыми приветствовали Христа Иерусалима дети, а как языческий символ силы земли и воды, которым следует стегать детей, чтобы здоровые росли (зачем ведь еще святили ?) что святим мак в день памяти мучеников Маккавейских (народ о них не знает, и слышит только знакомое слово мак), что Спасово праздник становится для некоторых исключительно каким-то сигналом к спожиття спелых яблок. Кое-где 12 блюд на рождественском столе настолько занимают человеческое воображение, что не остается места для осознания: так народ издавна символизировал незримое присутствие на трапезе нашей 12-ти апостолов: самое не то, что забывают об апостолах, а то, что на столе не будет, скажем, фасоли или вареников ...

 

Конечно, было бы неверно и несправедливо призвать уничтожать все эти милые, теплые и наивные обычаи, искоренять народную память. Но память народа не исчерпывается варениками: современное украинство в первую очередь является наследником христианской духовной традиции.

 

Христианства, конечно, не бывает без национальной окраски, национальной адаптации. Однако христианство, во-первых, не принадлежит одному народу: Нет христианства украинского, русского или эфиопского - есть только христианство Вселенское, пусть и временно и болезненно разделено. Могут быть те или иные - время изысканно прекрасные, порой наивные - формы национального понимания Христа, национальные традиции в праздновании или в христианском быту, в храмовой архитектуре, утвари или иконописи, но повсюду в ортодоксальных церквях царит - и в догматике, и во внешних формах - более или менее четко выраженный канон, установленный соборной мнением церкви и подвижничеством св. Отцов ее.

 

Национальный момент в христианстве становится второстепенным: ведь здесь перед нами - новое человечество, где нет уже, как подтвердил Апостол «ни эллина, ни иудея» (1 Кор. 12:13). НЕ кровь определяет принадлежность к этому сообществу, а духовная свобода личности. «По кровью», а не по духу, выбирают своих верных только язычники. Так, индусы считают, что индуистом можно только родиться, а не стать. Христианство не базируется на идее сообщества «по крови». И странно, например, когда в церквях Московского патриархата сегодня распространяется молитва «О избавления от иноплеменных». Именно так сегодня здесь приводится текст традиционной молитвы «О избавление от нашествия иноплеменных». А поскольку в России «иноплеменных» ровно треть населения, можно только представлять, к чему такая «модернизация» может привести. Точно отмечает один из глубоко мыслящих русских публицистов нашего времени, критикуя Московское Православие: «превращаясь в религию народа, этноса, в элемент национального комплекса, христианство становится ничем иным, как язычеством. Ведь язычество - Это не какое-то богословское заблуждение (скажем, политеизма), но именно этническая вера (в Новом Завете язычники - фбьеинз - народы) как противоположность вере вселенской »[1].

 

Не сугубо «еврейской», а именно вселенской делом была и Ветхозаветная Церковь. Священное Писание утверждает, что верные Господу должны представлять собой «народ святой» (Исх. 19:5). И реформы Моисея по созданию с «жестоковыйно», вызывающего израильтянина, еще и развращенного египетским рабством, фигуры, которая была бы достойна Господня служения, были кардинальными и время и строгими. Тот израильтянин тоже представлял собой время настоящего язычника-идолошанувальника, время - малодушного и упрямого в своем малодушные труса, который за «котлы с мясом» в неволе египетской готов был повернуть назад с пути, на который его призвал Господь. Выбранный народ далеко не всегда оказывался достойным своего избрания. Он постоянно впадал в идолослужение и творил нечестие, глубоко оскорбляя Господа, полюбил его. Вспомним: только-но Моисей на небольшое время оставил людей, чтобы пообщаться с Богом наедине, как израильтяне тут же отливают из золота изображение тельца - то есть бога-быка Аписа, которому поклонялись люди Египта, - и начинают чествовать его нечестивыми танцами. Поэтому и наказание Моисею были для них тяжелыми.

 

Только в конце концов израильско-иудейское общество создало свою жизнь и свою национальную культуру как сплошное служение Богу. Одежда, еда, поступки и даже помыслы подверглись регуляции. Это и составляло суть идеи Закона. Тот, кто жил не по закону, был нечестивец, и Закон вроде отказывался его охранять. Так, заповедь велит: Не убивай. Но для беззаконника, что нарушал день субботний, чужоложив или занимался волшебством, наказание было одно - смерть, потому что он сам отказывался от охраны Закона. Сюда входили не только потомки Авраама, но и все, кто принимал Закон: Хананеянки Раав, Руфь или аравитянин Иов, признавших Бога богов. Ветхозаветный израильтянин, в котором «не было лукавства», жил ожиданием Мессии, что Пророку, спасет и Израиль, и все человечество: «на него же языке уповать имут». Именно «приземленное» понимание Мессии как «земного царя», что преподнесет евреев над всеми народами, свойственно мятежникам-зелотами времена Христа, и привело к разгрому еврейства Римом и двухтысячелетней диаспоры - раздраженный император Адриан выселяет евреев из родной земли и велит именовать ее Палестиной - землей филистимлян, чтобы и память о еврействе исчезла. Так, строительство одного только Града Земного, акцентирование своей национальной исключительности погубили еврейский государственность.

 

Быть ветхозаветным евреем - значило быть избранным народом Господа в духе, а не этнос с собственным геополитическим интересам. Итак, ложь, что древнее еврейство напыщенно преподносилось над другими народами - такое искушение пришла позже.

 

Итак, во-первых, быть христианином не означает быть в плену какого-то «иудейского облукання»: это наследование всего лучшего, «иудейского» и «не-иудейского» (в том числе и украинского), что создало человечество в своем порыве знать Господа. Во-вторых, быть христианином означает, что любовь к своему народу, здоровый национализм не должно перерастать в нацизм, который является беспомощным и завистливым копированием идеи «избранного народа», подменяя духовное единство этническим шовинизмом. Выживание следов языческой психологии является настоящим очисткой христианства.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии