Победа в войне с нацизмом вызвала эмоциональный подъем в обществе, деятели литературы и искусства пытались отразить в своих произведениях. Но жестокие реалии войны, трудности послевоенного лихолетья на страницы
литературно-художественных изданий не пробились. Все художники обязаны были творить в рамках так называемого социалистического реализма, который сводил функции искусства к комментированию и прославление деятельности Сталина и созданного под его руководством тоталитарного режима.
Но даже в этих неблагоприятных условиях украинским писателям удалось создать немало ярких и колоритных произведений. Во второй половине 40-х годов появляется трилогия Гончара «Знаменосцы», первая часть романа М. Стельмаха «Большая родня» под названием «На нашей земле», «Киевские рассказы» Ю. Яновского, прозаические произведения, юмористические рассказы
0. Вишни. Совершенствовали творческое мастерство М. Рыльский, II. Тычина, В. Сосюра, А. Малышко. Творчество именно этих писателей определила характер литературного процесса в Украине
1, так сказать, уровень художественного мастерства национальной школы «изящной словесности» послевоенных лет.
Заметным явлением в литературной жизни Украины послевоенного времени стало издание бывшим фронтовиком киевлянином Виктором Некрасовым одной из лучших книг о Второй мировой войне - «В окопах Сталинграда». На традиционно высоком уровне стояло театральное искусство. Восторг зрителей вызвали спектакли творческих коллективов с участием выдающихся мастеров сцены Гмыри, С. Козака, В. Огнев, М. Литйиненко-Вольгемут, H. Ужвий, Г. Юры и многих других. Развивалось музыкальное искусство, живопись, графика, скульптура.