Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Проблема «Б. Хмельницкий и украинская государственная идея », на наш взгляд распадается на три части: отношение гетмана к вопросу отдельности украинского, к становлению украинской государственности и к соборности украинских земель. Рассмотрим его видение на основе тех подходов, которые сохранились в гетманских универсалах.

 

 

В противоположность взглядам «Ягеллонского легитимизма» казачество генерировала идею автономного государственного образования на базе полково устройства с сохранением отдельной сословной юрисдикции под главенством гетмана. Богдан Хмельницкий был горячим сторонником этой точки зрения и в августе 1649 очертил территорию покозачення так: «это в таких городах от Днепра начав с той стороны у Дымера и Острополя, в Константину (верно - Коростышеве - В.К.), Паволочи, Городище , Прилуках, Виннице, Брацлаве, оттуда от Брацлава в Ямполь к Днестру, также понятно от Днестра до Днепра ... С другой стороны Днепра в Острополе (верно - Остре - В.К.), Черняхове, Нежине, Ромнах до Московского границы и Днепра »[11, с. 58]. Раз легитимация превосходства гетмана и создала в будущем возможность корректировки автономного состояния казацкой территории, которая была вичленена в результате революции.

 

Важно отметить, что уже в первых казацких соглашениях с властью, подписанных Б. Хмельницким, является срок Украины [11, 45, 47], который распространяется на значительно большие территории, чем те, которые подлежали казацкой юрисдикции. Преемственность государственности в Б.Хмельницкого перекликается с мыслями «Кройники» Феодосия Сафоновича (кстати, утвержденного на игуменство Киевского Михайловского Златоверхого монастыря гетманом 2 (12) июнь 1655 [11, с. 168]): Киевское княжество - Галицко-Волынское королевство - Запорожская Сечь. Гетман утверждал: «Как с древних времен, так и теперь вся старинная Русь следовала греческого закона» [11, с. 51 - 52], то есть православная вера вичленена им как стержень тогдашней украинской государственности.

 

Предложенная А. Оглоблин концепция двоевластие гетмана и митрополита позволяет увидеть дуальность процесса соборности - как церковной, так и светской - с двумя центрами влияния - Киевом и Чигирином. Чигирин считался гетманской резиденцией [11, с. 61], а город Киев рассматривался как «место наше столечное» залог и оплот христианской веры, находится под защитой казачества [11, с. 128]. Столицей назвал Киев Б.Хмельницкий и позже [11, с. 134] - он видел в нем стольный или пристольне, главное место бывшего государства.

 

Дуальность воздействий церковных и светских привела к признанию главным врагом внутреннего единства унию и униатов. Начиная от Б.Хмельницкого и заканчивая Орлика, казацкие гетманы требовали, «чтобы неволя, хуже турецкой, которую получил наш русский народ, придерживается старинной греческой веры, от унии была отменена» [11, с. 51].

 

Тогдашнее духовенство вело полувековую изнурительную борьбу за выживание, теряя влияние, доходы, монастыри, епархии, и теперь могла только мечтать о состоянии, предшествовавший Брестском собора 1696 Представители православия из захваченных униатами регионов постоянно просили защиты и помощи, которых митрополит предоставить не мог. Итак, гетман должен был взять на себя и функции защитника православия. Он считал, что митрополит «пастырь наш» [11, с. 88], а зования «ускаржал мы ся» [11, 88] гетману как светском правителю. Гетман же просил у него благословения перед выходом в поход [6, 144]. По гетманства Хмельницкого в 1655 произошла смена митрополита киевского, им стал епископ луцкий и Острожский Дионисий Балабан (? - 1663).

 

В религиозно-церковном вопросе гетман занимал достаточно последовательную позицию. Относительно римской веры то гарантировалось существование специально уфундованих костелов, но не на захваченных духовных имениях православных. «О обрядов римской веры, с которой они присоединились к нам, то мы все - Войско Запорожское и наши потомки - не препятствовать им и не заставлять одного из них силой в православной греческой веры» [11, с. 234].

 

Б. Хмельницкий был непримиреним врагом унии, «как причины большого бедствия» [11, с. 234], требуя «искоренение секты и унии» [11, с. 234] Он считал, что все церкви и церковные имения, фонды, русские предоставления, несправедливо отобранные и отсуженные униатами, должны быть отобраны от униатского духовенства и переданы духовенству греческой религии [11, с. 55]. Ему представлялось важным, чтобы даже названия унии "не было, а только римский и греческий законы, так как соединилась Русь с Польшей» [11, с. 52]. В этом вопросе гетман стоял на позициях киевского духовенства, солидаризируясь с его борьбой за единство православной церкви. И таким образом он втягивал его в совместные с казачеством действия и сам втягивался в борьбу Киевской митрополии с ее противниками.

 

Подняв сословное восстание, Богдан Хмельницкий сумел на начальном этапе консолидировать и другие слои украинского населения под лозунгами борьбы против поляков, униатов и католиков. Однако стоит обратить внимание на тот факт, что еще в 1649 он считал своей родиной Речь Посполитую и вхождение в ее состав Украины сомнению не подвергал. Подтверждением этого является один из пунктов требований Войска Запорожского под Зборовом в августе 1649 г., в котором указывалось: «если униаты, духовенство римского обряда, студенты или чиновники, трибуналисты как в Короне, так и в Великом княжестве Литовском их (захваченные у православных церкви - В.К.) будут отстаивать, тогда их считать нарушителей общего спокойствия и врагов отечества »[11, с. 55].

 

Украинская шляхта была частично плененных и окатоличена, частично перешла в унию. Ту часть, которая оставалась верной своей речи, православной религии, гетману необходимо было перетянуть на свою сторону. Одним из первых шагов в этом направлении было искупление Б. Хмельницким из татарского плена пленника Ивана Выговского, который попал туда после разгрома польских отрядов под Корсунем. Последний был представителем украинской шляхетской семьи, которая в течение предвоенных лет активно отстаивала местные права и вольности против поляков, католиков и униатов на Овруччини и всей Киевщине. Отец Ивана, Евстафий, был соратником воеводы киевского Адама Киселя, и пребывание его сына в татарском плену поставило бы в самом начале восстания казачество в состояние вражды к украинской православной шляхты, было бы стратегической ошибкой. Допустить этого Б. Хмельницкий не мог. Отсюда и последовательно выдерживаемый им принцип: «Все должности земских, гродские и городские по всем воеводствах в королевских свидских и духовных городах, начиная от Киева по Белую Церковь, по татарскую границу на Заднипрвьи, в воеводстве Черниговском должны быть предоставлены и. корр. г. лица не римской, а греческой веры »[11, с. 56]. Такое толкование ведущей и монопольной роли православной шляхты на территории Киевского и Черниговского воеводств позволяло гетману привлечь на свою сторону как можно больше представителей шляхетского сословия. Впрочем, требования занимать правительства земские, пидкоморни и гродские в Киевском и Черниговском воеводствах только шляхтичами греческого вероисповедания фактически распространялись только на городских чиновников, поскольку земские и пидкоморни учреждения не функционировали. Гетман взял на себя королевскую монополию утверждении городских войтов (универсал 8 ноября 1649 об утверждении черниговского войта [11, с. 93 - 94]).

 

Казацкое государство образца 1648 была первым шагом к оформлению ядра будущей соборности Украины. Согласно пунктам соглашения от 24 февраля 1649 казацкая территория определялась следующим образом: «Киевское воеводство по реки Горынь и Припять, а от Подольского и Брацлавского воеводств по Каменец-Подольский» [11, с. 49].

 

Зборовский мир гарантировал православной церкви равные права с католической по всей территории Речи Посполитой, хранящее право идейного влияния на позазборивски украинские территории и становилось основанием для дальнейшего расширения украинской государственности. Территория теперь обусловливалась так: «от Днепра начав с той стороны у Дымера и Острополя, в Константину, Паволочи, Городище, Прилуках, Виннице, Брацлаве, оттуда от Брацлава в Ямполь к Днестру, также понятно от Днестра до Днепра. А с другой стороны Днепра в Острополе, Черняхове, Нежине, Ромнах до Московского границы и Днепра »[11, с. 58].

 

В феврале 1649 в Переяславе в проект соглашения с польскими комиссарами попали требования границы через который ни коронное, ни литовское войско не имели переходить («дальше Каменец не заходило. Наше, в свою очередь, должен остановиться у Случи. Граница пролегает Горинь »[11, с. 47]). В несколько иной формулировке, но при сохранении сущности они попали к третьему пункту соглашения, но пункт второй имел обобщающее уточнения, Войско Запорожское «упорядоченное было во владениях Речи Посполитой ближе к Днепру и путей Киевского воеводства» [11, с. 49].

 

Относительно Великого княжества Литовского Б.Хмельницкий декларировал давней дружбе: Литовское княжество «против нас войны не начинало и всегда было дружелюбным» [11, с. 89 - 90]. 27 февраля 1649 гетман из Переяслава выслал на территорию княжества военных товарищей Максима Нестеренко Бута (бывшего полковника корсунского) и Созоровского (возможно, Саборовский) к князю Радзивилла с полномочиями казнить казаков, оказывающих любые обиды в ВКЛ.

 

Однако борьба за эти земли казачество вело постоянно. Под общим в Беларуси вырублено основания несколько тысяч казаков, а их вождя, Голь, были убиты [6, с. 22], - записал литовский канцлер Альбрехт Станислав Радзивилл. По свидетельствам немецкого журнала «Театр Европы», «Мозырь, который отказался сдаться, было сжато со всех сторон и взят штурмом» [6, с. 24]. В Бобруйске каратели устроили побоище: после штурма города местный полковник 8 старшин были посажены на кол, 40 представителям старшины отсекли головы и насадили на кол, 270 отрубили правую руку [6, с. 24].

 

Хмельницкий назначил полковника Чигирина Станислава-Михаила Кричевского наказным гетманом восемью полками. Его поддерживал Нежинский полк Шумейко, Переяславский полк был направлен на Гомель, а Черниговский - на Полоцк.

 

В январе 1654 Б. Хмельницкий назначил полковником в Белую Русь, то есть «на погранич» [11, с. 179] с ВКЛ, Ивана Нечая, причем под его региментом включались Могилев, Чаусы, Новый Быхов, Гомель «и других мест и местечек и сел» [11, с. 235]. Гетманский универсал 31 марта (10 апреля) 1656 «всю шляхту поветь Любецкого» [11, с. 184], что принадлежала фактически в ВКЛ, включил в казачью юрисдикцию. Здесь возникла Любецкая сотни Черниговского полка, которая просуществовала до конца полково-сотенного устоя в Украине.

 

Хмельницкий понимал своей обязанности защищать территории оказались под казацкой юрисдикцией. В марте 1650 он заявлял, что «от всех пограничных чужих государств земли беречь, чтобы никакой враг не мог вредить Короне Польской» [11, с. 102].

 

Фактически именно гетману удалось сформулировать и начать практическое воплощение в жизнь лозунга соборности бывших земель Киевской Руси, в то время входили в состав Речи Посполитой. Относительно Польши и Великого княжества Литовского он заявлял: «... они бы мир с нами сделали на том, что им, поляком и Литве, к нам, Запорожского Войска и в Белой Руси, по тем границам, как владели Благочестивый великие князи ». [1, с. 117]. Как видим, Богдан определяет границы с севера - Великое княжество Литовское без Белоруссии, на западе - в границах древних княжеств. Несколько точнее западные границы вырисовываются в такой фразе Хмельницкого: «. Выбью из польской неволи народ весь русский. Хватит нам на Украину и Подолье и Волыни, теперь достаточно достатка в земле и княжестве своем по Львов, Холм и Г алычи. А став на Висле, скажу дальнейшим ляхам: Сиди, мовчите, ляхи ». Как восточные, разумеется, фигурировали границы Московского государства.

 

Итак, программа Хмельницкого предусматривала образование государства с украинским-белорусским населением в рамках государственных границ, прежде подвластных великому князю Киевскому, без земель, находившихся под властью царя.

 

Эта программа поддержала церковь, она соответствовала задачам возвращения епархий Холмской, Турово-Пинской, Брестской, находящихся на западных и северных границах создаваемой государства. Эта программа была созвучна также интересам православной шляхты, которая имела в этих землях родственные связи, земли или права на них. Она отвечала интересам украинского-белорусских православных представителей всех слоев населения этих регионов.

 

Версии автономизму, следовательно, оставались в прошлом. Если С.Наливайко выступил с проектом создания отдельной казацкой территории между Днестром и Бугом, то программа Хмельницкого - это уже программа государства, и не только сословная.

 

Белоцерковский мир 1651 нанес временного удара практическому воплощению в жизнь идеи великой державы. Казацкая территория была де-юре свернута к границам Киевского воеводства. Однако казачество Брацлавщины и Черниговщины не согласилось с таким развитием событий. Полковник брацлавский Нечай, видстоючы свои территории, погиб, а полковника черниговского Подобайло, который также возглавил движение сопротивления, гетман вынужден был даже заковать в кандалы в Чигирине [3, с. 70]. Полк же Дзиковским вообще перешел на Слобожанщине [8]. Требование прав и вольностей казачества впоследствии превратилась в требование автономии казацкого региона.

 

В современной историографии существует попытка определить этапы деятельности Б.Хмельницкого, направленной на выработку и воплощение в жизнь идеи соборности Украинского государства. Она имеет следующий вид:

 

«1-й этап (январь - ноябрь 1648 г.) охватывает развитие общественно-политических взглядов гетмана от требования автономии казацкого региона к появлению замыслов добиться национально-политического самоопределения (на основе автономии) украинского народа;

 

2 - й этап (декабрь 1648 - август 1649) отмечается завершением процесса формирования идеи соборности независимой Украины и неудачей первой попытки ее реализации;

 

3 - й этап (август 1649 - апрель 1655) приходится на время борьбы казацкой Украины за сохранение своего существования, в результате чего Б. Хмельницкий вынужден был лишь эпизодически прибегать к политике реализации и программы воссоединения украинских земель;

 

4 - й этап (май 1655 - июль 1657) характеризуется активными действиями правительства, направленными на реализацию идеи соборности, ставшая ведущей в политическом курсе большого гетман »[10, с. 25].

 

По этой периодизации сделаем несколько замечаний. Во-первых, в 1649 идея соборности этнически украинских земель еще не отделилась как самостоятельная из идеи соборности русских земель, подвластных киевским князьям (т.е. украинский-белорусской соборности). В связи с этим огромное значение для становления идеи украинской соборности мало «корректировки» гетманской политики со стороны русского царя в отношении белорусских земель. Имеются в виду боевые действия казачьих полков против российских войск в Белоруссии, в результате которых идея украинского-белорусского соборности теряет одну из ее составляющих - земли и населения Белоруссии.

 

Вызывает сомнение и тезис о том, что идея соборности стала ведущей в деятельности гетмана в 1655 - 1657 годов в 1654 русский царь признал власть гетмана и от него как военачальником украинских территорий была принята присяга. В этом году Богдан Хмельницкий уже назвал царя титулом «всея Великаия и Малия Росии» [11, с. 156, 157]. Наступление 1655 гетман называет как польский нападение уже «на Украине» [11, с. 173].

 

В связи с этим рассмотрим политику гетмана по Западной Украине как казацкого региона. Первый западно поход гетмана не дал желанных последствий. По нашему мнению, это объясняется тем, что Войско

 

Запорожское не получило в этом походе общенародной (шляхты, крестьянства, мещанства, духовенства, купечества) поддержки местного населения.

 

Существует мнение, что «. Вместо того, чтобы укрепиться на западных границах этнически украинских земель (как это советовали Кривонос и Гловацкий) и завершить здесь создание местных органов власти и казацких полкой, опираясь на которые можно было бы успешно противостоять наступлению супртивника, он (Хмельницкий ) добровольно, без борьбы, отдал ему весь этот регион »[9, 72]. Вряд ли такой справедливый. Западноукраинский регион был этнически украинском, но не казацким и сословно не поддержал гетмана.

 

В октябре 1655 гетман заявил под стенами Львова: «мы не хотели кровопролития невинной христианской крови и не давали к этому никакого повода. коронные войска наступали на нас и теперь сюда завели за собой »[11, с. 173]. Коренные полки уже отдали значительную часть своего кадрового потенциала на формирование как левобережных (Нежинского, Черниговского, что наблюдается достаточно отчетливо генеалогически), так и подольских, волынских, польских, белорусских полков. А из местного населения, как свидетельствуют факты, создать более-менее постоянные полки не удалось. Казацкие части не чувствовали себя так, как на Подолье или Волыни, тем более так, как в исконно казачьих районах. Этим, видимо, в сочетании со всеми другими факторами, которые приводятся в существующей историографии и не противоречат сказанному, объясняется уход Богдана Хмельницкого. Теоретическая программа государства споткнулась на практическом вопросе объединения в соборном государстве этнической общности, которая имела свои региональные особенности и отличия.

 

Во время похода экспедиционного корпуса Антона Ждановича, вместе с Ракочи, казакам было запрещено гетманом принимать в подданство даже «русские» города, ключи от их ворот передавались представителям союзников Ракочи.

 

В результате государственно деятельности Богдана Хмельницкого и его соратников образовалась Украинская государство, в «территориальном отношении охватывала половину этнических украинских земель, причем более 4/5 из них входили перед этим к Речи Посполитой» [2, с. 31].

 

Сплав казацко-сословных и ризнокорпоративних интересов, которые отстаивал гетман и его соратники, позволили возникнуть такому оригинальному территориально-административном образованию как украинское казацкое государство. А поиски ее легитимизации под лозунгом «я буду держаться того господина, который меня ласково по Божьей милости держит в своей опеке» привело к ее многолетнего фактического существования без мирового юридического признания. Т.Чухлиб объясняет такую позицию тем, что Хмельницкий придерживался концепции поливасалитетнои подчиненности и допускал замену одного протектора другим [13, с. 64 - 65].

 

Между прочим, в титуловании польского короля отображался и титул великого князя русского, волынского, киевского, черниговского [11, с. 3248], который делегировал управление этими пидтитульнимы территориями воеводам русском, Волынском, брацлавскому, киевском, черниговском. Польский король не избавился титулования «magnus dux» и позже в «русский, киевский, волынский черниговский», еще и добавил «Подольский» [7, с. 497]. Поэтому о признании некоего украинского государственного образования при Хмельницкому со стороны польской власти говорить не стоит.

 

Взаимоотношения гетмана и подвластной Войску Запорожскому территории и институтов на ней ретроспективно прослеживаются в универсале Богдана Хмельницкого шляхте Пинского уезда. Причем, обеспечения позиций универсала Богдан Хмельницкий гарантировал «Войском Запорожским нас и наших потомков» [11, с. 235].

 

Гетман принял королевские функции. В его пользу изымались королевщин. Вассальные права, только кого было издавна предоставленные королями залишалисяйи гарантировались на будущее гетманом. Гетманские универсалы заменили королевские привилегии. Гетман стал регулятором не только казацкой республики, но и корпоративного общества («города не могу дать, ни другой никакой данные, я не государства богатой. Только если воины, если понадобятся султану, быть мне готовым на его службе» [12, с . 101]). Фактическую концентрацию власти в руках гетмана свидетельствует и его обращение к русскому царю, которое было осуществлено им от имени трех субъектов: 1) самого гетмана, 2) Войска Запорожского 3) и всего мира «Христианские российского» [11, с. 67]. К третьему субъекту, от имени которого Хмельницкий говорил, принадлежала шляхта («как духовным и, Мирский людем») [4, с. 68].

 

Всем шляхтичам, которые выполняли присягу, гарантировалось пользования доходами с наследственных имений Пинского, Мозырского и Туровского уездов, «а также в других местах» [11, с. 235]. «Вечные же предоставление должны служить каждому по смерти». После смерти посессора они возвращались в распоряжение гетмана.

 

Относительно «привилегий, вольностей и судов, предоставленных каждому состоянию, обеспечим их иначе, так, как было при польских королей» [11, с. 235]. Итак, сохранялось суды и судопроизводство по Литовским уставом, и гетман брал на себя ответственность гаранта этих прав.

 

Гетман пытался сохранить преемственность от королевской власти, указывая, что чины, должности и «достоинства, как земские, так военные, предоставленные ныне г. господам обывателям Пинского уезда польским королем, каждый хранить до конца жизни» [11, с. 235]. В случае же смерти кого-либо из чиновников, «согласно обычаю, на место умершего новый чиновник избираться том, что по старинке на чиновников привыкли только выбирать» [11, с. 235].

 

Власть же на соответствующей территории, т.е. полка, принадлежала местному полковнику, подчиненному гетмана. «А относительно других, которые подлежали нашему решению и воле, будем распоряжаться старшинству, принимая во внимание уважение и почет к заслуженным согласно рекомендации нашего пинского старшины» [11, с. 235], также «по военных чинов всех, которые есть сейчас и будут позже, то уверяем вас, что мы оставляем полномочия и свободу в предоставлении [званий] ротмистров и поручиков полковнику, что будет в то время» [11, с. 235].

 

Руководящий состав Пинского полка «без нашего распоряжения не должны никому объявлять, ни заключать новой дружбы с кем-нибудь, нас об этом отдельно оставив» [11, с. 235].

 

Следовательно, такие взгляды гетмана по становлению украинского идеи нам удалось обнаружить в источниках, под которыми стоит автограф Богдана Хмельницкого. Отметим еще раз - он эти идеи не только декларировал, но вместе со своими соратниками воплотил в жизнь в виде украинского политического государственного объединения, для украинского ХIХ - ХХ вв. стала более живой гетманско-казацкой исторической традиции, которая постоянно призывала к восстановлению государственности.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии