Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Тема взаимоотношений украинского и евреев почти не разрабатывалась советской историографией. Мало кто знал даже о том, что в 20-30-х годов в некоторых вузах Украины были еврейские отделения, а в составе АН УССР действовал Кабинет

по изучению еврейской советской литературы, языка и фольклора. Существовала также еврейская историко-археографической комиссии, которая занималась изданием научных трудов. В годы культа личности все это было ликвидировано, и вплоть до начала перестройки исследовать историю евреев в СССР, и в частности в Украине, было практически невозможно.

 

Зато Украино-еврейские взаимоотношения никогда не проходили мимо внимания власти. Причины этого не так просты и однозначны. Призрак «союза украинских националистов и сионистов» не оставлял в покое большевистскую партию. Обе нации во времена УНР и Директории осуществили реальные шаги в деле понимания. Ведущие лидеры УНР осознавали, что развитие украинского государства во многом зависит от двух главных факторов - украинского села и еврейского города. Однако этому благородному делу помешала принесенная на штыках в Украине советская власть. Хаос 1917-1921 гг разрушил все межнациональные достижения. Украина вступила в новую эпоху - эпоху УССР. А это означало - новые национальные отношения. Несмотря на все экономические, политические и социальные трудности в обществе, новая власть пристально следила за сожительство евреев и украинском. Политическая конъюнктура требовала не допускать даже потенциального сближения националистов и сионистов для борьбы против большевизации Украины. Осознание общности судеб евреев и украинского и необходимости бороться за лучшую долю должно катастрофические последствия для правящей партии. Поэтому был предпринят ряд масштабных мероприятий в преодолении возрастного стремление населения Украины к самоопределению и независимости, к ним отнесем политику военного коммунизма и голодоморы, насильственная коллективизация и советизации культурной жизни людей и все то, что превращает самобытные нации в однородную серую массу. Подтверждение этому находим в тогдашних документах, из которых только недавно сняли гриф секретности.

 

О вековую историю евреев в Украине есть немало публикаций на страницах газет, монографий, учебников, воспоминаний, сборников документов. Однако «белым пятном» в истории на сегодняшний день все еще остаются взаимоотношения украинского и еврейского народов в первое десятилетие установления советской власти и роль партии в регулировании этого вопроса. Отметим, что не так давно исследователи частично коснулись данной проблеми1. В указанных изданиях опубликованы документы еврейских партий и организаций, коммунистических, советских и комсомольских учреждений, Коммунистического Интернационала, ВЧК-ДИИУ-ОДИИУ. Составители включили в сборники наиболее важные и типовые документы и материалы. Их оригинальность заключается прежде всего в том, что они отражают широкую палитру общественно-политических взглядов на положение евреев в советском государстве указанного периода. Кроме того, часть документов отражает различные аспекты национальной политики большевистского режима. Отдельные документы касаются Винницкой. Однако еще нужно приложить немало труда к раскрытию истинной ситуации в межнациональных отношениях в советской Украине, Подолье частности.

 

Цель данной статьи - проанализировать архивные источники по взаимоотношениям украинской и еврейского народов на Подолье в 20-х гг., Выявить их характерные тенденции формирования и особенности отражения тех процессов, которые происходили в тогдашнем украинском обществе.

 

Обрабатывая рассекреченные партийные документы 20-х гг (фонды Винницкого, Гайсинского, Могилев-Подольского и Тульчинского окружных комитетов КП (б) У), автор обнаружил ценнейшие материалы, раскрывающие истинную ситуацию межнациональных взаимоотношений на Подолье. Видное место среди материалов ДАВО занимает фонд П - 1 - Подольский губернский комитет КП (б) У. Он объединяет документы Евсекции, Секретариата губкома КП (б) У, ГПУ материалы губернских конференций КП (б) У, важность которых в исследовании данной темы не подлежит сомнению. Не менее информативными являются фонды Подольского губисполкома (Р - 925), Винницкого окружного исполнительного комитета (Р - 595), Винницкой окружной инспектуры народного образования (Р - 256) и другие. Анализ материалов позволил условно разделить их на несколько групп.

 

К первой следует отнести так называемые политические доклады окружных комитетов, направлялись Подольском губернском комитету КП (б) У и содержали сведения о политической и экономическое положение в округах. В этих докладах отчетливо прослеживаются политические настроения населения, недовольство политикой большевистской партии, тяжелое экономическое положение в сельском хозяйстве и кустарном производстве. Кроме того, в этих документах обязательно фиксировались случаи антисемитских настроений среди украинского населения, а в особом разделе - «антисоветские группировки» - часто содержались данные о сионистское движение на Подолье.

 

К этой же группе следует отнести и другие документы из фондов окружкомов: обзоры и информационные отчеты партийных и советских властных структур о состоянии региону3. Именно в этих документах, по нашему мнению, описано действительное положение межэтнических отношений: антисемитизм на экономической почве, который дополнялся тяжелым наследием, приобретенным во времена гражданской войны, недовольство крестьян тем, что у них забирают землю для вновь еврейских колхозов, случаи антагонизма городка и села . Конечно, в подавляющем большинстве случаев атмосфера общежития была здоровой и об этом также обязательно информировали органы.

 

Важные сведения найдут исследователи во второй группе архивных материалов, в которой автор отнес доклады, письма секретарей райкомов и окружкомов в губернского комитета КП (б) У, которые имели конфиденциальный характер, и, как правило, писались по соответствующей формою4. Весомость содержания этих писем состоит в том, что, в отличие от официальных отчетов, которые несколько украшались, здесь подавалась более правдивая и объективная информация о состоянии экономики, политическую жизнь, настроения различных слоев населения и т.п.. К этой группе следует отнеси также докладные записки и отчеты уполномоченных окружных комитетов о проделанной работе на мисцях5.

 

Особо следует выделить третью группу архивных источников: еженедельные, годовые обзоры, отчеты, сводки органов ГПУ о политическом и экономическом положении округов. Эти документы направлялись, как правило, до трех инстанций: в губернский отдел ГПУ, секретарю окружного партийного комитета и председателю окружного исполнительного комитета. Конечно, все эти материалы шли под грифом «совершенно секретно». Составлялись они по четко разработанной схеме: сначала шли обобщающие данные о политических настроениях крестьян, кустарей, рабочих, интеллигенции, работников партийного и государственного аппарата, затем характеризовался политическое и экономическое положение сельского хозяйства и промышленности, анализировалось национальное жизни за указанный период. В конце каждого отчета подавались приложения с конкретным фактическим материалом, который еще ждет своих дослидникив6.

 

Для изучения рассматриваемой, значение этих документов трудно переоценить. Они содержат полные данные о состоянии Украина-еврейских взаимоотношений на Подолье, их развитие и последствия для обеих сторон, подаются статистические данные о количестве и процент городского и сельского еврейского и украинского населения. Только в этих документах можно найти и проследить реакцию граждан на методы внедрения национальной политики: от выражения недовольства к прямым выступлений против нее.

 

Важным звеном в исследовании этой проблемы является рассмотрение документов различных сионистских организаций, которые также представлены в хранилищах ДАВО, однако все же в них имеются не все направления и течения, которые были достаточно багато7.

 

Заинтересует исследователей и группа документов, которые показывают взаимоотношения официальной пропаганды и религии. Таковы документы агитационно-пропагандистских отделов окружкомов, в частности их переписку по вопросам антирелигиозной пропаганды с высшими партийными инстанциями8. В них выражается обеспокоенность в связи с тем, что на почве тяжелого экономического положения наблюдается резкое оживление деятельности религиозных общин, сектантских движений, запрещенных религиозных школ. Православная церковь активно поддерживала религиозные настроения, заявляя, что виной всех бед украинского является советская власть, состоящая только из евреив9. Под видом заботы о еврейском рабочий класс большевики национализовувалы синагоги и превращали их в дома-читальни и клубы, запрещали хедеры. Конечно, истинные намерения власти нужно искать глубже: это был лишь один из многих способов преодоления закрытости еврейской общины и превращение верующих граждан в составную часть советского народа. При исследовании документов, касающихся религии, необходимо учитывать то обстоятельство, что в середине 20-х гг жители Подолья в подавляющем большинстве были верующими. В этих условиях нормальные отношения советской атеистической власти и граждан объективно были проблематичными. А тяжелое материальное положение, безработица, экономическая и политическая нестабильность в государстве - все это делало соотношение во взаимоотношениях народа и государства, народа и религии в пользу последней. Вот почему правящая партия не нашла тогда лучшего выхода, чем ввести карательные меры как против верующих, так и против религиозных учреждений, которые впоследствии переросли в массовые репрессии.

 

Выделим чрезвычайно информативный и незаменим в исследуемой теме материал - документы евсекций. Они отражают реальное положение дел в сфере агитационно-пропагандистской работы, настроениях еврейского населения, шагах, сделанных партией. Эти документы отражают жизнь еврейского национального меньшинства в цилому10.

 

Значительный массив информации находится в статистических источниках. Эти материалы создавались с четко определенной целью, в свою очередь, в значительной степени определило их содержание, качество, доступность. Статистические данные по количеству, национального состава и естественного движения населения Подолья по 1919-1920 гг подлежат очень критическому рассмотрению, поскольку в это время «загсовских аппарата почти не существовало» 11. В последующие годы этот вопрос был решен и учет населения проводился регулярно, а его результаты оглашались. Сегодня большой пласт статистических материалов находится в архивных фондах. В свое время это были документы для внутреннего пользования, не подлежащих оглашению, или полностью засекречены дани12.

 

Отдельной группой следует выделить документы, посвященные процессу аграгаризации еврейского населения. Привлечение иудеев к земледелию рассматривался советской властью и как эффективный способ преодоления безработицы среди жителей городов, и как важный политический шаг. Красноречиво об этом свидетельствуют итоги, сделаны комиссией по обследованию политэкономического состояния еврейских местечек: «Комиссия считает необходимым признать важное политическое значение существования на Подолье прочной сетки еврейских колхозов и принять меры по предоставлению их существованию большей устойчивости» 13. Однако, как утверждают документы, основания новых колхозов в густонаселенном Подолье себя не оправдывало. Как типичный пример рассмотрим Каменецкий округ, в котором на 1 декабря 1924 проживало 551773 чел., Из них украинского - 473612, евреев - 42696 чел. В округе насчитывалось 14 еврейских сельскохозяйственных коллективов с общим количеством 853 чел., Что обрабатывали 760,51 дес. земли14. На фоне социального и экономического упадка городов это была лишь незначительная часть тех, кто хотел найти альтернативу. Переход к земледелию обещал восстановление прав и материальную поддержку государства. Однако активное сопротивление украинских крестьян, которые испокон веков обрабатывали эти земли, нехватка земельных ресурсов заставляли власти искать другие пути выхода из сложившейся ситуации. Вполне сознательно разрушая традиционный уклад жизни подолян, партия организовала массовое переселение местечкового еврейства для дальнейшей аграгаризации на Юг Украины - «ибервандерунг». Все эти явления и процессы нашли свое широкое отражение в документах губстатбюро, Евбюро, советской преси15.

 

Самостоятельным тематическим разделом архивных материалов есть документы, касающиеся призыва юношей в ряды Красной армии. Это был важен не только военный, но и политическое мероприятие. Чрезвычайно тщательно рассматривало партийное руководство отношение и мотивы службы населения в армии, улучшение межнациональных отношений среди военных и т.д.. Также срочная служба была инструментом ускоренной интеграции национальных групп населения в состав «советского народа» 16.

 

Широко представлена в архивах документация, которая должна была способствовать распространению идей большевизма среди молодежи: кустарей, женщин, детей школьного возраста. Идеи были общими для всех наций, разницу вносила бы политика коренизации, которая требовала вести пропаганду на языке той или иной нации17.

 

Яркую иллюстрацию всех межнациональных отношений дают письма граждан Подолье, адресованные в советские законодательные и исполнительные органы, в редакции. Субъективное отношение их авторов к современным событиям расставляет все точки над «и» в вопросах правильности и целесообразности насаждаемой национальной политики18.

 

Большой массив неопубликованной документальной информации, имеющей отношение к межнациональным отношениям евреев и украинского, содержащие архивные фонды Центрального архива высших органов власти и управления Украины, Центрального государственного архива общественных объединений Украины. Например, в ЦДАВОВ Украины являются фонды специальных инструкций по работе среди национальных меньшинств, в частности, Центральной комиссии национальных меньшинств при ВУЦИК (ф. 423), Временного секретариата в Еврейских делам (ф. 3304), украинского главка еврейской коммунистического союза молодежи (ф. 3787), Центрального комитета еврейской коммунистической партии Украины (ф. 4661) и др..

 

Особое внимание следует обратить на то, что в центральных архивах хранится подробная информация о секретных методы работы партийных органов на местах, результаты расследований преступных по отношению к населению действий, меры по устранению «ненормальностей» 19.

 

Анализ документов, проведенный нами, классификация их убедительно свидетельствуют о том, что в 1920-х гг национальная политика власти на Украине стала инструментом советизации населения. Реализация практических мероприятий (НЭП, политика коренизации, привлечения евреев к земледелию, деятельность Евсекций и др..) Наряду с изменениями в социально-экономической жизни, углубили уже существующие противоречия между двумя народами и породили новые. Общая, каркасная схема мнимой «истории украинского еврейства» рассматривается нами как ветвь собственно украинской историографии, имеет стержень историю Украины и украинского народа, хронологически, мировоззренчески, культурно она связана с собственно украинской историей, понятия и явления, носящие специфически еврейский характер , приспосабливаются, согласуются с украинским контекстом, вводятся в него на правах своеобразной «периферии».

 

Таким образом, чтобы в полной мере исследовать межнациональные отношения, нужно сравнивать и сопоставлять документы касающиеся сугубо истории украинского или евреев, показаниям особенностей их национального общежития.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии