Государственная система мониторинга окружающей среды - это система наблюдений, сбора, обработки, передачи, хранения и анализа информации о состоянии окружающей природной среды, прогнозирования его изменений и разработки научно обоснованных рекомендаций для принятия управленческих решений по предупреждению негативных изменений окружающей среды и соблюдения требований экологической безопасности.
Она создается с соблюдением международных требований и совместима с аналогичными международными системами.
Структура и уровни государственной системы мониторинга окружающей среды предусматривают развитие таких видов мониторинга окружающей среды (НПС) в Украине
- Общий (стандартный) мониторинг НПС - это оптимальные по количеству параметров наблюдения в пунктах, объединенных в единую информационно-технологическую сеть, позволяющие разрабатывать управленческие решения на всех уровнях;
- Оперативный (кризисный), сущность которого заключается в наблюдении за специальными показателями на целевой сети пунктов в реальном масштабе времени по отдельным объектам и источниками повышенного экологического риска в отдельных регионах, которые определены как зоны чрезвычайной экологической ситуации, а также в районах аварий с вредными экологическими последствиями с целью обеспечения оперативного реагирования на кризисные ситуации и принятия решений по их ликвидации, создания безопасных условий жизнедеятельности;
- Фоновый (научный) мониторинг НПС - специальные высокоточные наблюдения за всеми компонентами природной среды, а также по характеру, составу, кругооборотом и миграцией загрязняющих веществ, за реакциями организмов на загрязнение на уровне отдельных популяций, геосистем и биосферы в целом. Так мониторинг осуществляется в природных и биосферных заповедниках и на других охраняемых территориях.
В Украине есть развитая нормативно-правовая база для проведения геоэкологического мониторинга. Постановлением Кабинета Министров утверждено "Положение о государственной системе мониторинга окружающей среды" от 30 марта 1998 p., Которое определяет порядок создания и функционирования Государственной службы мониторинга окружающей среды (ГСМОС). ГСМОС - это система учреждений, которые собирают, анализируют, хранят и распространяют информацию о состоянии окружающей среды, прогнозируют его изменения и оказывают научно обоснованные рекомендации для принятия соответствующих решений ГСМОС - составляющая национальной информационной инфраструктуры, является открытой информационной системой. Приоритет функционирования - защита жизнедеятельности граждан и общества в целом, сохранения естественных экосистем, предотвращения кризисных изменениям в окружающей среде и возникновения чрезвычайных экологических ситуаций антропогенно-техногенного происхождения.
Система государственного мониторинга окружающей среды контролирует объекты трех масштабных уровней:
1) локального - территорию отдельных объектов (предприятий, городов, ландшафтов и их составляющих);
2) регионального - территорию экономических и природных регионов и административно-территориальных единиц;
3) национального - территорию страны в целом.
Создание и функционирование ГСМОС имеют целью интеграцию экологических информационных систем, охватывающих определенные территории, основанных на принципах согласованности нормативно-правового и организационно-методического обеспечения, совместимости технического, информационного и программного обеспечения ее составляющих (рис. 14.1).
Мониторинг осуществляют субъекты мониторинга общегосударственной и региональными (местными) программами реализации соответствующих природоохранных мероприятий (табл. 14.1). Финансируются работы по созданию и функционирования ГСМОС и ее частей за счет средств, предусмотренных в государственном и местных бюджетах согласно действующему законодательству. Субъекты мониторинга обеспечивают:
- Совершенствование подчиненных им сетей наблюдений за состоянием окружающей среды;
- Унификацию методик наблюдений и лабораторных анализов, приборов и систем контроля;,
- Создание банков данных для последующего их многоцелевого коллективного использования с помощью единой компьютерной сети, обеспечивающей автономное и совместное функционирование составляющих этой системы и ее связь с другими информационными системами, которые действуют в Украине и за рубежом.
Другие учреждения и ведомства ведут наблюдение за определенными для них компонентами и их параметрами (рис. 14.2). Независимо от форм собственности предприятия, учреждения и организации, деятельность которых приводит или может привести к ухудшению состояния НПС, обязаны наблюдать за выбросами и сбросами и размещением отходов. Министерство охраны окружающей природной среды Украины совместно с другими органами государственной власти обеспечивают усовершенствование сетей наблюдения за состоянием НПС, рационализацию и оптимизацию работы служб наблюдения, унификацию методик наблюдения, лабораторных анализов, совершенствование базы приборов и систем контроля, создание межведомственного банка данных о состоянии НПС, создание локальных, региональных и национальных центров мониторинга, а также координируют работу, проводимую в Украине за международными природоохранными программами, в которых используются результаты мониторинга.
О порядке функционирования СДМНПС, то органы, осуществляющие наблюдение за состоянием НПС, обязаны собирать, обрабатывать и бессрочно хранить с помощью современных компьютерных технологий первичные данные о состоянии природной среды согласно требованиям. Кроме этого, они должны обобщать информацию и бесплатно предоставлять дополнительно к формам статистической отчетности данные наблюдения или иную информацию по запросу органов государственной исполнительной власти. Прогнозирование изменений состояния НПС и отдельных его составляющих осуществляют органы, которые проводят мониторинг как самостоятельно, так и с привлечением научно-исследовательских коллективов.
Структурной основой построения современной ГСМОС является региональная территориально распределенная компьютерная сеть. Есть ГСМОС Украина должна объединить региональные системы мониторинга окружающей среды (РСМД), которые, в свою очередь, должны объединить системы мониторинга окружающей среды городов (СМДМ). Основу РСМД и СМДМ составляют проблемно-ориентированные комплексы контроля загрязнений (ПОКК). В состав ПОКК должны входить автоматизированные инструментальные аналитические комплексы с целью получения первичной информации о загрязнении окружающей среды, локальные сети автоматизированных рабочих мест (АРМ) ПОКК. Все местные ПОКК одного региона должны объединяться локальной сети центра оперативного мониторинга (ЦВМ), куда попадает информация о состоянии окружающей среды. Для принятия оперативных решений в случае возникновения проблемной экологической ситуации в городах (регионах) информация о состоянии окружающей среды должна поступать в местного (регионального) информационно-аналитического центра, который создается при местных органах власти. На сегодня работы по созданию ГСМОС находятся на стадии пилотных проектов регионального и местного масштабов.
В структуре мониторинга природной среды выделяют следующие подсистемы:
- Природных компонентов (покомпонентный мониторинг)
- Лето-, педо-, гидро-, био-, атмосферы;
- Природных ресурсов (поресурсний мониторинг) - минерально-сырьевых, земельных, водных, биотических, климатических и др..;
- Природных комплексов (геосистемний мониторинг) - фаций, урочищ, ландшафтов;
- Природно-антропогенных процессов (динамический мониторинг) - эрозии, дефляции, осушение, орошение, заболачивания, засоления и т.п.;
- Антропогенных загрязнений (ингредиентний мониторинг)
- Нефтепродуктами, минеральными удобрениями, пестицидами, детергентами, тяжелыми металлами и т.д..
Мониторинг природно-антропогенных ландшафтов показано на рис. 14.3. В пределах Украины тестовые мониторинговые районы должны охватывать зонально-региональные особенности ее ландшафтных условий, обеспечивая репрезентативность наблюдений за изменениями природных и преобразованных ПТК.