Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Геоэкологический мониторинг окружающей среды в Украине - современная форма реализации процессов экологической деятельности с помощью средств информатизации. Геоэкологический мониторинг обеспечивает регулярное оценки и прогнозирования состояния среды, жизнедеятельности общества и условий

функционирования экосистем для принятия управленческих решений по экологической безопасности, сохранения природной среды и рационального природопользования.

В Украине создана Государственная служба мониторинга, т.е. систему учреждений, сбор, анализ, сохраняют и распространяют информацию о состоянии окружающей среды, прогнозируют его изменения и оказывают научно обоснованные рекомендации для принятия соответствующих решений. Государственная служба мониторинга окружающей среды - это составляющая национальной информационной инфраструктуры Украины, которая является открытой информационной системой.

В Украине есть развитая нормативно-правовая база для проведения геоэкологического мониторинга. Постановлением Кабинета Министров от 30 марта 1998 г. утверждено "Положение о государственной системе мониторинга окружающей среды", за которым определяется порядок создания и функционирования Государственной службы мониторинга окружающей среды (ГСМОС).

Постановлением Кабинета Министров Украины утвержден Порядок организации и проведения мониторинга в области охраны атмосферного воздуха от 9 марта 1999 г. По этим Порядком устанавливаются основные требования к организации и проведению мониторинга в области охраны атмосферного воздуха, определяются источники его финансирования, взаимоотношения центральных органов исполнительной власти в организации и осуществлении мониторинга. Мониторинг атмосферного воздуха проводится с целью получения, сбора, обработки, хранения и анализа информации об уровне загрязнения атмосферного воздуха, оценки и прогнозирования его изменений и степени опасности, разработка научно обоснованных рекомендаций для принятия решений в области охраны атмосферного воздуха.

Мониторинг эффективности природоохранной политики (МЭПУ) - главная составляющая общего мониторинга окружающей среды. В его состав входят отдельные подсистемы мониторинга окружающей среды (МЧС), а также мониторинг природоохранного потенциала (МПП) и мониторинг природоохранной образования (МПО). При этом в каждом случае реализуется система наблюдения с предвидением, основными функциями которой являются:

- Систематизация оперативной информации о процессах с точки зрения того, к каким последствиям в будущем может привести достигнутое состояние, а учитывая развитие в прошлом;

- Фильтрация оперативной информации путем выявления критических точек развития;

- Определение возможных альтернатив развития на основе нормативных прогнозов достижения заданных целей в условиях, сложившихся на сегодня;

- Получение рекомендательной информации для органа управления на основе прогнозирования последствий различных вариантов развития.

Итак, в рамках системы мониторинга должны обеспечиваться не только сбор и накопление данных, но и оперативное выполнение процедур анализа, диагноза и прогноза, необходимых для осуществления управления в адаптированном режиме. В подсистеме МЧС осуществляется оценка экологической ситуации, и прогнозирование ее изменений. Результаты МЧС позволяют конкретизировать цель природоохранной политики и определить задачи, требующие безотлагательного решения. ООО обеспечивает непрерывный контроль за состоянием и использованием технологий природопользования, эффективностью существующего механизма экономического и административного регулирования отношений в этой области, разработкой и внедрением природосберегающих новшеств. В МПО, как и в МПП, кроме специфических для этой системы источников информации, применяются сведения о реальных изменениях в окружающей среде, происходящих под влиянием деятельности людей. В результате появляется возможность оценивать конечную эффективность различных стратегий природоохранной образования (в широком смысле этого понятия) и научно обоснованно корректировать соответствующую часть природоохранной политики.

Совместное действие всех подсистем МЭПУ должна обеспечить:

- Постоянное уточнение целей и конкретизацию задач в зависимости от изменений экологической ситуации, определение и анализ возможных вариантов формирования и использования природоохранного потенциала согласно данным об экологичности технологий природопользования, эффективности различных видов управленческих воздействий и возможных природосберегающих нововведений;

- Определение и оценка вариантов развития природоохранной образования (включая влияние средств массовой информации, воспитательную работу среди населения и т.п.).

С 1999 г. в Украине функционирует Украинский центр менеджмента земли и ресурсов (УЦМЗР) - негосударственное общее Украина-американское предприятие, задача которого заключается в применении данных дистанционного зондирования Земли, цифровой картографии, геоинформационных систем и других информационных технологий для поддержки принятия решений государственном уровне и в частном секторе как в Украине в целом, так и в отдельных регионах. Несмотря на довольно короткий период существования, УЦМЗР накопил значительные возможности применения для экологического мониторинга современных технологий обработки данных дистанционного зондирования Земли, создания тематических геоинформационных систем (ГИС).

УЦМЗР имеет собственную антенну приема спутниковых изображений с высоким разрешением NOAA и SeaStar. Для тематической обработки цифровых данных дистанционного съемки Земли в УЦМЗР используется программа Erdas Imagine Professional 8,3 (для Window и Unix) с необходимым модулем. В распоряжении УЦМЗР также большой архив снимков высокого разрешения со спутников Landsat, IRS, SPOT и др.., Который постоянно пополняется. Также УЦМЗР имеет значительное количество эколого-географических данных на территории Украины: тематические векторные карты Украины 1: 200 000 (автодороги, реки, леса, населенные пункты, фунты и т.д.); цифровая модель рельефа (может использоваться для моделирования чрезвычайных ситуаций) и др.. Применяя новые технологии, УЦМЗР может оперативно определять наводнения, пожары, разрушения объектов, отслеживать ураганы, затопления и оползни, что может быть полезным при страховании.

В области анализа экологических рисков УЦМЗР выполнил следующие проекты:

1. Проект оценки риска паводков в Западной Украине, посвященный созданию пилотной ГИС для анализа последствий наводнения 1998 г. и прогнозирования влияния опасных природных явлений на инфраструктуру. Проект выполнялся при поддержке Veridian ERIM International, USGS, МЧС Украины, Гидрометцентра Украины и Центра аэрокосмического и экологического мониторинга (АКИЕМ, Львов). Проект демонстрирует способность помогать органам власти Украины в планировании мероприятий по реагированию на чрезвычайные ситуации, осуществление работ по аварийной эвакуации населения. По запросу МЧС Украины была выполнена работа с космического мониторинга паводка 2001 p., Определены зоны затопленных земель.

2. Определение нефтяных разливов в море с помощью ГИС. Разработали методику определения параметров разлива нефти в море, структуру системы принятия решений с привлечением дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) и ГИС, данных радиолокационных станций, учитывая движение судов и влияние морских течений. В случае получения новых запросов от Правительства Украины относительно нефтяных разливов, УЦМЗР готов к соответствующего применения и развития определенной ГИС.

3. Анализ чрезвычайной ситуации вблизи Болеславчике в районе Первомайска Николаевской области. На основе данных ДЗЗ, проб воды и почв в зоне экологического бедствия оценен причины заболеваемости населения в районе Болеславчике и Чаусово; отслежено территориальную изменение количества опасных веществ в природных компонентах; создана пилотная ПС для анализа причин явления, геопозицийовано точки отбора проб, созданы тематические слои. При условии дальнейшего информационного наполнения ПС может использоваться для детального анализа причин заболеваемости населения.

4. Мониторинг в Чернобыльской зоне отчуждения. Этот проект направлен на оказание информационной поддержки для администрации зоны отчуждения по мониторингу лесных пожаров на территории зоны отчуждения с прогнозом возможного радиоактивного загрязнения. В результатах работы было заинтересовано Министерство Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы, сегодня поддерживает УЦМЗР в продолжении этой деятельности.

5. Анализ биоразнообразия в Причерноморье. Создан ГИС информации о загрязненности поверхностных вод, воздуха украинского Причерноморья опасными для окружающей среды веществами. Для развития системы нужно увеличить базу ведомственных данных (в частности, по проб почвы, воздуха, подземных вод, выбросов предприятий, свалок и т.п.) и объединить эти слои с другими, что позволит создать аналитическую систему оценки экологической обстановки в регионе.

6. ГИС воздушной среды г. Киева. В результате проекта был осуществлен анализ фона загрязненности города, здоровья детского населения по сравнению с оценочным содержанием опасных веществ в воздухе, выделено неблагоприятные для проживания населения районы Киева.

Выполненная работа является компонентом создаваемой сейчас в УЦМЗР системы мониторинга потенциально опасных объектов и территорий Украины.

С помощью геоинформационного картографирования потенциально опасных объектов (ПНО) Украины можно эффективно решать вопросы по реагированию на чрезвычайные ситуации и предотвращения, определять степень риска их наступления, оно является основой проведения экологического аудита объектов, в том числе с целью экологического страхования. В связи с этим в УЦМЗР начата реализация проекта "Мониторинг потенциально опасных объектов и территорий Украины". Он выполняется в рамках Закона "Об объектах повышенной опасности" от 18 января 2001 p. Приказа МЧС "Об утверждении Положения о паспортизации потенциально опасных объектов" от 18 декабря 2000 г. и предусматривает общегосударственную инвентаризацию указанных объектов и территорий с помощью спутниковых технологий, ГИС и путем компьютерного моделирования влияния загрязнителей на природную среду. В результате будет создан функциональную ГИС для отслеживания состояния критических территорий и объектов Украины. Также в рамках проекта внедрят модели рассеивания выбросов предприятий в атмосфере, выбросов нефти в море и т.д.. Материалы работы могут использоваться для целей экологического страхования, в частности, интерес к этому проявили западные страховые компании, выходящие на рынок Украины.

Министерство охраны окружающей природной среды Украины уделяет значительное внимание вопросам координации и организации геоэкологического мониторинга, в частности, разработке и внедрению нормативно-правовых актов и нормативных документов по вопросам мониторинга окружающей среды. / Для развития принятых постановлений Кабинета Министров Украины организовано разработку и внедрен ряд организационно-методических документов по вопросам мониторинга окружающей среды, а именно:


- Межотраслевого нормативного документа "Методические рекомендации по подготовке региональных и общегосударственной программ мониторинга окружающей среды", проект которого согласован с МЧС, МОЗ, Минагрополитики, Госстроем, Держводгоспом, Госкомлесхоз и Госкомзем;

- Межотраслевого нормативного документа "Единственное межведомственное руководство по организации и осуществлению государственного мониторинга вод", проект которого согласован с МЧС, МОЗ, Минагрополитики, Госстроем и Держводгоспом (за документом устанавливаются единые технические требования к организации и осуществлению наблюдения за состоянием поверхностных и морских вод, прибрежных зон водохранилищ, подземных вод, источников загрязнения вод, за гидрологическими показателями оценки количества вод, по физико-химическим и биологическим, токсикологическим, вирусологическим, радиологическим показателям качества вод, а также технические требования к обработке и предоставлении информации);

- Межотраслевого руководящего нормативного документа "Положение о порядке информационного взаимодействия органов Минприроды Украины и других субъектов системы мониторинга окружающей среды в процессе осуществления режимных наблюдений за состоянием окружающей среды" (по этим положением определяются единые требования к порядку информационного взаимодействия субъектов государственной системы мониторинга окружающей среды по режимных наблюдений, основные принципы информатизации сотрудничества, общий порядок формирования, получения и предоставления информации субъектами мониторинга);

- Нормативные документы Минприроды Украины: "Номенклатура и обозначения структурных элементов государственной системы мониторинга окружающей среды", "Методические указания и требования по оснащению типовых пунктов оперативного контроля воды", "Рекомендации относительно сопоставления данных мониторинга вод", "Методические указания по проведению инвентаризации лабораторий аналитического контроля ".

Разработан руководящий нормативный документ "Организация и осуществления наблюдений за загрязнением поверхностных вод (в системе Минприроды Украины)", который внедрен в 2003 г. Разработка и внедрение указанных выше нормативно-правовых документов позволили координировать создание региональных систем мониторинга окружающей среды. В частности, в Донецко-Приднепровском регионе создано многоцелевую информационно-аналитическую систему мониторинга окружающей среды Запорожской области, разработанную в рамках "Программы мониторинга окружающей среды Запорожской области".



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии