Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

До ХХ в. меценатская деятельность фактически стала важнейшим компонентом социально-культурной жизни Российской империи. Эти виды действий, которые были общественно - полезными, тесно связаны с окрестностями имений и уездных городов, где проживало дворянство и купечество.

 

 

Дворянство считалось щедрым господином всех выдающихся культурных начинаний и строений не только в Российской империи, а также на украинских землях, в частности на территории Слобожанщины.

 

Размах и размеры меценатства в Слободской Украине поражали каждого, кто пытался проследить состояние от вложений. В каждой области жизни и творчества, приходилось на самую сутки для Слободского края, заметную роль играло дворянство: именно они осуществляли как непосредственные фонда, так и организационные меры [1; с.124-131].

 

Такой размах благотворительности повлиял и на становление и развитие Святогорского монастыря. Для монастыря размахом благотворительной деятельности является XIX в .. Именно в этот период появляются знатные люди, которые пытались возродить архитектурный комплекс, тем самым утвердить роль православия на данной территории и создать собственный положительный имидж в уезде. Именно рост своего ранга заставляло искать пути понимания с московским правительством. Налаженные отношения гарантировали властное самоутверждение на местах [2; с.13-14].

 

Рост обители происходило за счет выдающихся родов (так, например, Иловайск) благотворителей, способствовали открытию многогранности культуры монастыря стало заметным в конце XIX в. В этом и проявляется актуальность.

 

В историографических исследованиях проблема меценатства XIX - начала ХХ в. неоднократно рассматривалась. В сферу интересов ученых попадали вопросы общей истории меценатства некоторых семей на территории украинских земель.

 

На основе показаний, предоставляющих научные источники, можно выделить несколько позиций рассмотрения этой темы.

 

К первой позиции принадлежат обобщающие труды о меценатстве на территории Российской империи, прослеживается определенная значимость этой деятельности для империи (в трудах В.Мозговой, И.Федорченка, И.Ю.Суровцевои) [3. с.8].

 

Ко второй позиции принадлежат труды по проблемам базы меценатства.

 

К третьей позиции принадлежат искусствоведческие, краеведческие и культурологические труды, посвященные отдельным видам меценатства [4. с.10-11].

 

К этой группе можно отнести работы, касающиеся (частично) Святогорской обители и меценатской деятельности, представленная семьей Иловайских.

 

Об этом семью стало более известно из современных исследований. После археологических исследований (Шамрай А.В., Дедов В.Н.) родовой гробнице Иловайских в Свято-Успенской Лавре, были собраны данные о том, что эта семья занималась меценатством именно в обители: постоянно выделялись средства для поддержки различных проектов в монастыре. Так О.В.Шамрай семью Иловайских ставит рядом с знаменитой семьей Потемкиных (именно эта семья помогла открыть обитель 1844) [5, с. 35].

 

Более подробно о благотворительности рода говорится в источниках Научно-вспомогательного фонда Святогорского Государственного заповедника и источниках Харьковского государственного архива.

 

Цель работы: рассмотреть благотворительность семьи Иловайских в Святогорском монастыре в течение XIX в.

 

Выдающиеся обители, особенно те, которым присвоен статус Лавры, во все времена были носителями памяти о выдающихся личностях своего времени, о знаменитых семьи, представители которых навсегда покоятся при храмах и часовнях этих монастырей. Одной из таких обителей была Святогорска.

 

В Святогорский Успенской пустыни, так она именовалась в XIX в .., такой мемориальной зоной родовых гробниц и отдельных захоронений небольшая площадка при входе в церковь преподобных Антония и Федосья (этот храм был освящен в 1846 г., где уже было одно захоронение в Мафусаил ) [6]. Именно среди этих гробниц была гробница семьи Иловайских.

 

Иловайский - знатный дворянский род, записанный в родословную книгу в области Войска Донского. Это династия воинов, ученых, предпринимателей Донбасса. Этот родословную берет начало еще вХУИИИ в .. Но в монастырских делах род именно отличился XIX в ..

 

Благотворительность после открытия обители в XIX в .. представлена сыном Дмитрия Ивановича, Григорием Дмитриевичем Иловайским.

 

Д. Иловайский основоположник родовой усыпальнице в Святых Горах.

 

В истории известен как генерал, а известные его операции впоследствии получили нумерацию Иловайский ИХ. Д. Иловайский участвовал в иностранных военных событиях, в том числе при осадке Данцингом [7].

 

После победы над Наполеоном был награжден орденом Георгия «За храбрость!» И на этом его военная карьера закончилась.

 

За свою благотворительную службу получил земли в районе Харцызска (Бассейн рек Грузьскои, Еланчина, Крынки), где был построен конный завод (разводили лошадей для скачек). На освоенных землях ввел передовые технологии ведения хозяйства.

 

После восстановления Святогорской обители в 1844 г. Д. Иловайский выделил незначительную долю из своего капитала, которая была вложена в строительство колокольни Покровской церкви: «как необходима помощь ...» [8]. (По свидетельству некоторых источников на строительство было выделено 30 тыс. рублей).

 

В 1847 г. под руководством Г.Иловайского были проведены работы по расчистке входа преподобных Антония и Феодосия; было отведено место для строительства кладбища в виде небольшой площадки. Г.Иловайский стал не только основателем родового кладбища, но и основателем нового обычая захоронения при церкви Святогорского монастыря. Все те люди, которые каким-то образом были связаны с Свято-Успенской обителью [9, с. 58-59].

 

Родовая гробница имела отдельный вход над подземными погребальными камерами, где находился павильон. Этот павильон был расписан.

 

По плану Д. Иловайского, гробница должна была состоять из пяти одиночных склепов. Каждый склеп должен иметь оградку, которая отделила эту гробницу от монашеского кладбища.

 

Так же на этом кладбище были похоронены поручик Левин, М. Платонов, генерал Ермолов.

 

Более весомый вклад в деятельность обители сделал сын Г.Иловайского - Иван Григорьевич Иловайский.

 

И.Г.Иловайский унаследовал земли Миуского округа области войска Донского с усадьбой в селе Зуева [10]. Здесь также, как и отец, был конный завод, ферму, достроил винный завод, расширил производство масла.

 

В 1880 г. И.Иловайский известен как предприниматель по добыче угля.

 

В его угольную компанию входило 5 шахт, которые приносили прибыль в 5 млн. пудов угля. В 1895 г. 7 шахт давали прибыль более 20 млн. тонн угля.

 

Именно угольная промышленность давала возможность И. Иловайскому заниматься благотворительностью. Ближайшее духовным центром оставался Святогорский монастырь. Годовая помощь в пользу обители составляла 1000 рублей. Как известно, эти средства тратились на самое для монастыря, для его усовершенствования.

 

Так выделены средства были потрачены на реконструкцию часов для Покровской церкви и на восстановление колокольни. Новая колокольня состояла из 8 колоколов, центральный из которых весил 6 т и был вылит счет сестры И. Иловайского М.А. Иловайского.

 

В 70-х гг. XIX в. И. Иловайский строит железнодорожные пути к станции Харцызского Курско - Харьковской Азовской (составляла 141 версту).

 

Развитие железнодорожно-транспортной сети предоставлял возможность выхода промышленного Донбасса на северный Кавказ и морской порт Таганрог [7].

 

Добыча угля и продажа на внешних рынках имели большое значение для развития торговых отношений, в которых значительное место отводилось монастырю. Именно в Успенская ярмарка по просьбе И.Иловайского приезжали торговцы и привозили все, что заказывал настоятель для монастыря, в основном это были картины, иконы, книги.

 

Все эти вещи считались самыми дорогими и ценными, ведь встречались такие случаи, когда настоятель не мог купить эти вещи: это было связано со строительством хозяйственного двора.

 

В некоторых отчетах есть свидетельства о том, что семья И.Иловайскою всегда покупала на ярмарке несколько картин и книг религиозного назначения.

 

Эти приобретенные книги стали основой библиотеки, которую основала семья Лански. К.И. Иловайская (жена И.Иловайского) собрала 500 книг по всей Российской империи, несколько из них были взяты из собственного библиотечного фонда и фондов сестер - Ольги и Милы.

 

Большая часть меценатской деятельности была сконцентрирована на перестройке церкви преподобных Антония и Феодосия.

 

В 1870 г. было пересмотрено решение относительно храма Антония и Феодосия.

 

По упоминаниям И.Иловайского, построение храма, нетипичного для XIX в., Нуждалась реконструкции (например, перестроить некоторые помещения, расширить вход).

 

К алтарной части с двух сторон нужно было сделать достройки, после чего бы храм приобрел крестообразной формы.

 

Все расходы при реконструкционных работ оплатила семья Иловайских. Такой. Ковалевский обратил внимание на то, что строительством занималась К.Иловайска, по ее просьбе были приглашены лучшие мастера из Суздаля (по рекомендации О.М.Горностаева, который занимался проектированием Успенского собора в 1858 - 1860) [10, с. 15].

 

Кроме дополнительных помещений и ходов, в храме, появился иконостас. Восстановление иконостаса продолжалось 4 года, что объяснялось различными обстоятельствами.

 

Главными задачей оставалось написания икон в пещерном храме. Для этой работы нужны были средства. Настоятель обители не смог оплатить эту работу, это объяснялось вложением всех доходов в строительство хозяйственного двора.

 

И.Г. Иловайский пригласил живописца в Святогорске обитель для написания икон Василия Рудецкого. Все расходы взяла под контроль семья.

 

По свидетельствам Филарета (архиепископ), «набожный и искусный живописец, много денег за работы не брали». Самым главным для художника оставался материал, который представили заказчики.

 

Рудецкий собственноручно занимался восстановлением иконы Святогорской Божьей Матери; датировалась хуи в .. По словам К.Иловайскои, эта икона считалась чудотворной [11].

 

По упоминаниям в дневнике О. Ковалевского известно, что на восстановление иконы было затрачено более 50 тыс. рублей и месяц работы для живописца.

 

Итак, семья Иловайских своими щедрыми пожертвованиями и подготовительными мероприятиями возродила не только духовный центр православной церкви, но и помогла подъему культурного уровня. Это наблюдалось в процессе восстановления храма. Помощь со стороны рода в то время считалась закономерной. Кроме этой семьи, активное участие в помощи монастырю принимала императрица Мария Александровна и великая княгиня Александра Петровна.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии