Впервые понятие «экологический менеджмент» появилось в «Повестке дня на XXI век», принятом в Рио-де-Жанейро в 1992 г., в котором подчеркивалось, что «экологический менеджмент следует отнести к ключевой
доминанте устойчивого развития и одновременно к высшим приоритетам промышленной деятельности и предпринимательства ». Вместе с тем на сегодня не существует единых общепринятых определений экологического менеджмента.
Для Украины понятие экологического менеджмента является достаточно новым сих пор не закрепленным законодательно. Между тем в международной практике уже есть попытки его реализации в практических механизмах деятельности по своей правовой, нормативно-методической и экономико-регулирующей базой. При этом система экоменеджмента и экоаудита (СЕМА) рассматривается как рычаг регулирования загрязнения, когда ответственность и партнерство играют равноправную роль в охране среды. Вместе с тем, это рыночно-ориентированный механизм, а не инструмент административно-командной системы.
Система экологического менеджмента (СЕМА), согласно международным стандартам, - это часть общей системы менеджмента, включающая организационную структуру, планирование деятельности, распределение ответственности, практическую работу, а также процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, оценки достигнутых результатов и совершенствования экологической политики.
Начальным этапом развития экологического менеджмента считают разработку в 1992 г. стандарта в области систем экологического менеджмента В8 7750, который был подготовлен и выпущен Британским Институтом Стандартизации в соответствии с запросом Британской Конфедерации Промышленности. Позже стандарт стал основой для подготовки других международных документов, среди которых Система экологического менеджмента и аудирования (ЕМА8) в 1993 году
Международной организацией по стандартизации ISO (неправительственная организация, федерация 110 национальных органов по стандартизации в рамках которой функционируют 180 профильных технических комитетов, около 650 подкомитетов и 2830 специализированных групп, в работе которых принимают участие около 30тыс. Экспертов, центральный секретариат поддерживает контакты примерно с 500 международными организациями. Такие широкие связи позволяют безболезненно достигать консенсуса при разработке и утверждении новых стандартов) после Второй мировой войны был подготовленной ISO 14000 - серия международных стандартов систем экологического менеджмента на предприятиях и в компаниях.
Задача ISO - содействовать разработке повсеместно признанных стандартов, правил и других аналогичных документов с целью облегчения международного обмена товарами и услугами. Все стандарты ISO являются добровольными и могут утверждаться как обязательные на национальном уровне или в рамках отдельных предприятий, организаций и т.п. Система стандартов должно обеспечивать уменьшение неблагоприятных воздействий на окружающую среду на трех уровнях:
1. Организационном - через улучшение экологического «поведение» корпораций. 2. Национальном - через создание существенного дополнения к национальной нормативной базы и компоненты государственной экологической политики.
3. Международном - через улучшение условий международной торговли.
Стандарты ISO 14000 разрабатывались Техническим комитетом 207 (ТС 207)
Международной Организации Стандартизации (ISO) с учетом уже зарекомендовавших международных стандартов по системам менеджмента качества (^ О 9000), согласно которым уже сертифицированы более 70000 предприятий и компаний во всем мире.
Ключевым понятием серии ISO 14000 является понятие системы экологического менеджмента в организации (предприятий или компаний). Поэтому центральным документом стандарта считается ISO 14001 - «Спецификации и руководство по использованию систем экологического менеджмента». Все остальные документы рассматриваются как вспомогательные.
Стандарт ISO 14001 устанавливает требования к системе экологического менеджмента, позволяющие любому предприятию сформулировать экологическую политику и цели в соответствии с требованиями природоохранного законодательства своей страны. В стандарте приведены основные понятия и определения, а также предлагаются рекомендации в области экологической политики, планирования, целей и задач, программы и системы экологического менеджмента. Согласно приведенных рекомендаций любое предприятие может создать систему экологического менеджмента, развивать его функции, и обеспечивать подтверждение соответствия этой системы требованиям стандарта.
Несмотря на добровольность стандартов крупные компании, включая транснациональные компании будут сертифицированы в соответствии с ISO 14000, то есть получат свидетельство "третьей стороны" о том, что те или иные аспекты их деятельности соответствуют этим стандартам.
Украинские предприятия могут захотеть получить сертификацию по ISO 14000 в первую очередь потому, что такая сертификация будет одним из непременных условий маркетинга продукции на международных рынках (например, недавно ЕС объявило о своем намерении допускать на рынок стран Содружества только ISO-сертифицированные компании). Среди других причин, по которым украинские предприятию может понадобиться сертификация или внедрение СЕМА, можно назвать следующие:
- Улучшение имиджа фирмы в области выполнения природоохранных требований (в т.ч. природоохранительного законодательства);
- Экономия энергии и ресурсов, в том числе, направляемых на природоохранные мероприятия, за счет более эффективного управления ими;
- Увеличение оценочной стоимости основных фондов предприятия;
- Желание завоевать рынки «зеленых» продуктов;
- Улучшение системы управления предприятием;
- Интерес в привлечении высококвалифицированной рабочей силы.
Сертификация предприятия по ISO 14000 может рассматриваться как промежуточный шаг к согласованию его деятельности требованиям EMAS, поскольку принципы EMAS более прогрессивные и создают более надежную основу для достижения основной цели введения стандартов в области экологического менеджмента - снижение уровня негативного влияния производственного сектора на окружающую среду. Принципиально новое в системе EMAS то, что в сфере регулирования эколого-экономических отношений основной акцент, делается на внутренне фирменные методы защиты окружающей среды. Новая система EMAS, в отличие от уже известных государственных стратегий в сфере защиты окружающей среды, не рассчитана на ценовое, количественное (например, установление объемов вредных выбросов), технологическое и другое регулирование. Она также не нацелена ни на расширение экономической ответственности, ни на ограничение свободы действий предприятий. Речь идет скорее о создании для предприятий таких экономических стимулов, побуждающих их к добровольному принятия официальных директив в области экологического менеджмента.
Однако система EMAS не является обязательным к применению, а лишь определяет на основе экономических факторов рамочные условия добровольного участия в ней. Это говорит о том, что она представляет собой не принудительно-правовой, а сугубо рыночный инструмент.
Подобный подход заслуживает внимания как с позиции отдельного предприятия, так и с макроэкономических позиций. При этом сохраняется индивидуальная свобода выбора решений и поощряется инновационный экологический менеджмент, а не его пассивная форма как дополнение к механизму законодательного регулирования.