Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

На сегодня в Украине разработаны и внедрены основные элементы экономического механизма природопользования и природоохранной деятельности. Важнейшими из них являются:



- Сбор за загрязнение окружающей природной среды;

- Система сборов за специальное использование природных ресурсов (минеральных, водных, земельных, лесных, биологических);

- Возмещение убытков, причиненных вследствие нарушения законодательства об охране окружающей среды.

Украина одной из первых стран в мире и первая среди государств бывшего Советского Союза в законодательном порядке начала реализацию концепции платного природопользования. Сейчас в Украине принято более десятка законов, непосредственно связанных с проблемами природопользования, в которых подаются экономические механизмы осуществления экологической политики, а также концепции, международные соглашения, более 100 постановлений и других законодательных актов. В 1992 г. Украина стала первой из стран, которая в законодательном порядке приняла систему платежей за загрязнение природной среды и использования природных ресурсов.

Государство в лице его полномочных органов заинтересовано в том, чтобы природные ресурсы использовались не хищнически, а более или менее равномерно и планомерно. Для этого есть рентные платежи за природные ресурсы, цель которых - уравнять экономические условия добычи и управлять ими. На сегодня это правило является важной составляющей хозяйствования Украины.

До недавнего времени существовало множество подходов к экономической оценке природных ресурсов, но потребность его определения признали не сразу. Долгое время широко обсуждалась концепция бесплатности природных благ. ее авторы утверждали, что поскольку природные блага не являются объектами купли-продажи, то методологически неправильно их оценивать; введение оценки природных ресурсов в хозяйственную практику будет тормозить разработку полезных ископаемых, расширение сельскохозяйственного производства и др..

Поэтому разрабатывались месторождения с высоким содержанием полезных ископаемых в руде "целинные земли считались большим резервом для экстенсивного развития сельского хозяйства, а необъятные просторы тайги - для расширения лесоразработок. Расходы, требовались на освоение новых земель, вовлечения в хозяйственный оборот новых месторождений, были незначительны. Эти обстоятельства определенной степени подтверждали концепцию бесплатности природных благ. Однако исчерпание наиболее удобных месторождений, разработка которых позволяет получать дешевое сырье, резкое подорожание, вовлечения в сельскохозяйственный оборот дополнительной посевной площади - все это свидетельствует об ошибочности представлений о природных ресурсах как "дармовые блага" природы.

Просчеты в экономической политике последних десятилетий привели резкое падение эффективности использования природных ресурсов, продолжает оставаться крайне низкой, а часто вообще не отвечает интересам страны. Поэтому такой инструмент, как платежи за природные ресурсы, имеет не только повысить качественный уровень использования природных ресурсов, но и существенно пополнить бюджеты различных уровней. Итак, платежи за пользование природными ресурсами - важнейший компонент экономического механизма природопользования. С помощью действующего законодательства сформирована правовая основа для установления платы за пользование недрами, лесами, водой, землей и другими видами природных ресурсов на основе рентного платежа или фиксированных платежей.

Общая оценка влияния природно-ресурсного потенциала страны на формирование доходной части бюджета следует из того, что Украина имеет значительный природно-ресурсный потенциал.

По оценкам украинских экономистов, национальное богатство страны в расчете на душу населения составляет 400 тыс. дол. США, из них на потенциал природно-ресурсного комплекса приходится 160тыс. долл. США (40%), что в 10 раз больше соответствующего совокупного показателя США и Канады. Время доходы государства от использования этой части национального богатства недостаточны. Недополученную рентный доход государства от использования природных ресурсов ежегодно оценивается в 40-46 млрд. дол. США.


Впервые плату за природные ресурсы ввели в 1988 г., когда Госкомприроды установил порядок определения и внесения платы. Затем этот порядок был утвержден постановлением правительства Украины от 9 января 1991 г. для всех предприятий независимо от подчиненности и форм собственности. В 1991 г. был разработан Общие принципы платного природопользования в условиях перехода Украины к рынку, а также проекты нормативно-правовых актов о введении платного природопользования на территории Украины. Позже плата за использование природных ресурсов была закреплена в ст. 20 Закона Украины "Об охране окружающей природной среды":

- До платности природопользования принадлежит плата за природные ресурсы, загрязнение окружающей среды и за другие виды воздействия;

- Плата за природные ресурсы (земля, недра, вода, лес и иная растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) взимается: 1) за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов; 2) за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов; 3) на воспроизводство и охрану природных ресурсов;

- Плата за загрязнение окружающей природной среды и другие виды воздействия взимается за: 1) выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения в пределах установленных лимитов, 2) выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения сверх установленных лимитов .

Сейчас в действующем Законе Украины "Об охране окружающей природной среды" не содержится отдельной статьи, посвященной урегулированию платы за природопользование, но это не значит, что при современных правоотношений исключена платность природопользования. Следует отметить, что специфической особенностью природно-ресурсного потенциала Украины является его разнообразие, а также масштабность и комплексность элементов, его составляющих. Время для природных ресурсов Украины во многих случаях характерны, с одной стороны, слабая вовлеченность в хозяйственном использовании, а с другой - сложность и высокий уровень затрат на их освоение.

Эффективное регулирование природопользования может осуществляться в процессе одновременного использования двух видов платежей за природные ресурсы: за их расход (потребление) и право пользования природными объектами в пределах определенной территории. С помощью первого вида платежей регулируется интенсивность использования природных ресурсов и обеспечивается накопление средств на их воспроизводство и охрану. Платежи за право пользования природными ресурсами должны регулировать распределение территории между видами природопользования, конкурируют. За счет поступлений от этих платежей можно осуществлять финансирование природоохранных, социальных и других нужд определенной территории. Уровень этих платежей должна коррелировать с рыночными ценами на соответствующее сырье с учетом спроса и предложения и одновременно способствовать целям ресурсосбережения.

Система экологических платежей (с 1998 г. - собрания) в Украине выполняет две основные функции * 32:

* 32: {Мельник Л.Г. Экологическая экономика. - М.: Университет, книга, 2003. - С. 204.}

- Сбор и накопление необходимых финансовых средств для реализации мероприятий экологической направленности;

- Формирование экономических мотивов экологизации процессов производства и потребления предметов и услуг.

Система сборов за использование природных ресурсов формируется на основе следующих основных элементов:

- Лицензии на использование природных ресурсов, то есть разрешений на использование количеств конкретных видов ресурсов;

- Нормативы использования природных ресурсов;

- Порядок сборов;

- Ставки сборов за использование природных ресурсов;

- Система распределения собранных средств между различными уровнями хозяйствования.

На рис. 2.1 представлены главные источники поступлений государственного сектора от платежей за загрязнение окружающей среды и порядок осуществления расходов на цели охраны окружающей среды. Размер стрелок, показывающих оборот средств, соответственно иллюстрирует и объем средств. Как видно из рисунка, платежи за использование природных ресурсов дают гораздо больше поступлений, чем платежи за загрязнение окружающей среды (вода, воздух и отходы). Государственные расходы на экологические программы общенационального уровня осуществляются в основном Министерством экологии и природных ресурсов Украины; местные управления экологии не имеют самостоятельности, поэтому могут использовать средства на охрану окружающей среды только из местных целевых экологических фондов.


К системе платежей (сборов) за нарушение природной среды относятся следующие основные элементы * 33:

* 33: {Там же. - С. 218.}

- Порядок изъятия средств у экономических субъектов;

- Ставки платежей, по которым устанавливается определенное соответствие между количественными показателями воздействия на природную среду и величиной изъятия средств;

- Допустимые грани нарушения среды (как правило, ставки за сверхлимитное нарушение среды увеличиваются в 3-3,5 раза);

- Порядок распределения собранных средств.

В Украине действуют системы сборов за такие виды нарушения природной среды: загрязнение атмосферы (в том числе стационарными и передвижными источниками загрязнения); загрязнения водных объектов, размещение отходов; загрязнение окружающей среды вследствие аварий; нанесения ущерба растениям и животным.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии