Инициаторами послевоенной идеологической художественной интеллигенции в августе 1946 выступили Сталин и главный идеолог (или, как его тогда называли, «идеологический запевала») ВКП (б) А. Жданов,. В этом году на интеллигенцию
вдруг посыпались грозные постановления ЦК ВКП (б), в которых безапелляционно и грубо шельмувалися выдающиеся деятели разных отраслей культуры. Ни форма творческой деятельности не осталась без внимания: критиковались писатели, композиторы, художники, актеры, драматурги и т.д.)
Понятно, что репрессии и притеснения творческой интеллигенции не могли не задеть украинских художников. Предприимчивые сталинские прислужники в ЦК КП (б) У, в соответствии с решениями ЦК ВКП (б), приняли свои постановления: «О искажения и ошибки в освещении истории украинской литературы в« Очерке истории украинской литературы »,« О журнале сатиры и юмора "Перец "», «О журнале" Отчизна "», «О репертуаре драматических и оперных театров УССР и мерах его улучшения». Каждая из этих постановлений сопровождалась многочисленными критическими статьями в газетах и журналах, собранием художников, на которых обвиняемые в «отступлении от партийного понимания искусства» подвергались унизительной «проработке». Ждали и к худшему, но к заключениям и расстрелов не дошло, хотя всевозможных взысканий накладывалось один, а целый ряд участков «литературно-художественного фронта» было «укреплены» верными режиму людьми.
Первым под огонь разгромной критики попал известный украинский писатель-юморист Остап Вишня, который только что вернулся из сталинских лагерей. В опубликованном 26 августа 1946 статьи в газете «Правда» его обвиняли в политических ошибках, отходе от советской идеологии, классовых позиций. Писатель вновь оказался под угрозой ареста. На многих собраниях, прошедших в республике, А. Вишню обвиняли в том, что он пишет произведения «вредные по своему идейному содержанию», еще резче был осужден «идеологические ошибки» его «Охотничьих улыбок». Лишь в октябре 1955 г., за десять месяцев до смерти, çci обвинения со писателя был снят как безосновательные.
С появлением в марте 1947 в Украине Л. Кагановича, «верного помощника Сталина» (и такого же украиноненавистника), кампания идеологических атак на талантливых деятелей украинской культуры усилилась. Во время ее проведения «отличился» и драматург
0. Корнийчук, призвал к борьбе с «бациллами национализма», что «кое-где еще живут в среде деяких.украинських литераторов».
22 августа 1947 через газету «Комсомольское знамя» '-литературные критики С. Адельгейм и И. Стебун обратились к Л Кара-новича с открытым письмом относительно обстановки в Союзе писателей Украины. Особенно остро критиковался писатель
1. Сенченко. Его обвиняли как последователя г.-Хвылевого и в «враждебности советскому строю новых повестей писателя -« Кончился сентябрь 1941 »и« Его поколение ».
Пять дней продолжался пленум Союза писателей Украины (сентябрь 1947 p.). Обсуждался вопрос о выполнении постановления ЦК ВКП (б) по журналов «Звезда» и «Ленинград». А. Корнейчук выступил с докладом, в котором критиковал М. Рыльского, И. Сенченко, Ю. Яновского, редколлегию журнала «Днепр» и его редактора А. Малышко. Вслед за ним Л. Каганович, который в то время был первым секретарем ЦК КП (б) У, обвинил Рыльского в «национализме», «петлюровщине». Он заявил, что даже выражение поэта «Я сын Страны Советов» может служить прославлению Центральной Рады.
19 сентября заседание Пленума перенесли в здание ЦК КП (б) У. Из двух с половиной часов своего выступления Каганович полчаса посвятил Ю. Яновского и его романа «Живая вода», где в «весеннем десанте птиц» Кагановичу казалось вражеское вторжение. «Первый коммунист Украины» поставил категорическое требование переделать роман (впоследствии он вышел под названием «Мир»).
После пленума в прессе начались открытые нападки на М. Рыльского, И. Сенченко и Ю. Яновского. В партийные «ясновидящих» присоединилась целый ряд недоброжелателей, «отрабатывали хлеб» и литературные критики. В 1961 p. М. Рыльский писал о тех временах: Братопродавци с белыми руками и с черными сердцами - вот они, что вслалы анонимными письмами Дорогу в карьеры и чины. И ходят еще и еще - их земля носит, и мы им еще руку твой и пот кровавый им лица НЕ Росита Во раскаяния невыносимым бременем.
Поиски националистических «извращений» распространились и на историческую науку. В частности, «серьезные искажения буржуазно-националистического характера» компартийные «следопыты» обнаружили в трудах бывшего директора Института истории Украины АН УССР М. Петровского, в «Кратком курсе истории Украины», который вышел еще в 1941 г. под редакцией С. Белоусова, К . Гуслис-того, Н. Супруненко, Ф. Ястребова, в других работах украинских историков. Под непосредственным контролем Л.Кагановича осуществлялась подготовка «Краткого курса истории Украины».
Есть основания утверждать, что (В конце 1947 г. в Украине готовилась крупномасштабная акция, направленная на борьбу с «национализмом». Реализации помешало увольнения в декабре 1947 г. с должности первого секретаря ЦК КП (б) У Л. Кагановича и назначении вместо него Хрущева. Однако ситуация в сфере культуры так и не нормализовалась.
Противоречивые тенденции проявлялись в послевоенные годы и в театральном искусстве. На 1950 p. в республике работал 81 профессиональный театр. Результатом идеологического давления на театры стало принятие в октябре 1946 г. ЦК КП (б) У постановления на выполнение аналогичного документа ЦК ВКП (б) «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению». Отныне обязательным для театрального репертуара стало преобладание спектаклей на современные темы, которые воспевали строительство социализма.
Аналогичные процессы происходили и в киноискусстве. Основу продукции тогдашнего кинематографа составляли революцийнопатриотични произведения. Среди них выделялась поставлена в 1948 году С. Герасимовым картина «Молодая гвардия». Она, как и опера Ю. Мейтуса (1947) с аналогичным названием, была создана по мотивам известного романа русского писателя А. Фадеева. В условиях жесткого контроля реализовал свой киносценарий «Жизнь в цвету» выдающийся украинский кинорежиссер А. Довженко. Фильм вышел на экраны под новым названием - «Мичурин».
В 1948 г. по инициативе высшего партийного руководства в СССР развернулась борьба с так называемыми космополитами, которая распространилась и в Украине. На этот раз в поле зрения партийных идеологов попали литературные и театральные критики, преимущественно евреи по национальности.
Среди них Е. Адельгейм, А. Кацнельсон, Я. Саков, И. Стебун, которых стали называть «безродными космополитами», «ничтожествами» и т.д.., Обвиняли в антипатриотизме, в поклонничестве перед реакционной буржуазной культурой Запада, в замалчивании н 'связей украинской культуры с российской т.п.. В марте 1949 состоялся пленум правления Союза писателей Украины. На повестке дня стоял один вопрос: «До конца разгромить космополит в-антипатриотов». В 1950 г. была ликвидирована Кабинет еврейской истории Академии наук УССР. Годом ранее арестовали его ведущих сотрудников. В течение 1948-1952 pp. в связи с так называемым делом Еврейского антифашистского комитета было репрессировано 19 еврейских писателей Украины.
Пик кампании идеологического шельмования украинских художников пришелся на 1951 2 июля в редакционной статье газеты «Правда», которая называлась «Против идеологических извращений в литературе», было указано, что написанный еще в 1946 г. и читаем из многих трибун стихотворение В. Сосюры «Любите Украину» «вызывает чувство разочарования, протеста ... Не такую Украину воспевает в своем стихотворении В. Сосюра. Под таким творчеством подпишется любой недруг украинского народа из националистического лагеря, скажем, Петлюра, Бандера и др.. ».