Возрождение культурной жизни Украины в послевоенные годы проходило с большими трудностями. В условиях, когда на первом плане стояла восстановление тяжелой промышленности и наращивания военного потенциала, на другие сферы
жизни, в том числе и на культуру, не хватало средств. В первую очередь средства предоставлялись на возрождение и создание новых школ и вузов, научно-исследовательских учреждений. Без налаживания их работы восстановление экономики была невозможна. Что касается клубных учреждений, кинотеатров, драм-театров, филармоний, библиотек, радиосети и других культурно-образовательных объектов, то с этим, по мнению руководства, можно было подождать.
Было еще одно обстоятельство, что оказало негативное влияние на культурно-идеологическую ситуацию в Украине в послевоенные годы.
Победа во Второй мировой войне, в которой украинский народ приложил огромные усилия, способствовала росту его национального самосознания, гордости. Существенное влияние на мировосприятие украинского произвело пребывания за границей в составе Советской армии, участие в движении Сопротивления в Украине и в других странах Европы - Чехословакии, Италии и Франции, знакомство с жизнью народов этих стран. В народе бытовало убеждение, что после огромных жертв и победы украинского заслуживают улучшение материальной жизни и справедливого демократического строя.
Подобные настроения распространялись и в России и других республиках СССР. Сталинский режим отреагировал на них усилением идеологического давления на все слои населения, особенно на интеллигенцию, жестоким террором.
В Украине, как и в других национальных республиках, особое беспокойство режима вызвало рост национального сознания. Не последнюю роль в этом сыграла и личная неприязнь Сталина к Украине и украинскому. Наконец тоталитарный режим не мог чувствовать себя в безопасности, пока в Украине шла борьба УПА.
Народное образование Длительная начата еще в конце войны восстановление системы народного образования. В 1950 p. в полном объеме восстанавливается довоенная сеть школ, в которых обучалось 6800000 детей. Для материальной поддержки тех, кому родители не могли обеспечить необходимого минимума для обучения, создавался фонд всеобуча. В 1948/49 учебном году из этого фонда получили помощь для приобретения одежды и обуви, на питание и т.д. 140 тыс. детей.
Как и в довоенные годы, большевистская партия стремилась превратить школу в орудие сохранения и усиления своего контроля над учащейся молодцу. Была возобновлена работа пионерских и комсомольских организаций, росла их численность. Воспитание преданности большевизма, и лично Сталину, объявлялось высшим, важнейшим призванием школы.
В послевоенные годы широкое распространение получили вечерняя, а затем и заочная формы обучения. В вечерних школах образование получали представители рабочей и крестьянской молодежи, не имели возможности учиться в годы войны или должны были рано начать трудовую деятельность.
Объективные потребности развития хозяйства, науки, необходимость сохранения высокого военного потенциала диктовали политику государства в области образования и в последующие годы. В 1953 г. в Украине в основном были введены обязательное семилетнее обучение детей. Для этого пришлось дополнительно построить школьных помещений на 400 тыс. ученических мест. К середине 50-х годов в республике насчитывалось более 300 тыс. учителей. В Украине работали выдающиеся мастера педагогического дела. Среди них - директор Павлышской средней школы на Кировоградщине Сухомлинский. Его педагогический опыт стал достоянием мировой педагогической науки.
Новые исторические условия не изменили государственного курса на русификацию школ и образования. Сфера применения украинского языка постоянно сужалась.
С 1948 по 1954 г. число украинских школ уменьшилось с 26 до 25 тыс., а российских - увеличилось с 2720 до 4051, или в 1,5 раза. К тому же русскоязычные школы были значительно более многочисленными. В 1953 г. в украинских школах обучалось 1400000, а в российских и смешанных - 3,9 млн детей.
Закрывались национальные школы. Почти вдвое уменьшилось число молдавских, венгерских и польских школ. Исчезли румынские, узбекские и армянские школы. Все они перепрофилю-вались на российские.
В течение четвертой пятилетки была возобновлена работа всех вузов Украины, которых в 1950 насчитывалось 160. На стационарных отделениях этих вузов обучалось 200 тыс. студентов. Всего за 1946-1950 pp. в Украине было подготовлено 126 тыс. специалистов с высшим образованием.
В первой половине 50-х годов возросло количество студентов преимущественно за счет вечерних и заочных отделений институтов и университетов. При этом количество вузов в Украине несколько уменьшилось, потому некоторые небольшие институты были объединены с большими. Преподавание в большинстве вузов велось на русском языке.
Загрузка...