Управления в сфере обращения с отходами осуществляется в соответствии с Законом Украины "Об отходах" (1998 г.). Согласно этому документу определяются правовые, организационные и экономические основы деятельности, связанной с уменьшением объемов образования отходов, их сбором, перевозкой, хранением, обработкой
, утилизацией и удалением, обезвреживанием и захоронением, а также с предотвращением негативного влияния отходов на окружающую среду и здоровья населения на территории Украины. Закон "Об отходах" регулирует отношения, связанные с образованием, сбором и заготовкой, перевозкой, хранением, обработкой (переработкой), утилизацией, удалением, обезвреживанием и захоронением отходов, образующихся в Украину, перевозимых через ее территорию, вывозимые из нее, а также с перевозкой, обработкой и утилизацией отходов, которые ввозятся в Украину как вторичное сырье.
- Определение основных принципов государственной политики в сфере обращения с отходами;
- Правовое регулирование отношений по деятельности в сфере обращения с отходами;
- Определение основных условий, требований и правил, касающихся безопасного обращения с отходами, а также системы мер, связанных с организационно-экономическим стимулированием ресурсосбережения;
- Обеспечение минимального образования отходов, расширения их использования в хозяйственной деятельности, предотвращения вредного воздействия отходов на окружающую среду и здоровье населения.
14 сентября 2000 был принят Закон Украины "Об Общегосударственной программе обращения с токсичными отходами" № 1947-III. Цель Программы состоит в предотвращении накоплению токсичных отходов и ограничении их вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека. Главными приоритетами этого документа являются: 1) уменьшение объемов накопленных отходов; 2) ограничение образования; 3) переработка и экологически безопасное удаление отходов.
Запрещается несанкционированный сброс и размещение отходов в подземных горизонтах, на территориях городов и других населенных пунктов, на территориях природно-заповедного фонда, землях природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, в пределах водоохранных зоне зон санитарной охраны водных объектов, других местах, что может создавать опасность для окружающей среды и здоровья населения. Захоронить отходы в недрах можно лишь в исключительных случаях по результатам специальных исследований с соблюдением стандартов "норм и правил, предусмотренных законодательством Украины * 140.
Актуальной остается проблема перевозок отходов и особенно трансграничных. Перевозка отходов - это транспортировка отходов от мест их образования или хранения к местам или объектам обработки, утилизации или удаления. Трансграничную перевозку отходов - транспортировка отходов с территории, на или через территорию Украины, на территорию или через территорию другого держави1. После присоединения Украины в 1999 г. до Базельской конвенции "О контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением" она должна выполнять соответствующие обязательства как одна из сторон Конвенции.
6 октября 2005 Верховная Рада Украины приняла Постановление "О состоянии выполнения законодательства в сфере обращения с отходами в Украине и пути его совершенствования" № 2967-IV, в которой определены основные последствия неудовлетворительного государственного управления, несовершенной нормативно-правовой базы в сфере обращения с отходами:
- Негативное влияние создаваемых и накопленных отходов на здоровье населения и окружающую среду;
- Отсутствие действующих экономических стимулов для сбора и переработки большого количества отходов;
- Несовершенство экономических и правовых механизмов управления в этой сфере;
- Несовершенство сложившейся в Украине инфраструктуры и практики сбора и удаления твердых бытовых отходов, не предусматривает селективное сбора полезных компонентов отходов как вторичного сырья;
- Низкий уровень информационного обеспечения субъектов хозяйственной деятельности о технологии утилизации отходов, строительство и эксплуатацию объектов обращения с отходами и отсутствие мероприятий, направленных на разъяснение законодательства об отходах среди населения;
- Отсутствие эффективного контроля над потоками отходов и несовершенство форм статистической отчетности, что делает невозможным получение достоверной информации относительно объемов образования и использования отходов;
- Низкая плата за размещение отходов не отвечает современным требованиям и мировой практике;
- Незаконные операции с отходами в процессе трансграничных перевозок, утилизации или удалении опасных отходов при их импорте или транзита через территорию Украины;
- Отсутствие системности изучения и экспертизы мировых передовых научных разработок и современных технологий переработки отходов и внедрение их в Украине.
Учитывая евроинтеграционную направленность экологической политики Украины, должно измениться отношение к проблеме использования собственных отходов, нуждается в совершенствовании законодательства по следующим направлениям * 141;
- Приведение законодательства в соответствие с европейской практикой;
- Предотвращение образования отходов и уменьшению объемов их образования;
- Реализация принципа ответственности производителя за сбор и переработку отдельных видов продукции после ее использования;
- Формирование в Украине рыночного механизма обращения с отходами как вторичными ресурсами;
- Стимулирование притока инвестиций в сферу обращения с отходами;
- Установление нормативов платежей, стимулирующие сбор и утилизацию использованной тары и упаковки;
- Осуществление государственного нормирования уровня переработки отдельных видов отходов, разработка для реализации этого принципа национальных планов и программ развития рынка вторичных ресурсов, увеличение объемов субсидий на мероприятия в этой сфере;
- Усиление ответственности за правонарушения в области обращения с отходами;
- Реализация практики давать предприятиям по сбору и переработке отходов налоговых льгот, льготных кредитов и транспортных тарифов;
- Экономическое стимулирование увеличения объемов производства товаров и продукции, изготавливаемые из отходов или с их использованием;
- Обеспечение повышения эффективности использования природного сырья путем уменьшения потерь сырьевых, материальных и топливно-энергетических ресурсов в технологическом процессе производства товаров и продукции.
Основными направлениями совершенствования нормативной базы в сфере обращения с отходами в Украине является разработка и внедрение:
- Средств защиты окружающей среды и здоровья людей от негативного влияния отходов;
- Механизмов экономического регулирования в области обращения с отходами, развития прогрессивных технологий и оборудования для сбора, переработки и транспортировки отходов;
- Механизмов экономии первичных материальных и энергетических ресурсов путем их замены соответствующими вторичными ресурсами;
- Порядка обеспечения развития организационно-производственной инфраструктуры рынка вторичных ресурсов, привлечения в эту сферу малого и среднего бизнеса с перспективой создания на этой основе области по сбору и переработке отходов в товарную продукцию;
- Номенклатуры отходов, которые прежде всего должны использоваться как вторичные материальные и энергетические ресурсы;
- Порядка отнесения отходов к ресурсоценных и ценообразования в отношении отходов, подлежащих использованию как вторичные ресурсы.
Итак, проблема отходов, т.е. любых веществ, материалов и предметов, которые образуются в процессе человеческой деятельности и не имеют дальнейшего использования, приобрела в Украине немалое значение. Особенно это касается опасных отходов, которые имеют такие физические, химические, биологические или другие свойства, создают или могут создать значительную опасность для окружающей среды и здоровья населения и требуют специальных методов и средств обращения с ними.
Отходы, для утилизации и переработки которых существуют соответствующие технологии и экономические предпосылки, называются вторичным сырьем. Основным направлением решения проблемы ликвидации отходов является применение во всех отраслях хозяйства безотходной технологии, т.е. переход на утилизационные методы обезвреживания отходов. Но в ближайшее время на большинстве предприятий идет лишь о применении малоотходных технологий, поэтому складирования производственных и бытовых отходов остается пока главным методом их ликвидации.
Как ни прискорбно, но сейчас Украина относится к числу стран с наибольшими абсолютными объемами образования и накопления отходов. Ежегодно в поверхностных хранилищах складируется свыше 1,5 млрд. т твердых отходов, из которых используется лишь 5-10%. Кроме этого, спецификой в Украине резкое доминирование отходов, образующихся в процессе разработки месторождений и обогащения полезных ископаемых. При захоронения мусора на полигонах огромные площади природных земель безвозвратно теряются, серьезно загрязняется окружающая среда вокруг полигонов. Именно поэтому самый метод на сегодня - переработка мусора, которой подлежат: бумага, стекло, металлические и алюминиевые банки, текстиль, пластик, органические отходы, полученные в процессе сортировки. Преимущества сортировки и последующей переработки отходов заключаются в том, что на захоронение или сжигание попадает меньший объем отходов, материалы при этом используются повторно; также сохраняются природные ресурсы, в частности, древесина, нефть, металлы.
Учитывая это, можно отметить основные задачи законодательства Украины об отходах: определение основных условий, требований и правил безопасного обращения с отходами, а также системы мер, связанных с организационно-экономическим стимулированием ресурсосбережения. Актуальной задачей в этой сфере считается обеспечение минимального образования отходов, расширения их использования в хозяйственной деятельности, предотвращения вредного воздействия отходов на окружающую среду и здоровье населения.