Государственный строй Арабского Халифата можно определить как теократическое монархию. Во главе стоял халиф (с араб. Наии - заместитель, наместник, наследник). Он считался потомком посланника Аллаха-Мухаммеда, а начиная с
Омейядов (с 661 г.) - заместителем Аллаха на земле. В руках халифа была сосредоточена как духовная (имамат), так и светская (эмират) власть. Первых халифов выбирала мусульманская знать, однако вскоре их власть становится наследственной. Первым помощником и советником халифа был визирь. Достаточно влиятельным был начальник охраны халифа (ведавший и полицией) и особый чиновник, наделенный функциями контроля.
Центральными отраслевыми органами государственного управления были диваны (военных дел, внутренних дел, почтовой службы и налогов и т.д.).
Административно-территориальное Арабский Халифат делился на провинции (Испания, Египет, Сирия и др.), которые возглавляли военные наместники-эмиры, им подчинялись войска, местный административный, финансовый и судебный аппарат, а назначал их лично халиф. Эмиры имели помощников - ншьбив.
В городах была своя система управления, которую возглавлял раис. Важными должностными лицами были: мухтасиб (присматривал за рынками), начальник полиции, глава городской охраны, кадий (возглавлял городской суд). Значительную роль играло мусульманское духовенство. Созданная Мухаммедом теократическая монархия опиралась на войско, состоявшее из двух частей - постоянного войска и отрядов добровольцев (борцов за веру). Военная служба оплачивалась НЕ земельные пожалования (что было характерно для большинства европейских стран), а долей от военной добычи. Эта система давала возможность сравнительно долго сохранять боеспособность и высокую мобильность армии. Кроме этого, халифы из воспитанников-рабов создавали отборные части конной гвардии (шишками).
Верховным судьей государства был халиф. Осуществление же правосудия было привилегией духовенства и местные власти не имела права вмешиваться в принятые им решения. Выша судебная власть принадлежала коллегии авторитетных мусульманских богословов, которые от имени халифа из представителей духовенства назначали местных судей (кади).